Фото:

Виктор Кошелев: Крайне неразумно при подготовке к ЧМ-2018 держать взаперти морские ворота Калининградской области

Эксперт по европроектам Виктор Кошелев высказал для «NewsBalt» свой взгляд о ЧМ-2018, как доминанте форсированного роста Калининградской области.

Директор по делам стратегического развития и инноваций НП «Центр исследования и развития социально-экономических систем» Виктор Кошелев высказал для читателей «NewsBalt» свой взгляд о Чемпионате мира по футболу в 2018 году, как доминанте сценария форсированного роста социально-экономического развития Калининградской области.  

Одним из наиболее значимых событий мирового масштаба этого десятилетия для России в целом, и Калининградской области в частности, будет Чемпионат мира по футболу 2018 года. Для нас он станет не только значительным событием в футбольном мире, но и придаст мощный импульс в усилении социально-экономического потенциала российского эксклава — территории, отделённой границами Европейского Союза и Белоруссии от материнской части нашей Родины. К счастью, имеющий выход к Балтийскому морю, но не используемый рационально. 

Это как раз то мероприятие, которое позволит в полном объёме продемонстрировать все наши возможности в принятии и исполнении управленческих решений на всех уровнях региональной власти и органов местного самоуправления, предприятий различной организационно-правовой формы и собственности. Это, то мероприятие, которое должно сплотить всё население эксклава России на выполнение единой цели, направленной на повышение его жизненного уровня и придания современного облика территории на которой мы с вами живём.

Особую роль по решению комплекса задач по подготовке и проведению ЧМ-2018 следует отвести управленческому и кадровому потенциалу, в его способности влиять на ход событий, видеть перспективы развития событий и разрабатывать стратегию и тактику действий, особенно в проблемных ситуациях. Они-то обязательно возникнут и в первую очередь финансовые, особенно их распределение, бережливое использование и особенно неусыпный контроль по их расходованию, чтобы не попасть как кур во щи, и не опростоволоситься перед мировым сообществом. Уж больно, в последнее время многие безмерно балуются присвоением финансовых средств. Им стоит напомнить, что так можно попасть и в ощип.

Что сегодня настраивает людей на минорный лад? Это понимание того огромного объёма работ и оставшегося времени, которого осталось всего-то пять лет да два месяца. Пролетят мгновенно, глазом не успеешь моргнуть. Что-то пока ещё не очень заметно активного продвижения работ. Из бесед с людьми разного толка явно заметно недопонимание всей значимости и сложности стоящей перед нами задачи. Грешат этим и чиновники разного ранга. Ведь надо осознавать, что пожарной команды не будет, всё придется делать самим. И рассчитываться за содеянное и за несодеянное также.

Опыт строительства объектов XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи, свидетельствует, что предстоит столкнуться с массой сложнейших задач. Чтобы не изобретать велосипед, уже сегодня стоит тщательно познакомиться с опытом наших польских и украинских коллег в подготовке и проведении Чемпионата Европы по футболу 2012 года. Важно также познакомиться с опытом работы по использованию объектов вновь созданной инфраструктуры после проведения чемпионата. Об этом необходимо знать, как можно больше. Может быть, стоит уже сейчас стоит создать в рамках правительства Калининградской области особое подразделение по оперативной комплексной подготовке и проведению чемпионата-2018, обеспечить его высококвалифицированными кадрами различного профиля, наделить особыми распорядительными и контрольными полномочиями. 

В связи с предстоящими выборами в органы местного самоуправления следует не допустить проникновение во власть простых демагогов с ярко выраженными личными интересами и просто неумех. А им совет, поймите свою ответственность перед населением и воздержитесь от своих мощных амбициозных устремлений, ради собственного «я». Вновь избранным и назначенным специалистам придётся трудиться не покладая рук в самый ответственный пятилетний период в развитии нашего общего дома. 

В качестве своего вклада в это важнейшее дело, хочу поделится некоторыми мыслями на сей счёт. Это не простые фантазии, это плод долголетних наблюдений, сравнений и коллективной работы над многими стратегическими аспектами проектных исследований и развития.

