Вадим Трухачёв: Призрак Второй мировой войны сыграл главную роль в выборе чехов

Историк, эксперт по странам Центральной Европы Вадим Трухачёв прокомментировал для «NewsBalt» победу Милоша Земана на президентских выборах в Чехии.

События Второй мировой войны продолжают воздействовать на современную политику. Именно они отчасти повлияли и на итог сегодняшних выборов президента Чехии. Левоцентрист Милош Земан (Miloš Zeman) победил во втором туре представителя правых сил Карела Шварценберга во многом из опасений перед «немецким реваншем». Реваншем тех же сил, которые никак не могу смириться с тем, что Карловы Вары больше не называются Карлсбадом, а Калининград — Кёнигсбергом.

Согласно результатам второго тура, прошедшего вчера и сегодня, 25-26 января, Земан набрал почти 55% голосов, Шварценберг – более 45%. 8 марта 2013 года Вацлав Клаус покинет пост главы государства, и Земан официально станет третьим президентом Чешской Республики. И первым всенародно избранным президентом, ибо и Вацлав Гавел, и Вацлав Клаус, и президенты довоенной Чехословакии Томаш Масарик и Эдвард Бенеш выбирались голосами депутатов и сенаторов.

Полномочия у чешского президента формально невелики – как и у его коллег в той же Германии. Однако на практике всё оказывалось иначе. Политический вес Вацлава Гавела и Вацлава Клауса был достаточно велик, об их деятельности знали далеко за пределами Чехии. Милош Земан – человек достаточно яркий, хотя и уступающий двум своим предшественникам в известности за пределами страны. Теперь у него появится отличный шанс приобрести такую известность.

Когда чехи делали свой выбор, они, безусловно, руководствовались преимущественно внутренней политикой. Шварценберг был министром иностранных дел в 2006-2009 и 2010-2013 гг. Он — лидер консервативной партии «Топ-09», которая, будучи частью правящей правоцентристской коалиции, несёт прямую ответственность за всю политику последних лет. Хотя Чехия переживает кризис неплохо, власти идут на сокращение государственных расходов. Естественно, это не нравится многим, а потому в итоге чаша весов склонилась в сторону левоцентриста Земана.

Но противостояние Земан-Шварценберг отнюдь не сводится к чешской внутренней политике. Буквально за день до выборов в издании «Blesk» появились обвинения в адрес Шварценберга, что в случае его победы Чехия утратит независимость, а он передаст потомкам некогда выселенных из страны немцев лакомые куски собственности. Это было преувеличением – у Шварценберга просто не хватило бы на такое полномочий. Но призрак Второй мировой войны сыграл свою роль в том, что большинство чехов в итоге выбрали Земана.

Многим чехам вспомнилась история первой половины ХХ века. После распада Австро-Венгрии возникла независимая Чехословакия, но более четверти населения составляли немцы (которых впоследствии прозвали «судетскими»). Они не смирились с участью национального меньшинства, и в конце 1930-х гг. сыграли роль «пятой колонны», позволившей нацистской Германии в 1939 году уничтожить Чехословакию. Далее были шесть лет оккупации, где чехи были людьми «второго сорта», а немцы – нацией господ.

После освобождения страны с «пятой колонной» поступили радикально. На основании «декретов Бенеша» 1945-1946 гг. свыше трёх миллионов судетских немцев и чехов-коллаборационистов лишили имущества и выселили в Германию и Австрию. Созданные там землячества судетских немцев до сих пор требуют от Чехии вернуть утраченное имущество, грозя ей многомиллиардными исками. Такие же землячества создали выходцы из бывшей Восточной Пруссии. Им одинаково не нравится, что вместо Кёнигсберга на карте есть Калининград, а вместо Карлсбада – Карловы Вары.

Власти Германии дистанцируются от подобных реваншистских требований. В 1997 году главы правительств двух стран Вацлав Клаус и Гельмут Коль подписали декларации, в которой немцы официально отказались от претензий, связанных с выселением судетских немцев (хотя власти Баварии данное решение не признали, но Бавария – только одна из земель). Австрия же до сих пор официально настаивает, что Чехия обязана отменить «декреты Бенеша», вернуть или оплатить утраченное судетскими немцами имущество.

