Президент Литвы объявила войну. Не надо пугаться: Даля Грибаускайте открыла пока словесные боевые действия, надо надеяться, обойдётся без крови, но жертвы будут, и в этом убеждён любой мало-мальски осведомлённый наблюдатель. По большому счёту, война, пока в медиапространстве, объявлена Альгирдасу Буткявичюсу, премьеру только что приступившего к исполнению обязанностей левого коалиционного правительства.
В интервью, данном накануне Нового года журналу «Вяйдас» («Лица»), глава государства, отбросив в сторону всякий политес, с прямотой закалённого в восточных единоборствах бойца рубанула: нынешнее правительство долго не продержится.
Почему? Да потому, что коалиция собрана из «неправильных» партий и персоналий и, прежде всего, Партии труда и её лидера Виктора Успасских, в частности.
Напомню: эта партия уже много лет проходит по категории подозреваемой в ведении чёрной бухгалтерии, хотя её председатель заявляет, что это дело исключительно политическое и инспирировано единственно для того, чтобы исключить из общественно-государственной жизни самую популярную на период выборов политическую силу.
Между прочим заметим: Грибаускайте уже без суда пригвоздила лейбористов к позорному столбу, наплевав на один из базовых устоев демократического общества: признать виновным человека или организацию может только суд. Президент ещё раз предупредила премьера о личной ответственности за включение в правительство таких сомнительно опасных партий и личностей.
Любопытен и комментарий первого лица государства к итогам референдума по Висагинской атомной электроцентрали. Оказывается, народ обманули, ввели в заблуждение неточной и неполной информацией, в итоге исказившей действительное положение дел и ожидаемый эффект. Виноваты исключительно те, кто выступал против, в том числе, получается, и левая правящая ныне коалиция, и председатель кабинета. С такими исполнителями, намекнула президент, трудно, если вообще возможно, добиться положительных результатов.
Конечно же, это не пустые слова, у главы государства достаточно полномочий, чтобы расправиться с неугодным кабинетом, подвести его под отставку, даже – распустить вышедший из повиновения парламент. Но если не левое правительство, то кто?
В интервью – а политес его воспринял как знаковое, во многом программное – прозвучала грусть по прежнему правому правительству во главе с консерватором Андрюсом Кубилюсом, которому, на её взгляд, удалось удачно провести государственный корабль через опаснейшие рифы кризиса.
Впрочем, нового тут мало, разве только непонятное упорство, с которым и ранее продвигала вызывающего неприятие у большинства граждан антинародный кабинет Кубилюса и надежды на возвращение его во властные кабинеты. Ведь искусственно надутый, в основном, благодаря президентским «анаболикам», рейтинг консерваторов после выборов стремительно сдулся и, как показал предновогодний опрос, вернулся на прежний уровень в семь процентов – самый низкий среди ведущих партий в Сейме. А протеже президента Кубилюс традиционно занимал последнее место по популярности среди политиков, вот и сейчас народ его никак не хочет уважать.
Теплоты, сердечности в отношениях президента и социал-демократов и раньше не замечалось, но вообще-то в цивилизованном мире не принято так публично, даже демонстративно – агрессивно выносить сор из избы, может, на то есть существенные причины? Масс-медиа, политологи сейчас тщательно анализируют ситуацию в поисках «чёрной кошки», пробежавшей между первыми лицами страны, бывшими в своё время соратниками в кабинете патриарха литовской государственности Альгирдаса Бразаускаса.
Прослеживается интересная причинно-следственная цепочка: за неделю до Нового года премьер поделился с журналистами своими первыми впечатлениями от знакомства с наследием консерваторов: «Не думал, что всё так плохо». Это он о энергетике, но не только. Кабинет приступил к расследованию тёмных дел, в результате которых, по предварительным данным, в заграничные оффшоры выводились десятки миллионов евро, и это практически потерянные для страны огромные деньги.
Кабинет также, не отвергая атомную энергетику в целом, выступает против проекта, предложенного консерваторами и горячо поддержанного президентом. Популярный русскоязычный еженедельник «Экспресс-неделя», наблюдая вакханалию с Висагинской атомной станцией, когда наперекор воли народа, высказавшего решительное «нет!» на референдуме, проект продолжает активно проталкиваться, задался совсем уж крамольным вопросом: а не лоббирует ли президент интересы сладкой парочки — японской компании «Хитачи» и американского концерна «Вестингауз электрик», главных подрядчиков проекта? Если это так, то всё происходящее уже не кажется театром абсурда, а образует стройную логическую систему. А почему бы и нет? В оплоте демократии и свободы, как гордо заявляет о себе Литва, всё может быть.
