Фото: автора.

Алексей Тимофеев: Опыт Сербии в решение «прибалтийского» вопроса о нацменьшинствах

Доктор исторических наук Института новейшей истории г. Белграда Алексей Тимофеев раскрыл для читателей «NewsBalt» отношение к нацменьшинствам в странах бывшей Югославии.

Доктор исторических наук Института новейшей истории г. Белграда Алексей Тимофеев раскрыл для читателей «NewsBalt» отношение к национальным меньшинствам в странах бывшей Югославии. Историк отвечал на вопрос — возможно ли в странах Восточной и Центральной Европы цивилизованное, не агрессивное (как в странах Прибалтики) отношение к национальным меньшинствам.

В отличие от сталинского СССР, где существовали хотя бы декларативно теории о «старшем брате», национальная политика в Югославии сводилась к максиме «слабая Сербия – сильная Югославия». Сама федерализация Югославии после 1945 года была исключительно антисербски направлена – из территорий, которые относились до этого к сербским с региональным делением, было выкроено несколько союзных республик – Черногория, Македония, Сербия, Босния и Герцеговина. При этом и эта обрезанная республика Сербия была разделена на три части – Автономный край Косово и Метохия (районы смешанного проживания албанцев и сербов), автономный край Воеводина (район смешанного проживания сербов, венгров, словаков, русинов, румын, словаков и др.) и т.н. «узкая Сербия».

С другой стороны, в Хорватии, Боснии или Македонии таких автономных краев не было, хотя также имелись районы со смешанным проживанием, как и тех, где доминировали сербы. В «великосербском шовинизме» хорват Йосип Броз Тито видел основную угрозу собственной власти. Недаром после ссоры с СССР Тито поспешил ликвидировать прозападные и просоветские струи в коммунистической партии Югославии, ведь первые последовательно одерживали верх. Среди их идеологического базиса было усиление федерализации страны, верхом которой стала Конституция 1974 года, которая фактически уравняла в правах автономные края и республики. В дальнейшем этот процесс неминуемо вёл к конфедерализации страны и её распаду, что и было замечено консервативными кругами в партийном аппарате и армии, в результате чего к власти в 1987 г. в стране пришёл Слободан Милошевич. Его попытки изменить конституцию и усилить централизацию страны совпали с чередой развалов социалистических государств и кризисом идеологии коммунизма. В силу этого на просторах бывшей Югославии разгорелся ряд гражданских войн. Среди прочего, они привели к изменению национального многообразия в регионе.

В независимой Словении новые власти просто уничтожили списки граждан (матичные книги), вычеркнув из рядов граждан несловенцев. В Хорватии сербы (бывшие до этого вместе с хорватами двумя конституционными государствообразующими народами республики) были сведены до уровня национальных меньшинств. Восставшие против этого сербы попытались создать собственную автономию, но были изгнаны из страны. Практически современные Хорватия и Словения стали моноэтническими государствами, где меньшинства не превосходят нескольких процентов. В Боснии попытка создания унитарного мусульманского государства вызвала возражения сразу двух народов – хорватов и сербов. Под давлением Запада хорваты были вынуждены объединиться с мусульманами против сербов, и фактически страна с середины 90-х годов разделена на две национальные автономии – мусульманско-хорватскую автономию и Республику Сербскую. Запад постоянно старается унитаризовать Боснию, но эти попытки в условиях застарелой взаимной неприязни и слабой экономики обречены на провал. Определённые проблемы имеются и в Черногории (черногоско-сербские), и в Македонии (македонско-албанские), где парламентское противостояние большинства и сравнимого с ним по численности меньшинства постоянно ставит на повестку дня жизнеспособность этих государств.

Наибольшим своеобразием отличается нынешняя Сербия, сохранившая, несмотря на войны 90-х, все рецидивы титовского многонационального государства. Фактически нынешняя Сербия и сейчас разделена на три части: автономное Косово (провозгласившее независимость и фактически разорванное на сербский север и албанский юг), «узкую Сербию» и автономную Воеводину. Если в Косово существует полная сегрегация систем образования и политической жизни вообще, то в «узкой Сербии», и особенно в автономной Воеводине, сохранились все реликты титовского времени в области национальной политики, в которой каждое меньшинство (народность) пользовалось широкими правами, напрямую связанными только с численностью меньшинства. Национальные меньшинства имеют собственные Национальные советы, выборы в которые проходят по особым национальным спискам (включение гражданина в которые является добровольным).

Деятельность советов по поддержанию культурного своеобразия финансируется из бюджета (культурные клубы, музеи, периодика и издательство). Также крупные меньшинства, т.е. те, чья численность составляет более 2% от общей численности населения (венгры, албанцы), имеют льготные права на выборах (один голос нацмена равен нескольким голосам серба) при голосовании за национальные списки в государственный парламент и местные органы власти. Все меньшинства имеют права получать собственное начальное, среднее и высшее образование на национальном меньшинстве. Также они имеют право обращаться к местной администрации на национальном языке.

Право на получение образования и использования национального языка в обращении с государственной администрацией получают те меньшинства, которые составляют не менее 15% от населения соответствующего муниципалитета или области. Например, если не менее 15% одного муниципалитета, имеющего начальную школу, относится к одному национальному меньшинству, то они имеют право получать начальное образование на национальном языке. В случае если 15% составляет в нескольких соседних муниципалитетах, имеющих колледж (среднее учебное заведение), то они имеют право на образование на национальном языке на уровне средней школы. 

При этом возникает потребность в образовании кадров для этих учебных заведений на национальных языках, и как следствие, они получают образование на уровне факультетов на национальных языках. В Воеводине (21,6% населения Сербии) эта система доведена до такого максимума, что служебными языками автономии являются сербский, венгерский, словацкий, румынский, русинский и хорватский. При этом стоит отметить, что в этом крае живёт сербов 65%, венгров 14%, словаков 3 %, хорватов 2,5 %, румын 1,5 %, русинов 0,7 %. В крае действует собственное правительство, академия наук, парламент. Всего в Сербии (без фактически независимого Косова) живет 83% сербов. Следующее национальное меньшинство – венгры составляют всего около 4% населения страны. И, тем не менее, Сербия считается по конституции многонациональным государством.

Стоит при этом напомнить, что ряд государств Европы (как, например, Франция) при куда большей мультиэтничности вовсе не знают в своём конституционном праве понятия национальное меньшинство.