Лариса Лыкошина: К отношению в Польше к нацменьшинствам трудно даже формально придраться

Эксперт Института научной информации по общественным наукам РАН Лариса Лыкошина высказала «NewsBalt» свой взгляд на отношения к нацменьшинствам в Литве и Польше.

Доктор исторических наук Института научной информации по общественным наукам РАН Лариса Лыкошина высказала читателям «NewsBalt» свой взгляд на отношения к национальным меньшинствам в Литве и Польше, которые, по мнению эксперта, находятся в зеркальном отражении. Если в Литве государство по отношению к полякам ведет себя агрессивно, то Польша являет собой образец отношения к литовским меньшинствам.

«Восточная политика Польши» – некое достаточно условное понятие, включающее в себя политику Польши по отношению к России, Украине и Белоруссии. В своё время в это понятие включалось и политика Польши по отношению к Литве. Есть даже аббревиатура УЛБ, раскрываемая как Украина, Литва, Белоруссия. Её появление связано с именами Ежи Гедройца и Юлиуша Мерошевского – польских эмигрантов, издававших в Париже журнал «Культура», пользовавшегося огромной популярностью с кругах оппозиционной польской интеллигенции в годы социализма.

Относительно восточной политики Польши Гедройц и Мерошевски сформулировали революционную по тем временам идею о необходимости выстраивания отношений Польши на востоке с независимыми государствами: Украиной, Белоруссией и Литвой. В том, что СССР распадётся и таковые появятся, издатели «Культуры» не сомневались (это были 1960-е годы. — «NewsBalt»). Со временем Литва выпала из этого ряда, вписавшись в европейские структуры, но традиция подхода к восточной политике Польши, исходя из идей Гедройца-Мерошевского, осталась. 

Следует заметить, что многие польские политики считают себя особыми знатоками проблем восточных соседей Польши, экспертами по проблемам, с ними связанными.

В самой Польше также живут и украинцы, и белорусы, и литовцы. Хотя национальные меньшинства составляют всего несколько процентов от общего числа населения страны. Немногочисленное непольское население страны по-разному позиционирует себя.

Так, литовское меньшинство, концентрировано проживающее в районе Сейна, несмотря на свою немногочисленность, имеет и школы, и детские сады, и свою газету. Они знают родной язык и стараются сохранить литовскую идентичность.

Несколько иная ситуация в случае с белорусами, нередко уступающими под натиском титульной нации. Польские украинцы, компактно проживающие на востоке страны, а также на севере и западе (сюда они попали в результате операции «Висла» в сороковые годы) много усилий прилагают для сохранения своей национальной специфики.

В Польше к отношению государства к национальным меньшинствам трудно придраться даже с формальной точки зрения: есть закон о национальных меньшинствах, их права гарантированы, в сейме заседает депутат, представляющий национальные меньшинства – Евгений Чиквин, но всё равно некое напряжение существует. Это напряжение связано не с государственными законами, а с тем, как люди относятся к «неполякам».

Это проявляется не на уровне государства, а на уровне человеческих взаимоотношений. Особенно это касается региона Белостокского или, как сейчас он называется, Подляшского воеводства, где компактно проживают белорусы, отчасти украинцы, отчасти литовцы. В воеводстве происходят по большей части бытовые конфликты: то нападут на православный монастырь, то какую-нибудь пожилую женщину осмеют за то, что она тремя пальцами, щепоткой крестится на православную церковь.

Польское национальное меньшинство литовцы притесняют. В Литве не дают возможности писать свои имена по-польски, использовать польский язык в топографических названиях, препятствуют развитию польского образования. Литовцы по отношению к полякам ведут себя не всегда корректно. Поэтому польские президенты с завидной ответственностью стараются поддержать польских соотечественников. 

Несколько бытовых наблюдений. Недавно я была в Вильнюсе, и мне приходилось пользоваться такси. Таксисты, все как один поляки, сетовали, что сельское хозяйство в упадке, промышленности в Литве фактически никакой нет. То, что Литва примкнула к Европе, страну тоже не особенно спасает от кризиса. В обществе есть настроение у части поляков какой-то обиды на литовцев. Досады за то, что они не оценили их вклад в литовскую культуру, экономику.

Полякам трудно отказаться от взгляда на Литву как части своей исторической родины. Ведь в Вильнюсе в могиле матери Пилсудского похоронено сердце её великого сына. Как это можно забыть? В часовне Божией матери Остробрамской в Вильнюсе польские делегации молятся чудотворному образу. Культура поляков связана с литовской землей и корректно выстраивать отношения не всегда просто.

Пилсудский недаром в 20-е гг. создал «срединную Литву», когда он не признал пункты Версальского договора и организовал бунт Желиговского. Смысл бунта состоял в том, что якобы сами литовцы захотели присоединиться к Польше. Поляки легко разбили слабые литовские войска и заняли Вильнюс, входивший в состав Польши до 1939 года.

Наследие прошлого часто довлеет над сознанием ныне живущих людей. Историю гонят в дверь, а она в окно влетает и остаётся разделяющим фактором в судьбе народов.