При подготовке к Чемпионату мира по футболу 2018 года необходимо будет реконструировать и построить многие городские кварталы, а также целые микрорайоны ряда городов Калининградской области, создав тем самым своего рода театры улиц. Потребуется спроектировать и возвести привлекательные формы малой архитектуры, организовать хорошо оборудованные и защищённые фан-зоны, рекреационные и тренировочные спортивные базы.

Важнейшей задачей, исполнение которой уже началось в настоящее время, является установление особого порядка въезда и выезда, миграционного учёта иностранцев и лиц без гражданства в связи с подготовкой и проведением соревнований. Сегодня уже предлагается рассмотреть вопрос об освобождение от консульских сборов и иной платы, связанной с выдачей виз и приглашений. Участникам соревнований и лицам, которые будут задействованы в их подготовке и проведении, будет предоставлено право въезжать в Россию, пребывать там, а также выезжать из неё без виз. Оно будет осуществляться согласно документов, удостоверяющих личность, на основании включения их в список Международной федерации футбола. 

В нашем случае, уже в этом судоходном сезоне калининградским турфирмам, в содружестве с их зарубежными партнёрами, необходимо начать работу по налаживанию работы паромной пассажирской линии Гдыня-Балтийск-Гдыня и Эльблонг-Фромборг-Балтийск-Эльблонг в перевозке организованных групп туристов на условиях их 72-часового пребывания на территории Российской Федерации. Удивительно, что ряд основополагающих законодательных актов, позволяющих начать работу по развитию морского туризма, был принят на самом верхнем уровне президентом и правительством России ещё в 2009 году. 

Притом ряд смелых положений были приняты в одностороннем порядке, а мы на местах даже не стремимся к воплощению этого уникального шанса в жизнь. На недавно прошедшей конференции в Светлогорске, посвящённой этой теме и организованной Институтом пространственного планирования, развития и внешних связей в содружестве с Ассоциацией европейских приграничных регионов и Российской академией народного хозяйства и управления при президенте Российской Федерации не было должного представительства со стороны региональных органов власти, а также органов местного самоуправления, представителей турбизнеса, а на прошедшей ярмарке «ЯнТур-2013» об этом не обмолвились даже словом. 

В приграничном Балтийском муниципальном районе морских воротах России вовсе умудрились разрушить отлично налаженную структуру, долгое время занимавшуюся вопросами перспективного развития и внешних связей с городами и соседними регионами. Приняв активное участие в создании Еврорегиона «Балтика», местные власти после 13 лет активной работы позволили потерять секретариат российской стороны, что нанесло как имиджевый, так и экономический ущерб. 

Были также свёрнуты ряд международных проектов, а это, между прочим, деньги, которые мы могли бы привлечь в экономику города, создав дополнительные рабочие места. Проекты пришлось завершать вне стен администрации, дабы не нарушить партнёрских обязательств и не подорвать имидж российский партнёров. Встаёт вопрос, каким образом мы будем реализовывать многие важнейшие дела и положения Госпрограммы в сфере мультимодального транспортного сообщения, портовой инфраструктуры и морского туризма в сценарии форсированного социально-экономического роста Калининградской области. 

Учитывая положения Государственной программы в сфере внешних связей, стоит восстановить утраченные позиции Балтийского муниципального района в приграничном сотрудничестве. Для этого необходимо восстановить работу отдела пространственного планирования, развития и внешних связей, который завершит свою работу над стратегией социально-экономического развития Балтийского муниципального района 2020 года. Вызывает удивление, что пункт в отношении развития ключевого района области в Госпрограмме отсутствует, хотя в стратегии даже проработана схема точек роста, которые были бы прекрасным её дополнением. 

Море всегда хорошо кормило людей, а приморские города во всём мире относятся к самым экономически развитым, поэтому держать город Балтийск взаперти крайне неразумно. Железного занавеса уже нет как 20 лет, да и кого нам надо бояться. Но по сей день многие люди смотрят на этот процесс как-то зашорено, а вопросы планирования заканчиваются на границе района. Это не позволяет нам в полную меру развить сразу несколько кластеров, таких как: морской, туристический, рекреационный, медицинский, образовательный, предпринимательский и мн. мн. др. 

