Фото:

Датский режиссёр: История с отчаянным Депардье не демонстрирует потепления Европы к России

Известный в Дании режиссёр Йонас Элмер в интервью «NewsBalt» поделился мнением о происходящем в датском и российском кинематографе.

Известный в Дании кинорежиссёр Йонас Элмер (Jonas Elmer), отмечающий сегодня, 14 марта, свой день рождения, в интервью «NewsBalt» поделился мнением о происходящем в датском и российском кинематографе.

— Йонас, какое кино сейчас снимают в Дании?

— Правительство Дании всегда поддерживало киноиндустрию в стране, и, наверное, поэтому датское кино за последние годы обратило на себя внимание мировой аудитории. Несмотря на всю бумажную волокиту, которую необходимо пройти режиссёру и сценаристу, задумав новый проект, в Дании есть все шансы снимать качественное и глубокое кино, которое имеет свой определённый характер и уже сейчас узнаваемо во всём мире. Если говорить о тенденциях, то я бы отметил желание режиссёров приблизиться к реальности. Вы не увидите каких-то грандиозных эффектов, графики. Большинство фильмов снимается в лучших традициях документалистики, что придаёт тот самый реализм, а также не требует огромного бюджета на съёмки.

— А о русское кино вы видели?

— Так как мой отец знал о кино не понаслышке, я ещё будучи ребёнком смотрел известные картины не только итальянских и французских режиссёров, но также и советские фильмы. И по сей день я стараюсь расширять свой кругозор, изучать традиции и подходы разных культур в кинематографе, ведь датское кино всё же старается показать реальность в пределах своих интересов, своего менталитета. Но «русское кино» ещё не совсем понятно европейскому зрителю.

— Что вы имеете в виду?

— К сожалению, не могу составить полноценное мнение о российском кинематографе, так как последнее из того, что я видел, был фильм Никиты Михалкова «Утомлённые Солнцем 2». Честно признаться, не пришёл в восторг, скорее испытал некое недоумение, почему русские так стремятся достичь уровня американского кино. Нет былой поэтичности, работы с камерой, зато идеологического подтекста и стремления произвести впечатление придостаточно. Я помню фильм Михаила Калатозова «Летят Журавли», который просто пронизан эмоциями и поэтичностью кадра.

Я был в Москве раз пять или шесть, и имел возможность пообщаться с несколькими деятелями кино и заметил, что российский кинематограф ориентируется на Запад, таким образом теряя свою изюминку, особенность, которой славился советский кинематограф. Ведь не стоит забывать, что в основе мирового кино лежит и школа русских кинематографистов. В России чувствуется эта мощь, масштабы, которые нам европейцам незнакомы. Это вселяет надежду на огромный потенциал.Заметно и отношение западных артистов и режиссёров к России. Огромный интерес и желание сотрудничать. 

— Есть ли цензура в датском кинематографе?

— Киноиндустрия и политика в Дании не пересекаются, однако существует определённого рода цензура. Я верю, что тут не политика тому виной, будь то кино в Дании или в России, а некая цензура, которая всё же существует в наши дни. Кинематограф имеет свойство развиваться, и порой бюрократическая система не в состоянии принять новые креативные идеи. Мой новый фильм, например, построен на абсолютной импровизации, что исключает сценарий и уже расходится с требованиями датского правительства.

Подобный отбор, который проводится основываясь на содержании сценария, всё-таки не гарантирует качественный продукт в итоге, тем не менее, позволяет правительству проводить некую цензуру, о чём снимать, в чём заинтересовывать публику, а что на их взгляд неважно и не достойно внимания. Моё мнение на это счёт — никто не имеет права диктовать, что и как мне делать. Главное это то, что чувствую и думаю я, поэтому плевать я хотел на все эти правила.

— Одним из нашумевших примеров, как деятели европейского кинематографа тянутся к России, является Жерар Депардье. Ваше мнение о его инициативе взять российское гражданство?

— Депардье, конечно, отчаянный. Но, а мой взгляд, ему надо бы развернуться, перестать себя так мерзко вести, поехать во Францию, платить все положенные ему налоги и не устраивать этот цирка… Он особенно глупо выглядел в национальной русской сорочке и с этим паспортом. Всё это очень недостойно. Если ты зарабатываешь большие деньги, то ты должен платить большие налоги. Очевидно, у него какое-то помутнение рассудка, и данная ситуация ни коим образом не демонстрирует потепления в отношении Европы к России. Это лишь блажь отдельного актёра на закате его актёрской деятельности. 

— Ваш взгляд на отношения между Россией и Данией.

— Что касается отношений наших стран, полезно оглянуться на исторический опыт, который формирует нашу заинтересованность в странах союзниках. Россию тяжело отнести к Европе, это огромная страна по сравнению с Данией. Наше государство более дружественно к европейским и соседствующим странам. Например, Прибалтика представляла какое-то время назад интерес для Дании. Не могу ручаться за ситуацию сейчас, но мы проявляли интерес к их развитию. Всё-таки есть какие-то вещи, которые нас объединяют и мы друг друга понимаем.

Россию, политику России и вообще русских людей нам тяжело понять. Мы очень разные. И даже несмотря на какие-то политические аспекты, которые вынуждают Данию вступать в диалог с Россией, наше общество весьма закрыто. Дания — это небольшая страна одного города, поэтому диалог с такой мощной державой — это всё равно, что иметь дело с огромным зверем. По поводу политики России, хочется верить, что у вас есть демократическое будущее. Мы всё-таки живём в цивилизованное время, когда в приоритете демократические ценности и интересы граждан страны, а не её правителей.  


Справка «NewsBalt». Датский режиссер Йонас Элмер, 46 лет. Автор комедий «Мир Моны» (2001), «Nynne» (2005). Дебют в американском кино — «Замерзшая в Майами» (2008). Сейчас заканчивает работу над своим новым фильмом «Det Andet Liv» («Другая жизнь»).