Алла Иванова: Калининград показал ЕС, что «никому незнакомые россияне» могут спокойно гостить в Европе

В интервью «NewsBalt» глава Агентства по международным связям Калининградской области Алла Иванова рассказала о смелых инициативах по облегчению визового режима в российском анклаве.

На минувшей неделе делегация правительства Калининградской области буквально «взорвала» Совет Федерации инициативами по облегчению визового режима в российском анклаве. Вернувшись из Москвы, глава Агентства по международным связям Калининградской области Алла Иванова ответила на вопросы «NewsBalt».

— Алла Генриховна, на встрече с сенаторами на прошлой неделе вы предложили довольно смелую идею – ввести для европейских туристов безвизовый режим при посещении Калининградской области. Если оставить за скобками политический аспект этого заявления и посмотреть чисто прагматично, то ведь Россия в одностороннем порядке уже ввела режим «72 часа без визы» для иностранцев, пребывающих в Россию морским транспортом, в том числе и в Калининградскую область. И никто, извините меня, не ломится к нам. Где гарантия, что европейский турист без российской визы валом пойдёт в Калининград? И не воспользуются ли этим послаблением вновь наши соседи – трансграничные спекулянты подакцизными товарами, из-за чего очереди на границах ещё более вырастут?

— Чтоб быть до конца точной, мы предложили в рамках общего диалога Россия-ЕС о безвизовом режиме сделать Калининградскую область экспериментальной площадкой. В общем движении, но чуть пораньше. Для нас хороши любые визовые послабления. Любые предложения — 72 часа без визы, семь суток, сколько угодно, если речь идёт о паритетных договоренностях. Так же как с местным приграничным передвижением. Кому-то этот режим не подходит, а кому-то даже очень. И на здоровье. Говоря о 72-часовом безвизовом режиме для круизных и паромных судов, отмечу, что он окупается там, где большие потоки. Например, в Петербурге.

К сожалению, в Калининградской области этот режим практически не используется. По данным администрации морского порта Калининград, за 5 лет – с 2008 по 2012 годы – Калининградскую область морским путём посетили всего 123 пассажирских судна. 5 судов в 2011 году и 7 судов в 2012 году. Питер, для сравнения, принял 221 круизное судно за 2012 год. Причины низкого трафика: необорудованные морские пункты пропуска и слаборазвитая туристическая инфраструктура. Для того, чтобы отвоевать свою долю «балтийского» туризма, нам нужно предпринимать гораздо больше усилий, чем соседям – особенно в части облегчения доступности области. Мы предложили установить упрощённый режим въезда для иностранцев, которые могут подтвердить своё пребывание в Калининградской области на определённый срок с туристскими целями: бронью гостиницы, регистрацией в системе электронного бронирования или договором с турфирмой. Такой режим, например, уже был применён для британских футбольных болельщиков в 2008 году (речь идёт о финале Лиги чемпионов УЕФА в Москве, где встречались английские клубы «Челси» и «Манчестер Юнайтед». —  «NewsBalt») — прилёт в Москву на самолёте, билет на матч как подтверждение цели прибывания, обратный вылет – без визы! При этом, безусловно, надо наращивать свой туристический потенциал.

— Вы обмолвились о местном приграничном передвижении с Польшей. Оцените этот льготный режим по итогам 9 месяцев.

— Что пока симпатично – если убрать туманные намёки на польские сосиски, которые якобы подрывают экономическую безопасность региона – количество жителей Калининградской области, пользующихся режимом местного приграничного передвижения, динамично растёт, а конфликтных ситуаций пока не фиксируется. И главную нашу идею – если хотите, главную калининградскую мечту – этот льготный режим реализует.

— А что это за калининградская мечта?

— Свобода передвижения. Прежде всего, при путешествии в «большую Россию». И когда возникла на горизонте идея создания местного приграничного передвижения с Польшей – хотя это и не отвечало нашим чаяниям по визовому послаблению на остальную часть России – мы восприняли это, как косвенный инструмент для реализации нашей главной идеи. То есть показать Евросоюзу, что россияне без приглашения, незнакомые никому в Европе, просто решившие съездить туда отдохнуть, могут это сделать, никого не ограбив там, не нарушив целостности ЕС. Калининградцы, у которых раньше не было возможности получить шенгенскую визу, теперь получили карточку приграничного передвижения и съездили в Труймясто. То есть для нас это такой кейс, что россияне и без виз могут передвигаться по Европейскому Союзу. Для Калининградской области такое доказательство стало даже программой максимум на политическом уровне.

— Вы сказали, что не было конфликтных ситуаций…

— Мы бросаем периодически клич, чтобы нас информировали о проблемах, связанных с местным приграничным передвижением. К ним я отношу проблемы с получением карточек приграничного передвижения, с отказом пройти по ним границу, случаи, когда калининградцы игнорировали границы зоны действия льготного режима и были задержаны польскими властями. Пока о таких инцидентах мы не слышали. Конечно, есть обратная сторона медали – проблемы с долгим пересечением пунктов пропуска. Но когда мы просим максимально подробно, письменно сообщить – когда это было, с указанием точного времени, места, номера машины, то основная масса почему-то «сливается». У меня из потока устных и фрагментарных письменных жалоб буквально два письма, которые я могу назвать достойным изложением.

— А эти жалобы разве имеют юридическую силу?