Сегодня нам необходимо довести работу всех предприятий турбизнеса, судовладельцев и специалистов контролирующих органов до совершенства по всем параметрам. С целью ускорения таможенно-пограничного контроля пассажирских судов, заходящих в Балтийск, нам предстоит разработать новую систему прохождения пунктов пропуска через государственную границу, применив инновационные технологии. Организовать билетно-кассовое обслуживание морского терминала по системе единого билета, который одновременно будет являться и билетом на другие виды наземного транспорта, да и сами игры и другие заявленные мероприятия.

С январской стартовой конференции в Гданьске по проекту «Возможности и преимущества совместного использования Вислинского залива», получившего международный грант в рамках трёхсторонней программы «Литва-Польша-Россия Европейского инструмента соседства и партнёрства в приграничном сотрудничестве» началась работа специалистов и учёных Калининградской области РФ, Поморского и Варминьско-Мазурского воеводств Республики Польша и координация усилий по развитию хозяйственного комплекса в регионе Вислинского и Калининградского заливов, Приморской бухты, а также внедрению равнозначных технологий в проектировании на основе принципов пространственного планирования и развития.

Проект является симметричным, в нём принимают участие администрация Балтийского муниципального района и управление города Эльблонга. Одной из главных задач в проекте является создание судоходной паромной линии Эльблонг-Фромбрг-Балтийск. Она будет обслуживаться с учётом последних постановлений правительства РФ и заключённых договорённостей с правительством Республики Польша. Линия должна начать работу с использованием преимуществ 72-часового пребывания организованных иностранных туристических групп на территории Калининградской области, организации беспошлинной торговли на судне и берегу. 

В данном случае необходимо, чтобы региональные власти приняли соответствующие меры по продвижению вопроса о применении подобного 72-часового безвизового режима для российских граждан со стороны правительства ЕС. Это решение сделает Калининградскую область наиболее привлекательной для российских туристов из глубинных районов страны, благоприятно повлияет на сферу въездного туризма. Ко всему этому, он будет способствовать поступлению дополнительных финансовых средств в приграничных территориях обоих сторон.

Стоит также активизировать работу по дополнительному включению в Соглашение между правительствами России и Польши о порядке местного приграничного передвижения через сухопутные границы вопроса о подобной системе передвижения людей через морские границы с использованием морских пунктов пропуска. Это существенным образом изменит ситуацию в морском туризме на Гданьском заливе Балтийского моря, а также на Вислинском и Калининградском заливах, Приморской бухте и реках Калининградской области РФ, Поморского и Варминьско-Мазурского воеводств Республики Польша.

Также необходимо будет определить особенности осуществления трудовой деятельности во время подготовки и проведения указанных мероприятий специалистами строительных организаций, сферы торговли и социального сервиса, новых специальностей. Одной из важнейших задач станет организация работы волонтёров — людей, добровольно оказывающих помощь в информационной поддержке гостей города, оказании консультационных услуг туристам по передвижению и ориентированию на местности и мн.др. виды деятельности. Особое внимание должно будет уделено языковой поддержке сотрудникам здравоохранения при оказании первой медицинской помощи, менеджерам фан-зон, координации общей ситуации на территории, помощь стюардам и службам безопасности, сотрудникам управлений Министерства внутренних дел, Министерства чрезвычайных ситуаций, управлений транспорта. Немаловажная работа предстоит в сфере культуры, языковой поддержке пресс-центрам, в театрах и т.п.

В период проведения чемпионата калининградцам предстоит создать неповторимую атмосферу международного футбольного праздника, подкрепив её необыкновенным радушием людей многонациональной России — гармоничного сочетания гостеприимства, доброжелательности, отзывчивости и уважения к человеку. При этом организаторам чемпионата потребуется обеспечить совершенно незаметную для людей комплексную безопасность наших зарубежных гостей, а также российских граждан на период подготовки и проведения всех мероприятий.

