«NewsBalt» взял интервью у бывшей студентки Балтийского федерального университета им. Канта в Калининграде Марины Карловой, которая после окончания российского вуза продолжила обучение в университете финского города Турку. Марина рассказала, как россиянке живётся в Финляндии.
— Марина, получив диплом в России, ты решила продолжить обучение за границей. Что тебя подвигло к такому шагу?
— Очевидное преимущество и, определённо, ключевой фактор в моём решении поступить именно в финский вуз — это бесплатное образование в Финляндии. Оно доступно для всех — как для финнов, для жителей Евросоюза, а также всех остальных иностранцев. Причём, образование любое — государственное бюджетирование касается всех программ, начиная от медицинского факультета, заканчивая архитектурным. Единственный критерий отбора — твоя конкурентноспособность (предыдущие оценки, научная деятельность, рекомендации и тому подобное). А в том, что в Финляндии конкурс на поступление в университет проходит честно — я не сомневаюсь.
Преимущества магистратуры в Финляндии для меня, как для студента, прежде всего заключается в свободе выбора курсов — помимо обязательных программных можно выбирать любые предметы, что тебе по душе, которые хоть как-то вписываются в рамки изучаемой программы, а также возможность пересдавать экзамены без всяких на то санкций до 3-5 раз. Ещё одно огромное преимущество — это прекрасные условия для получения образования и просто для жизни, роскошная инфраструктура университета — библиотеки, студенческие кафе с дешёвыми обедами, широкий выбор досуга, включающий в себя различные студенческие поездки по приятным ценам, занятия спортом, вечеринки и море других интересных занятий.
Недостаток пока заметила один — та свобода, которую предоставляет образовательная политика финских вузов студентам-магистрам (возможность откладывать сдачу экзаменов, и тем самым, возможность продлить срок обучения с двух до четырёх, даже пяти лет) позволяет ленивым студентам растягивать сроки своего обучения. А время идёт, а рынок труда нуждается в молодых специалистах, многие из которых не сильно торопятся вступать в фазу «окончил университет — пошёл работать», и продолжают жить, наслаждаясь студенчеством и всеми благами, которыми оно располагает.
— Много в финском университете иностранцев и самих финнов? Как они себя ведут с русскими студентами?
— Интернациональная атмосфера Турку мне очень импонирует. Мне нравится знакомиться со сверстниками из разных уголков планеты, делиться впечатлениями о жизни, узнавать какие-то новые для себя вещи, культурные особенности жителей других стран. Также всегда интересно, какие у человека мысли и стереотипы о нашем государстве, всегда интересуюсь, что человек знает и думает о России. Для меня, как россиянки, очень важно осознание того, что я в некотором смысле представитель нашей страны в том месте, где я сейчас нахожусь, поэтому я очень внимательна к своему поведению, и стараюсь личным примером привнести в сознание иностранцев позитивный образ нашей страны.
Дискомфорт в общении с иностранцами не испытываю, но заметила, что многие парни из стран индоазиатского региона (а таких в Турку много учится — непальцы, пакистанцы, индусы) неприятно пахнут какими-то своими специями. С местными финскими студентами вообще проблем никаких нет. Большая часть финнов довольно скромны и застенчивы. Культура у них такая — никогда не лезь в чужое дело и не навязывайся другому человеку. Поэтому это очень мирные, спокойные и доброжелательные к другим люди.
— А есть ли какие-то проблемы в общении со студентами из Прибалтики?
— Программа, которую я изучаю (регион Балтийского моря) очень часто обращается к вопросам истории, особенности истории 20-го века. Вот на подобных семинарах и выяснилось, насколько разные у нас взгляды с прибалтами на некоторые события, например, победу в Великой Отечественной войне. Я раньше и предположить не могла, что положительный для всех исход войны можно оспорить. Но, как оказалось, в Литве, Латвии и Эстонии у молодёжи другое мнение. Для них победа Советского Союза оказалась злом, так как после случилась, как они полагают, оккупация их стран. А вот если бы победу одержал нацистский режим Гитлера, то, по их мнению, история пошла бы другой дорогой, и не было бы оккупации прибалтов Советским Союзом. Советский период истории своих стран ребята из Прибалтики однозначно считают самым драматичным и чёрным периодом. Да что говорить — все они учились в школе по учебникам, изданным в первой половине 90-х годов, как раз в тот момент, когда критика всего советского была наиболее остра. Ребята рассказывают, что у них есть музеи советской оккупации (во всех трёх столицах), куда школьниками их водили на экскурсию. Так что идеи неприятия советского прошлого воспитываются в Этонии, Латвии и Литве с самого детства. Я всё могу понять, но только не такое бессознательное деление вещей на белое и чёрное.
— Какое мнение у финнов о русских и о России? Насколько весомую роль в их мнении играют стереотипы?
— Поскольку общаюсь, в основном, с финской молодёжью, то могу с уверенностью сказать, что финны очень хорошо относятся к России и к русским в особенности. В университете Турку я сейчас работаю помощником местной преподавательницы русского языка, даю уроки русского финнам. И вижу, насколько популярны русскоязычные курсы, и насколько сильна тяга финнов к изучению нашего языка и культуры. Для финнов мы большой и слегка загадочный сосед. А стереотип, думаю, один везде — все русские пьют водку много и часто, а также что у нас в каждом городе ракетная установка имеется. В этом финны относительно нас не оригинальны.
— Как финны относятся к таким историческим периодам и событиям, как нахождение в составе Российской империи, признание большевиками независимости Финляндии, «Зимняя война» 1939-1940 годов и последующая Великая Отечественная война?
— Не могу говорить за всех финнов, но по ощущениям финны довольно положительно относятся к своей истории в качестве провинции Российской империи, ведь именно в ту пору они обрели относительную независимость, начали создавать собственную культуру, и вообще, у нации появилось осознание единства. Отчего же им нелюбить большевиков, которые подарили им независимость и возможность создать свою государственность? Думаю, единственной пикой в этой череде исторических событий для финнов является «Зимняя война» с Советами. Но опять же, это и повод для гордости — финны всегда вспоминают свой героический отпор, оказанный врагу, вне зависимости от того, насколько велика была разница между людскими и материальными ресурсами между Финляндией и СССР в те годы. А своё сотрудничество с фашистской Германией финны считают необходимостью, вызванной условиями мирного договора с СССР в 1940-м году, и в полном смысле коллаборцианистами нацистов себя не считают. Такое мнение у меня сложилось после посещения нескольких курсов по истории, преподаваемых финскими профессорами.
— Насколько сильны, на твой взгляд, позиции евроскептиков в Финляндии?
— Не сильны совершенно. Несмотря на то, что партия «Истинных финнов» (единственные евроскептики в финском парламенте) достигла внушительных успехов на последних парламентских выборах в 2011 году, их можно назвать маргинальной политической силой, которая достигла высот на волне всеобщего европейского финансового кризиса. На мой взгляд, в случае стабилизации финансового положения в странах ЕС, «истинные финны» вскоре потеряют значительную часть своего электората. В Финляндии в образованных кругах населения считается постыдным голосовать за партию «Истинных финнов», также как и разделять их во многом популистские идеи. Финны определённо выиграли от вступления в ЕС, и они это прекрасно понимают.