— Безусловно! Когда в декабре прошлого года в Гданьске проходили МИДовские консультации по местному приграничному режиму, то мы демонстрировали эти обращения польской стороне. Для них это документ. И на основании этих жалоб поляки наводят порядок на границах. Я уверяю, что польской стороне небезразлично, что творится на их границе, и они чувствуют ответственность, когда за ними приглядывают. Сколько мы не встречались с приграничным комендантом паном Ковальковским, он демонстрировал искреннее желание разбираться с пробками на границе.

— По вашему мнению, есть панацея от очередей на границе?

— Мы предложили Польше разделить очередь «подъезжантов» до шлагбаума на КПП – условно говоря, на русскую и польскую. Наши партнёры пока выступают против.

— Не так давно генконсул Польши в Калининграде пан Голковски сказал, что никогда не пойдёт на разделение очереди перед КПП, поскольку для поляков «любой стоящий в очереди человек – одинаков».

— Ну он лукавит. Они же разделили очередь внутри пункта пропуска. Почему бы за пределами этого не сделать? Также мы рекомендовали польским пограничникам установить видеокамеры, направленные непосредственно на очередь за шлагбаумом. Как это уже сделали наши пограничники. Тогда, глядишь, инциденты, подобные тому, что произошёл на переходе Мамоново-2 – Гжехотки (речь идёт об избиении жителя Калининграда Виталия Шорина поляком, который вклинился в автомобильную очередь. – «NewsBalt»), будет расследовать куда эффективнее.

— Поляки говорят, что если они разделят очередь перед шлагбаумом, то появится ещё одна общая «колейка» — уже за этой разделённой очередью, где-то в лесах на подъездах к границе…

— Моё мнение — надо пробовать, а не возражать. Но, повторюсь, на мой взгляд, польские силовики настроены на конструктив в плане наведения порядка на своей стороне границы. Российская сторона же навела у себя порядок. Каждый раз, после пересечения границы калининградских пограничников и таможенников хочется обнять их. Очень надеюсь, что скоро такие же эмоции калининградцы будут испытывать по отношению к польским стражам границы.

— Скажите, есть перспективы морского сообщения с Польшей в рамках местного приграничного передвижения?

— Изначально, документ о МПП сухопутный. Но есть ряд организаций, которые полагают, что включение в этот режим морского сообщения было грамотным решением…

— Но я чувствую в ваших словах скепсис.

— Я всего лишь трезво учитываю объём трафика пассажиров через наши морские погранпереходы. Поэтому, на мой взгляд, надо всё взвесить – есть ли смысл копья ломать.

— Но с другой стороны, если будет такой льготный режим, то, очевидно, многим захочется посетить Польшу на морском паромчике. Без стояния в пробках. Да, сейчас комплекс проблем — мало теплоходов и пункты пропуска не оборудованы, но, наверняка, — если будет спрос, будет и песня…

— Ключевая фраза в ваших словах — «пункты пропуска не оборудованы». Потому что, если мы только задумаемся, что эти пункты надо – а – расширять, – б – оборудовать, то становится понятно, что это колоссальные затраты. Но не надо забывать, что не вся российская граница сосредоточена в Калининградской области. И в «большой России», на границе с азиатскими странами там пункты пропуска не так часто, как в Калининграде, установлены. Например, федеральная программа Росграницы уже свёрстана до 2015 года, а до 2020 года есть понимание, что, например, на южных границах России надо строить современные пункты пропуска. Ведь, если Россия выступает за безвизовый режим с ЕС, то в наших же интересах, чтобы пункты пропуска на азиатском направлении были надёжными. Признаны надёжными, прежде всего, Европейским Союзом. Тогда перспектива снятия визового режима между Россией и Евросоюзом более реальна, нежели чем «отделка» до состояния, близкого к идеальному, приграничной инфраструктуры в Калининградской области.

— Поговорим о другом соседе Калининградской области. Последние заявления нового премьера Литвы прямо противоположны. То господин Буткявичюс выступает за введение безвизового режима с Калининградской областью, то говорит, что если и будет для калининградцев льготное передвижение по Литве, то только в пределах 50-километровой зоны. Как к этому относится?

— Говоря о Литве, отмечу, прежде всего, круглую дату, которая грядёт в этом году. Это 10-летие пассажирского транзита россиян через Литовскую республику. МИД России, по всей видимости, готовит по этому поводу форум, где наверняка будут подняты вопросы дальнейшего развития транспортной доступности жителей Калининградской области.

Теперь о литовском местном приграничном передвижении. Возможно, мало кто знает, что переговоры об этом уже были проведены. И проект соглашения России и Литвы на эту тему был готов ещё раньше, чем с Польшей. Тогда все три страны в лице министров иностранных дел поддержали инициативу обращения в ЕС о расширение 50-километровой зоны действия льготного визового режима. Тогда главой МИД был Ушацкас (Вигаудас Ушацкас с 2008 по 2010 год возглавлял Министерство иностранных дел Литвы, однако вынужден был подать в отставку в связи с недоверием президента Литвы Дали Грибаускайте. Сейчас Ушацкас — глава представительства ЕС в России. — «NewsBalt»). Но буквально через месяц Литва – после определённых революционных политических изменений – заблокировала эти инициативы.

— Сейчас в Литве тоже произошли революционные некоторые изменения…

— Согласна, и я, также как и вы, слышала первое заявление нового литовского премьера о льготном передвижении калининградцев по Литве. Я это восприняла как знак того, что литовская сторона пересматривает свои позиции. Однако затем премьер Литвы в беседе с нашим премьером вернулся к прежним позициям. Поэтому говорить о том, что лёд тронулся, наверное, преждевременно.