Фото:

«Садово в Садовое»: Первый депутатский диспут о переименовании Калининграда в Кёнигсберг

Калининградские депутаты приступили к рассмотрению общественной инициативы о возвращении городу исторического имени: репортаж «NewsBalt».

В Калининграде сегодня, 25 января, депутаты регионального парламента приступили к рассмотрению общественной инициативы о возвращении городу исторического имени — Кёнигсберг. Народные избранники обсуждали эту идею около часа, решив затем перенести заседание на 15 февраля, чтобы «более подробно погрузиться в нормативно-правовую сферу».

Заседание началось с того, что председатель думского комитета по законодательству, единоросс Олег Шлык поспешил откреститься от «кёнигсбержской» инициативы:

— Некоторые СМИ заявили, что я возглавляю группу по переименованию, я такой инициативы не проявлял и не буду проявлять!

Далее общение напоминало мизансцену из гоголевских «Мёртвых душ» (вспомните Манилова с Чичиковым: «Прошу! – Только после вас! – Нет-нет, вы вперёд, а я за вами! – Ну, нет, не будет по-вашему!»). Депутат Соломон Гинзбург от «Гражданской платформы», указывая в сторону инициаторов переименования Рустама Васильева и Дмитрия Карповича, призвал: «Давайте послушаем, что говорят представители гражданского общества». Васильев ответил: «У нас нет слов, мы пришли послушать вас!» На это Шлык проронил: «Нужно учитывать мнение гражданского общества, гражданской палаты. Мы должны услышать посылы от вас».

Тем временем депутат, лидер «Патриотов России» Михаил Чесалин высказал своё мнение по этому вопросу:

— Для меня переименования Калининграда не актуальнее, чем вопрос переименования Садова в Садовое.

Депутат, лидер коммунистов Игорь Ревин был категоричнее:

— Людям нечем заниматься, сидят у себя в кресле и занимаются всякими переименованиями. Это говорит об их низком интеллектуальном развитии. Ваши шансы на переименование равны нулю!

Председатель думского комитета по международным и межрегиональным связям, единоросс Сергей Щепетильников считает, что от переименования «никаких выгод не будет».

— Туристов в результате переименования больше не приедет, туристы приезжают туда, где есть развитая инфраструктура, где есть особые места, — сказал «NewsBalt» Щепетильников.

Депутат Соломон Гинзбург высказал противоположный взгляд:

— Мы, партия «Гражданская платформа», будем настаивать на том, чтобы в 2020 году в год 75-летия Великой победы в Калининграде прошёл референдум о том, как называться нашему городу. Если большинство выскажется за Кёнигсберг, то это будет восстановление историко-культурной традиции. Почему я говорю о 2020-м годе? Это не только юбилей победы, через четыре года весь мир будет отмечать трёхсотлетие со дня рождения великого нашего земляка Иммануила Канта, который был к тому же в период Семилетней войны русским подданным. В этом плане историческая справедливость будет торжествовать, если трёхсотлетие Канта будет отмечаться в российском городе Кёнигсберге.

Вместе с тем инициатор переименования Рустам Васильев высказался против референдума. По его мнению, «не все вопросы нужно выносить на референдум».

— В этом случае необходимо диктаторское решение, — считает Васильев. — Аморальные вопросы на референдум выносить нельзя, а для меня название города аморально. Народ в силу своей тёмности, зазомбированности, незнания истории может принять неправильное решение.

«NewsBalt» попытался разобраться, кто стоит за инициативой переименовать Калининград.

Идею возвращения Калининграду немецкого названия реанимировали известные в городе общественники, которые, впрочем, сразу же разругались друг с другом. Среди инициаторов стоит отметить застрельщика референдума против Балтийской АЭС, несколько раз судимого Михаила Костяева, активиста бывшей Балтийской республиканской партии Рустама Васильева и двух местных националистов, организаторов так называемого Прусского марша Дмитрия Карповича и Владимира Ходаева.

Первое заседание общественников стало последним: группа раскололась на два враждебных лагеря и больше не собиралась. Суть конфликта заключалась в необходимости привязки переименования города к процессу десоветизации. Карпович выступал за изменение всех советских названий, а Костяев считал, что с этим стоит повременить. В итоге в товарищах согласия не оказалось, и две группы решили действовать разобщённо.

В итоге собранные подписи под обращением к депутатам в облдуму принёс Рустам Васильев и Дмитрий Карпович. За месяц удалось собрать 400 автографов. Причём, не только калининградцев, но жителей Сибири и Кавказа, которые также послали свои отсканированные подписи.

— Откуда у вас такая ненависть ко всему советскому? — спросил корреспондент «NewsBalt» у Карповича уже на улице.

— Советская власть оккупировала нашу страну, — ответил националист. — Группа международных террористов оккупировала нашу страну, она имеет примерно такой же масштаб, как сейчас Аль-Каида.

На вопрос о том, волнует ли его мнение ветеранов Великой Отечественной войны, Карпович, выкуривая пятую подряд сигарету, сказал:

— Не забывай, что среди ветеранов есть ветераны НКВД, которые сидели в ГУЛАГе на вышках, жрали паёк. Ветеранов НКВД как раз осталось больше, теперь тоже медальками бренчат, ходят, кричат: «Мы – ветераны!»