Кипрский вариант в Польше? Возможно. Сколько бы забрали с наших счетов? — так называется статья, опубликованная в издании «Wyborcza», которую перевёл «NewsBalt».
Введение налога на банковские счета на Кипре является беспрецедентной ситуацией. Мы решили проверить теоретически, как могла бы выглядеть «стрижка» граждан Польши, если бы оказалось, что ЕС и МФВ ожидают от нас собственного спасительного вклада в размере 5,8 млрд. евро, т.е. 24,36 млрд. злотых – именно столько должен внести Кипр, чтобы получить кредит от Евросоюза.
Итак, согласована программа спасения Кипра, которая предусматривает реструктуризацию двух крупнейших кипрских банков: «Bank of Cyprus» и «Laiki» (в том числе и ликвидацию последнего), за что заплатят, в основном, депоненты, имеющие в этих банках депозиты, превышающие 100.000 евро (как говорят, они потеряют примерно 40%). Взамен Никосия получит кредит в 10 млрд. евро.
По первоначальному сценарию, граждане Кипра, чьи банковские сбережения превышают 100 тыс. евро должны были потерять 10% накоплений, а те, чей капитал ниже означенной суммы — 6,75%. Всё это планировалось сделать для получения 5,8 млрд. евро «собственного вклада», необходимого для спасения банковской системы.
В связи с нарушением всех принципов и попранием права собственности вице-президент «Объединения индивидуальных инвесторов» Михал Масловски задаёт провокационный вопрос: А может забрать деньги у киприотов, которые держат деньги на бирже? А если Польша окажется в затруднительной ситуации может правительство тоже должно покусится на акции наших граждан?
Наши расчёты являются, без сомнения, только теорией и вызваны беспрецедентной ситуацией, сложившейся на Кипре. Польше такой сценарий не грозит, хотя несколько лет назад правительство выкупило у Международного валютного фонда специальный страховой полис… но об этом в конце текста.
Чтобы насобирать необходимые 24,36 млрд. злотых ценой минимальных расходов легче всего было бы обратиться к средствам, накопленным на банковских счетах. Такой расчёт уже был симулирован на одном из блогов в интернете.
Это выглядело бы так, как если бы министр финансов Яцек Ростовски заявил, что кроме «налога Бельки», который мы платим от каждого заработанного на банковских счетах злотого — его ставка составляет 19% — правительство возьмёт дополнительно ещё 6,75% от каждой, накопленной в банке суммы. В наших банках на счетах всех типов имеется в общей сложности свыше 500 млрд. злотых, это значит, что при «кипрской» ставке правительству удалось бы получить 34 млрд. злотых, т.е. примерно 8.5 млрд. евро.
Но эти сбережения это ещё не всё. Лакомым кусочком являются деньги, накопленные в пенсионных фондах – в сумме свыше 270 млрд. злотых.
В феврале «Газета Выборча» опубликовала предложение о постепенном переносе денег из OFE (открытых пенсионных фондов) за десять лет перед выходом на пенсию в ZUS (государственный фонд социального страхования), который займётся их выплатой. Речь шла о передаче в ZUS суммы в 40-50 млрд. злотых. Хотя деньги из OFE мы не можем потратить, например, на покупку автомобиля, а только на выплату пенсии, это всё равно наши деньги, которые после смерти человека семья может унаследовать.
Кроме того – как пишет в своём блоге экономический журналист Мачей Самчик – введённое правительством в 2011 году ограничение на взносы в OFE сильно напоминает несостоявшийся кипрский вариант. Коротко говоря, уменьшение вкладов в OFE с 7,3% до 2,3% привело к уменьшению прироста наших денег, собранных на пенсии, на 14 млрд. злотых ежегодно.
В 2010 году в Венгрии правительство Виктора Орбана совершил «бросок» на венгерские OFE и украло из частной пенсионной системы 14,5 млрд. долларов.
Если можно забирать деньги с банковских счетов, то почему нельзя делать то же самое со средствами из инвестиционных фондов, при содействии которых 2.1 млн. поляков приумножает свои сбережения? По последним данным «Палаты управляющих фондами и активами» нам удалось скопить 148 млрд. злотых. Простой расчёт показывает, что при необходимости собрать 24,36 млрд. злотых каждый из инвесторов потерял бы 16.5% своих сбережений. Для примера: человек, располагающий в инвестиционных фондах суммой в 10.000 злотых, потерял бы 1.65 тысяч.
Очередной вопрос Михала Масловского касается инвестиций на бирже: Оказывается, есть биржа и на Кипре. Она называется «Cyprus Stock Exchange». Это чрезвычайно непоследовательно, однако я понимаю, почему кипрский министр финансов «забыл» о том, что на острове имеется рынок капитала, и что инвестором тоже положено заплатить какой-то налог, чтобы была справедливость.
Текущая капитализация польской биржи составляет около 677 млрд. злотых. Это стоимость всех котирующихся акций. Многие из них принадлежат акционерным обществам и пенсионным фондам. Операция по «чёсу» акций была бы настоящей революцией, трудной, но не невозможной, раз можно забирать деньги с депозитов. Чтобы собрать 24,36 млрд. злотых хватило бы всего лишь 3,6% стоимости акций.
Какую часть этой суммы имеют клиенты маклерских компаний? Маклерских счетов мы имеем в сумме 1.5 млн., но активных только около 300 тысяч. А по данным Комиссии финансового надзора, активы клиентов маклерских компаний составляли к концу пришедшего года 134 млрд. злотых. Если бы нужную сумму собирали только из этих денег, процент потерь был бы уже более значительным -18.1%.
Хоть сравнение Польши с ситуацией на Кипре это полный абсурд, риск финансовых проблем совсем не является чем-то нереальным. Стоит напомнить, что в начале года польское правительство возобновило договор с МВФ о предоставлении FCL (Flexible Credit Line — эластичной кредитной линии), равноценной 33,8 млрд. долларов. Первый такой договор мы заключили в 2009 году, на вершине экономического замедления.
Предоставление Польше FCL играет очень важную роль с точки зрения внешней стабилизации экономики, экономической безопасности государства, сохранения стоимости польской валюты и поддержки уровня доверия к Польше на международных финансовых рынках. Польша планирует и дальше рассматривать FCL как профилактический инструмент и не собирается приводить урезания средств в рамках предоставленного кредита. Так как кредитную линию можно сравнить со страховкой, МВФ требует за нее немалой оплаты. За такую привилегию Польша уже заплатила в прошлом свыше 200 млн. долларов.