Збигнев Шмурло: Инициаторы «72 часов без визы» для россиян опоздали

Об этом в интервью «NewsBalt» заявил уполномоченный президента Эльблонга по международному сотрудничеству с Востоком Збигнев Шмурло.

Российская сторона опоздала с предложением к Евросоюзу ввести льготу «72 часа без визы» для россиян, прибывающих в Европу морским путём. Такое мнение корреспонденту «NewsBalt» высказал уполномоченный президента польского города Эльблонг по международному сотрудничеству с Востоком, кандидат политических наук Збигнев Шмурло (Zbigniew Szmurło). По мнению эксперта, такая инициатива была бы полезна лет пять назад, «когда были проблемы с визами и пересечением границы».

— А теперь, когда мы уже более открыты, зачем ещё и такое направление? Моё мнение – нужно сосредоточиться на малом приграничном движении (МПП) между Калининградской областью и приграничными районами Польши и добиться того, чтобы в соглашение вошли и морские погранпереходы, — считает Шмурло.

По его мнению, Европа не пойдёт на введение «72 часов» без визы для россиян, приезжающих в ЕС морем. Так что на местном уровне остаётся делать ставку только на малое приграничное передвижение.

«NewsBalt» напоминает, в 2008 году правительство России в одностороннем порядке приняло постановление, разрешающее участникам туристических групп, прибывающих на паромах, находиться на территории Российской Федерации в течение 72 часов без виз. Подобный режим стал возможным и в Калининградской области в связи с открытием многостороннего пункта пропуска через госграницу в Балтийске.

По словам Шмурло, в Эльблонге уже стало заметно, что соглашение о малом приграничном передвижении между Калининградской областью и приграничными районами Польши набирает силу – в гипермаркетах чаще стали встречаться русские. Однако нельзя сказать, что «малое приграничное движение открылось как мешок и в Польшу поехала толпа русских». К тому же, по популярности Эльблонг уступает Гданьску, куда, в основном, и едут туристы из Калининграда.

При этом поляки, как считает Шмурло, не сильно заинтересованы в поездках в Калининградскую область. Поляк рассуждает так: если у меня есть российская виза, я лучше поеду в «большую Россию». Так что соглашение о МПП выгоднее калининградцам, считает эксперт.

— Я 20 лет езжу в Калининградскую область и знаю, что вам есть, что показать туристам. Но над тем, чтобы поляки поехали в вашу сторону, надо тщательно поработать, — считает Шмурло.

Эксперт полагает, что нынешнее «туристическое предложение» Калининградской области поляков вряд ли устроит – сейчас «на недельку можно попасть на Средиземноморье намного дешевле, чем съездить к вам или к нам».

— Боюсь, что цены, которые сейчас в Калининграде, не устроят поляков. Если посчитать, сколько польский турист потратить на проживание в гостинице и на питание за выходные – выйдет в разы дороже, чем в Польше, — отметил эксперт. – Поэтому нужно готовить мероприятия для гурманов, любителей, которые захотят ехать в Калининградскую область. Может, особенную уху варить, или ещё что-то, чтобы клиент согласился платить за это деньги. Почему бы нам не приезжать в Калининград в филармонию на концерт или на выставку? Но для этого нужна реклама.

По словам эксперта, с введением МПП польские турфирмы начали готовить для калининградцев новое предложение – специальные карты для туристов, которые дают значительные скидки на проживание в определённых гостиницах, на еду в определённых ресторанах и на товары в супермаркетах. «Может быть, калининградским предпринимателям нужно тоже поработать в этом направлении», — говорит Шмурло.

В этой связи эксперт привёл проект «Международный водный путь Е-70», то он чрезвычайно выгоден как России, так и Польше, уверен Шмурло. Во-первых, это даст толчок яхтенному спорту. По подсчётам местных властей только на польской части Вислинского залива одновременно может находится 1100 яхт. А сейчас их с польской стороны всего 200, а с российской – 50. А между тем, желающих путешествовать морским транспортом достаточно много.

Во-вторых, по «Е-70» на чемпионат мира по футболу в 2018 году в Калининградскую область сможет прийти множество туристов. В-третьих, по мнению Шмурло, «Е-70» укрепит человеческие контакты между европейскими городами и Россией – между тем же самым Эльблонгом и Калининградом, не говоря уже об увеличении грузопотока.

По словам эксперта, Россия заинтересована в реализации проекта, но проблема, как всегда, упирается в деньги. ЕС финансирует 70-80% проектов «Е-70» в Польше, остальные средства должны искать сами муниципалитеты. «Если российская сторона получит финансирование из Евросоюза, то я гарантирую, что она сразу включится в проект «Е-70», потому что для неё это тоже выгодно», — сказал в заключении Шмурло.