Опасения повторения событий конца 1930-х гг. могла породить сама биография Шварценберга. Он – потомок знатного рода, часть которого проживала в Чехии, а часть – в Австрии и Германии. Хотя он свободно владеет чешским языком, немецкий также является для него родным. Шварценберги до 1945 года владели огромными землями и поместьями, которые у них отобрали как раз на основе «декретов Бенеша». Естественно, многим могло показаться, что он, пользуясь служебным положением, захочет вернуть утраченное. 

Карел Шварценберг уехал из ставшей социалистической Чехословакии в 1948 году, когда ему было 11 лет. Затем более 40 лет он прожил в Австрии. Его супруга – австриячка, не говорящая по-чешски. Сам он неоднократно признавал, что Вена для него – вторая родина. Шварценберг неоднократно давал понять, что «декреты Бенеша» представляли собой преступление против человечества – пусть даже он прямо и не требовал их отмены. Так что значительная часть чехов могла увидеть в нём «лазутчика» Австрии и реваншистов из числа потомков судетских немцев.

Добавим, что проблемы в чешско-австрийских отношениях отнюдь не ограничиваются «декретами Бенеша». На протяжении 20 с лишним лет Австрия требует закрыть чешскую АЭС «Темелин», находящуюся вблизи от её границы. Сами австрийцы отказались от «мирного атома» ещё в 1970-е гг., а в чешской станции они видят «второй Чернобыль». Чехи отказываются – «Темелин» играет огромную роль в местной энергетике. Да и сами претензии австрийцев они считают вмешательством в свои дела. А вот Шварценберг готов был уступить бывшим соотечественникам.

Проблемы «декретов Бенеша» и «Темелина» не раз приводил к обострению двусторонних отношений. Из-за них Австрия тормозила переговоры о приёме Чехии в Евросоюз, а позднее Вацлав Клаус использовал проблемы с южными соседями в качестве довода для того, что нельзя подписывать основополагающий документ ЕС – Лиссабонский договор. Мол, на его основании у австрийских реваншистов появится возможность подать против Чехии иски с множеством нулей, да и «Темелин» в опасности… Кризисы в чешско-австрийских отношениях не раз приходилось разрешать Еврокомиссии. А не слишком дружественная политика Австрии в отношении Чехии неминуемо бросает тень на Шварценберга.

Князь вернулся в Чехию в 1990 году. Шварценберг успел побывать советником президента Вацлава Гавела, сенатором, в 2009 году возглавил консервативную партию «Топ-09». Но как ни крути, а в Австрии он жил дольше. Люди, подобные президентам Литвы, Латвии и Эстонии Валдасу АдамкусуВайре Вике-Фрейберге и Тоомасу Хендрику Ильвесу, в Чехии не совсем в почёте. Чехи дорожат более чем тысячелетней историей своей государственности, чтобы терпеть в президентском кресле «засланных казачков». Да и обожествление Западной Европы и Северной Америки у них не столь сильное, как у титульных наций Прибалтики.

За Милошем Земаном тоже числились «грехи». Будучи в 1998-2002 гг. премьер-министром, он позволял себе резкие высказывания против мусульман, называл покойного палестинского лидера Ясира Арафата «террористом». О судетских немцах он отзывался как о «пятой колонне Гитлера», дав понять, что в своей горькой участи они виноваты сами. Его слова неоднократно вызывали шквал критики в Австрии, Германии, других странах. Не очень-то он стеснялся в выражениях и по поводу своих чешских политических противников. В итоге он порвал с соратниками по Социал-демократической партии, основав своё движение.

На поприще «борьбы с реваншистами» Земану было чем похвастаться. Он неоднократно давал понять, что «декреты Бенеша» являются неотъемлемой частью чешского законодательства, и обсуждать тут нечего. В моменты, когда отношения с Австрией обострялись до предела, он не стеснялся ехать за поддержкой и в Великобританию, и в Россию, отношения с которой в бытность его премьером у Чехии были не самыми лучшими. Впрочем, его вины в этом не было – это плод политики Вацлава Гавела.

«Скандалист» против «австрийца-реваншиста» — выбор у чешского избирателя был не самый богатый. Но «скандалист» всё-таки свой – Земан всю жизнь прожил в Чехии. Шварценберг же – «полунемец», который чехом в полной мере так и не стал, хотя как министр иностранных дел должны был «самым чешским чехом». Потому граждане Чехии выбрали президентом Милоша Земана, и в ближайшие пять лет именно он будет занимать кабинет на Пражском Граде.