Недавно литовские власти устами советника президента по иностранным делам Йовиты Нелюпшене продекларировали нежелание приглашать на предстоящий в ноябре 2013 года саммит «Восточного партнёрство» представителей белорусских властей, «на которых распространяются ограничения».
Некоторые комментаторы поспешили интерпретировать данное заявление так: «На саммит инициативы «Восточного партнёрства» во время председательства Литвы в ЕС в Вильнюс представителей белорусского режима приглашать не собираются». Дескать, они входят в список невъездных в Европейский Союз.
Однако в пользу того, что представители Белоруссии всё же могут оказаться на готовящемся саммите говорит следующее:
1. Официальный Минск не обязательно может представлять чиновник, внесённый в список невъездных в ЕС. Впрочем, даже внесённому в данный список министру иностранных дел РБ Владимиру Макею, сей факт совсем не помешал недавно оказаться в Тбилиси и встретится в рамках программы «Восточного партнёрства» с еврокомиссаром Штефаном Фюле. (К тому же, согласно заявлению литовского европарламентария Юстаса Палцкиса, европейские чиновники могут поднять вопрос о визе для невъездного белорусского министра на саммите ЕС, который начался вчера, 7 февраля).
2. Ноябрьский саммит «Восточного партнёрства», скорее всего, будет посвящён всей политике ЕС на восточном направлении (на это указывает, например, то, что его планируют посетить главы всех стран, входящий в Европейский Союз), а интерес европейцев в Белоруссии и прочих землях на Востоке, обусловлен следующими факторами.
Европейский Союз в отношении республик СНГ проводит «разноскоростную» дифференцированную политику, выстраивая её сугубо в двусторонней плоскости в зависимости от конкретных целей и задач взаимодействия с тем или иным государством. Основными целями этой политики являются:
• вовлечение государств региона в «управляемый диалог» на основе правил ЕС;
• стимулирование политических и социально-экономических реформ в СНГ;
• сближение законодательства постсоветского пространства с европейскими нормами и стандартами.
Евросоюз продолжает активно использовать рычаги экономического содействия проевропейски настроенным республикам региона. Одновременно с эти Европейский Союз, в отличие от США:
• более гибко корректирует своё отношение к транзитным странам СНГ;
• и задумывается о предоставлении им необходимого минимума помощи в целях обеспечения энергетической безопасности (для предотвращения конфликтов в энергетической сфере).
Энергетический фактор вынуждает Евросоюз более прагматично подходить даже к сотрудничеству с нестабильными, но богатыми углеводородами государствами Центральной Азии и Закавказья.
Отодвигая на второй план проблемы в сфере демократии и прав человека на этих территориях, европейское руководство стремится обеспечить альтернативу поставкам российских нефти и газа в Европу.
7 мая 2009 года Белоруссия была включена в программу Евросоюза «Восточное партнёрство», которая, согласно декларируемым намерениям, направлена на углубление всестороннего сотрудничества с РБ на равноправной и недискриминационной основе. Особая, декларируемая не столь рьяно задача «Восточного партнёрства» — контроль над транзитной инфраструктурой на территории Белоруссии, Украины, Молдавии и Приднестровья, посредством которой осуществляется транзит энергоносителей из России на Запад. Страны «Восточного партнерства» обречены превратиться для Евросоюза в:
• источник ресурсов, включая трудовых,
• рынки сбыта продукции из ЕС,
• зону транзита российских энергоносителей под контролем Евросоюза,
• буфер между Россией и объединённой Европой.
Фактически Брюссель настаивает на своеобразном разделении труда – постсоветским республикам обещана политическая самостоятельность от России в обмен на европейскую лояльность. Экономическую часть проекта должна обеспечить Россия.
Для данного решения есть основание: — отсутствие тесной экономической и политической интеграции постсоветских республик — дающее внешним силам шанс на дальнейшую и окончательную дезинтеграцию этого региона с выходом на кардинальные геополитические перемены, затрагивающие интересы Москвы.
Слабым местом программы является то, что для большей части участников, экономические отношения с Россией (и ее экономическая поддержка) носят стратегический характер.
Однако идеологи проекта уверены, что Москва будет по-прежнему выступать ресурсно-экономическим донором и это обеспечит Евросоюзу односторонние преимущества.
В свою очередь интерес со стороны Белоруссии к европейской интеграции и «Восточному партнёрству» обусловлен, в соответствии с официальными источниками информации, следующими факторами.
Евросоюз – сосед республики, общая граница с которым является самой протяжённой.
Согласно заявлению президента Белоруссии Александра Лукашенко: «Наша задача — быть соединяющим мостом между Востоком и Западом…». В Европе – новые технологии, инвестиции, колоссальный интеллектуальный потенциал – все, что нужно для содействия экономической модернизации Белоруссии.
Белоруссия торгует с Европейским Союзом. Товарооборот составляет около 47%, и торговый баланс с плюсом в пользу РБ. ЕС остается одним из основных потребителей белорусского экспорта.
Активизация европейского курса на многосторонней и двусторонней основе — не временная мера, а долгосрочное, серьёзное направление деятельности. Белорусскими властями декларируется, что:
А). Реализация их интересов в рамках региональных и субрегиональных европейских организаций, как ОБСЕ, Совет Европы, Центрально-европейская инициатива, Организация Черноморского экономического сотрудничества, Совет государств Балтийского моря будет продолжена.
Б). «Работа по использованию в интересах Белоруссии» потенциала ведущих международных финансово-экономических организаций, включая программу развития ООН, всемирный банк, международный валютный фонд и так далее остается неотложной задачей.