Есть и ещё одна, на взгляд автора, более существенная причина, объясняющая, почему президент выступила с поднятым забралом. Последние в ушедшем году исследование общественного мнения показало, что уже второй раз подряд её превосходительство Грибаускайте на поверку никакое не превосходительство, уступает первое место по популярности новому премьеру. Закономерность при этом пугающая: если месяц назад разрыв составлял пару процентов, то теперь он вырос почти до десяти, и ныне «янтарную леди» одобряет только половина электората. Какой разительный контраст с данными трёхмесячной давности, когда она пользовалась безоговорочной поддержкой девяти человек из десяти!
Редкий политик добровольно уходит из власти, вот и госпожа Даля, по оценке политиков, отличается не только решительностью, но и изрядным честолюбием и, без всякого сомнения, хотела бы продолжить свою вахту у «руля». Однако последние события основательно пошатнули её надежды на счастливое продолжение карьеры, а ведь экзамен не за горами, менее чем через два года ей придётся снова просить у народа мандат на «царство».
Справедливо задаться вопросом: а не является ли беспрецедентная лобовая атака началом большой войны по дискредитации только что утверждённого «левого» правительства и Буткявичюса как его руководителя? Ведь премьер и не скрывает своих намерений баллотироваться в президенты и, если всё пойдёт так, как сейчас, то шансы Грибаускайте на второй срок выглядят по меньшей мере призрачными. Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы заключить: народу не нравится, когда об его мнение по поводу атомного проекта, а по сути — об него самого вытирают ноги, пусть даже это испытанные в боях ножки президента. Не приемлет рядовой Йонас и то, как бесцеремонно выкручивают руки руководителям лейбористов, которым после шести лет (!) судебной волокиты (власти во всех отношениях выгодно держать популярную силу, однозначно выступающую за развитие взаимовыгодных отношений с Россией во всех областях, на судейском крючке) заменили обвинение «уход от налогов» на более тяжкую статью – «мошенничество» аккурат перед вторым туром выборов, после того, как в первом «трудовики» одержали уверенную победу, посрамив этим все правое крыло во главе с президентом, вылившим ушаты грязи на «агентов Москвы».
Оправдается ли расчёт президента одним «выстрелом» уложить сразу двух «зайцев» — устранить конкурента по президентской гонке и сменить кабинет, вернув во власть горячо любимых ею консерваторов и послушного её воли Кубиолюса, которого тепло принимали в Брюсселе и за океаном? Ну, народ вряд ли решительно поменяет свои симпатии, но бесследно такая беспардонная атака не закончится, это можно утверждать абсолютно точно.
А что же премьер, публично высеченный как нерадивый и нашкодивший мальчишка? Нет, с ответом не замешкался, парировал решительно: «Не дождетесь. Мы не собираемся уходить ни после посадки картошки, ни после её уборки. А намерены работать полную каденцию — четыре года. А министрами служат, что бы ни утверждали досужие языки, знающие своё дело ответственные специалисты, они искренне пекутся о благе народа, о Литве».
Консерваторы и их союзники по нынешней оппозиции либералы во время формирования кабинета упрекали Буткявичюса во многих «грехах», в частности – в нерешительности, мягкотелости по отношению к Партии труда. Видимо, всё же в чём-то они правы: премьер не смог устоять перед давлением президента и призвал фракцию социал-демократов в Сейме – кстати, самую многочисленную — проголосовать консолидированно за лишение обвиняемых в мошенничестве руководителей лейбористов депутатской неприкосновенности. Теперь дорога к уголовному преследованию Успасских и его соратников открыта, и уже скоро состоится первое заседание суда.
Политолог Витаутас Думбляускас считает, что голосование в Сейме показало, что «трудовики» как союзники им не нужны». Позволю не согласиться с уважаемым коллегой: у Успасских в Сейме без малого тридцать «штыков», их выход приведёт практически к падению кабинета, к чему и ведёт дело президент. Неужели в целях сохранения достигнутого при формировании правительства компромисса Буткявичюс согласился исполнить написанную президентом партию?
Надо думать, он понимает, чем может обернуться подобная беспринципность, как повторял известный персонаж бессмертного романа «Двенадцать стульев», палец в рот не клади, откусят всю руку. Успасских обвинил союзников по коалиции в предательстве, но о решительном разрыве отношений умалчивает. А тем временем предполагается ещё одна проверка на прочность правящего союза: парламенту предстоит решать вопрос о лишении депутатской неприкосновенности ещё одной ярой противницы Кубилюса и Грибаускайте – Неринги Венцкене, лидера созданной в этом году партии «Путь смелости», прошедшей в Сейм под флагом борьбы с педофилами и подофилией как явлением. Основание – якобы присвоение бывшей судьей сиротской пенсии своей дочери.
Новый год принес много загадок, поиск разгадок займёт по меньшей мере ближайшие два года. Устоит ли правительство Буткявичюса с его правильными установками на взаимоуважительный диалог с соседями, в том числе с Россией и Польшей – пожалуй, главная интрига, которая во многом определит вектор и скорость развития страны.