«Литва медленно угасает – нас мучает сила, которую не можем точно назвать». Так предупреждает профессор Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета (ИМОПН) Витаутас Раджвилас (Vytautas Radžvilas). Он безжалостно критикует осуществляемую реформу высшего образования, поскольку, по его мнению, «это всего лишь огромный эксперимент социальной инженерии, цель которого – заработать прибыль». «NewsBalt» перевёл речь Раджвиласа, опубликованную на портале «Delfi.lt».
— Думаю, каждый человек, имеющий хоть чуточку совести и желающий думать, понимает, что Литва медленно угасает. Не надо лгать себе – масштабы эмиграции, все другие мрачные показатели, по которым первенствуем в Европе, всё же предвещают печальное окончание, — сказал Раджвилас во вторник, 2 апреля, во время состоявшейся в Академии наук Литвы дискуссии «Что делать, чтобы студенты не эмигрировали из Литвы»?
Политолог утверждает, что люди эмигрируют из Литвы, убивают себя, спиваются не только потому, что в Литве плохо жить. Раджвилас думает, что люди чувствуют «какую-то истязающую нас силу». «Но нам не хватает способностей – не можем точно назвать эту силу». По утверждению Раджвиласа, если человек не может опознать источник опасности, он парализован.
По его мнению, «сегодня мы идём по пути, когда всё отнимается от государства и приватизируется, что является общественным и общедоступным».
— Спустя 20 лет мы вовлечены в вертеп перманентной рыночной революции. То, что сегодня в Литве наивно и поверхностно называется реформой высшего образования, на самом деле был всего лишь огромный эксперимент социальной инженерии, который по известным всем вам причинам удалось осуществить, даже не дождавшись серьёзного сопротивления, — сказал Раджвилас.
По мнению политолога, такой эксперимент возможен был только в очень отсталых странах третьего мира.
Цель реформы – заработать прибыль
Раджвилас утверждает, что 60 лет назад Литва имела систему высшего образования, соответствующую европейским стандартам. Сегодня, по его словам, каждый эксперт, что-либо понимающий в высшем образовании в Литве, знает основную правду – высшее образование сильно пострадало в последние 20 лет независимости.
По мнению Раджвиласа, основная причина неудач состоит в том, что безответственно обклеены университетскими этикетками огромное количество различных программ обучения, которые на самом деле не были университетского уровня.
— Однако наше высшее образование не было отсталым. Если бы осуществлялась умная, осмысленная, национальная, отвечающая интересам молодёжи реформа высшего образования, мы сегодня могли бы иметь несколько высших школ, отвечающих западному уровню, — считает Раджвилас.
Может быть, и не имели бы уровня Оксфорда или Кембриджа, однако за университет им. Витовта Великого в межвоенной Литве стыдно не было. «Однако рыночные революции таких вещей не признают. Поэтому настоящей целью реформы было не улучшение качества высшего образования, а, говоря очень точно, её суть была следующая: собрать весь сектор высшего образования, трансформировать его до основания», — пояснил профессор.
По мнению Раджвиласа, единственной целью реформы было кому-то заработать прибыль. Поэтому, говорит он, главнейшей целью стало, чтобы в университетах Литвы осталось и обучалось как можно больше молодых людей. Желательно – как можно больше платящих за образование людей.
По утверждению политолога, никого не озадачило исключить из программ обучения те, которые со всей очевидностью были некачественными. В осуществляемой реформе Раджвилас замечает аналогии с событиями 60-летней давности. Он ставил вопросы, какие эксперты поддержали реформу, на какие западные примеры финансирования по времени и практике опиралась реформа?
Видит деградацию интеллектуальной академической общественности
Раджвилас заметил, что в стране растёт недовольство в связи с распространением списывания, покупкой окончательных работ. «Всегда с омерзением относился к таким случаям, однако надо понять, что ведущие себя таким образом люди в какой-то мере правы. Поскольку сама философия, что услугу высшего образования можно купить, имея достаточно денег, сама по себе предполагает право её приобрести любыми способами», – говорит он.
Раджвилас припомнил заявление Конференции ректоров, в котором исключено предложение ввести минимальный проходной балл при поступлении в университет. «Была сказана правда, которую в мире никто не посмел бы сказать: абитуриентские экзамены не показывают уровень подготовки», — утверждает Раджвилас.
Моральные последствия реформы политолог называет деградацией общественности и интеллектуальной академической элиты, которая, по его мнению, сопровождает упадок уровня высшего образования. По утверждению профессора, от преподавателя качество учёбы зависит только на половину – нужны студенты, которые могут и хотят учиться. Раджвилас считает, всегда будут люди, которые будут поступать в элитные мировые университеты – таких людей можно только приветствовать.
— Однако совершенно иное – принудительная массовая эмиграция в университеты, которые на самом деле являются второсортными, – говорит он.
Несколько месяцев назад летя из Лондона, профессор познакомился с юношей, изучающим политологию в одном из английских университетов. «Про себя тихо подумал – способный молодой человек, не понимающий, что на самом деле обучается в политологическом техникуме. Таких потенциально одарённых людей, которые должны быть опорой университета, мы теряем невоображаемо много», — говорит преподаватель ИМОПН.
Раджвилас уверяет, что по числу выезжающих студентов Литва соревнуется с Китаем, однако это факт сознательно скрывается. По утверждению профессора, во всех странах Запада высшее образование субсидируется государством, чтобы могло конкурировать с системами высшего образования других стран. Их цель – привлечь способную молодёжь других стран к себе.
— А наше высшее образование без субсидий, без ничего, пущено как бы конкурировать. Это тоже самое, как с дубиной против пулемёта или танка, — образно сказал Раджвилас.
По его словам, это факт, что из Литвы массово бегут студенты – как предупреждение от этого кошмара держаться подальше тем студентам, которые призывают иностранцев обучаться в Литве. Поэтому, говорит Раджвилас, это демагогия — рассуждать, что привлечём студентов из других стран.
«Если мы на Запад посылаем весть, что из Литвы бегут все и здесь не совсем перспективно что-либо искать, кто тогда займёт аудитории наших высших школ? Отвечаю – те же граждане стран третьего мира, — заявил Раджвилас.
По мнению профессора, если Литва не преодолеет эти идеологические болячки, то страну ожидает печальный конец.