Известно, что любая человеческая деятельность потенциально опасна. Это аксиома, но футбольное хулиганство особая тема для беспокойства. Уровнем опасности можно управлять, доводя его до приемлемого значения, хотя абсолютная безопасность недостижима. В данном случае эта тема должна быть постоянно в поле зрения не только спецслужб, но и каждого гражданина России. В случае накала запредельных эмоций со стороны фанатов футбола надо быть готовыми к введению усиленных мер безопасности со стороны соответствующих служб в сотрудничестве со спецслужбами соседних государств и местным населением.

Естественно, при условии чёткого планирования, управления и соблюдения намеченных сроков организационных, проектных и строительных работ, вполне реально проведение Чемпионата мира ФИФА. Примером этому может служить чёткая и слаженная работа наших зарубежных коллег при подготовке и проведении подобных крупномасштабных мероприятий, ранее проводимых в различных странах мира.

От правильно выбранного решения зависят и необходимые для этого затраты по проектированию, строительству многочисленных объектов, в первую очередь организация интермодального транспортного сообщения. После утверждения Государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года» предстоит решить вопрос о наполнении её конкретными объектами. «Уже в апреле мы должны приступить к оформлению технического задания для подготовки необходимой документации», — отметил губернатор Калининградской области Цуканов. Им была поставлена задача кабинету министров приступить к работе, как можно скорее, чтобы уже до конца нынешнего года была подготовлена требуемая проектно-сметная документация, необходимая для их строительства.

При этом, который раз, хотелось бы обратить внимание на невостребованные в полной мере ресурсы Балтийского муниципального района. В первую очередь это портовые мощности, нерационально используемые уже долгое время. Например, воссоздание морского вокзала для приёма пассажирских и круизных судов, утраченного городом во время Второй мировой войны. Он особенно эффективно работал в довоенное время во время подготовки к Олимпийским играм в Хельсинки, принимая пассажирские суда вместимостью более 2-х тысяч человек, а также суда, курсирующие по внутренним морским водам заливов. Наряду с морской составляющей, он также выполнял функции автомобильного и железнодорожного вокзалов. Приезжающие в то время могли беспрепятственно добраться до ближайших курортных городов побережья Балтийского моря и внутренней территории региона.

Этот объект является быстровозводимым и малозатратным, что особенно важно с учётом экономии финансовых средств при реализации Госпрограммы 2020. При этом, это очень важная позиция в дальнейшем использовании объектов после проведения чемпионата мира по футболу в интересах всей Калининградской области, как в сфере туризма, так и иных видов деятельности. 

Подводя некоторую черту можно выделить несколько направлений развития:

Во-первых, особую роль стоит отметить в решении вопроса по строительству первой очереди глубоководного порта на 15 млн. тонн. Он просто должен разместиться на полуострове «Восточный» в Приморской бухте в непосредственной близости с морским каналом, находящимися в границах города Балтийска. Хватит многочисленных и затратных исследований территорий, заведомо неприемлемых для строительства глубоководного порта. Подобный объект с 3,5 тыс. рабочих мест был построен в Финляндии на острове Вуосаари за четыре года. Предлагаемое размещение порта на полуострове «Восточный» позволит создать быстровозводимый и малозатратный портовый комплекс с системой хабов и производственных площадок, который значительно выигрывает в сравнении с четырьмя исследуемыми альтернативными точками и другими прожектами. Заметьте, не проектами.

Во-вторых, это потенциальные возможности использования непосредственной близости Балтийского грузового района порта «Калининград» к портам стран региона Балтийского моря в возрождении судоходных линий для контейнерных перевозок, грузопассажирского и пассажирского паромного сообщения, круизных рейсов, а также каботажного судоходства и развития яхтинга. Не стоит забывать, какой импульс придадут эти действия в развитии автомобильного, железнодорожного и авиационного внутреннего сообщения в Калининградской области.

В-третьих, это туристско-рекреационные возможности побережья Балтийского моря, Вислинского и Калининградского заливов, Приморской бухты и Балтийской косы в становлении и развитии соответствующей инфраструктуры туризма и социального сервиса.

В-четвёртых, это центры притяжения туризма, связанные с богатой историей этой территории прусского, датского, тевтонского, шведского, русского, французского, немецкого и современного периодов.

В-пятых, возможность реконструкции старых городских микрорайонов, расположенных у воды, создания районов с современной архитектурой и инженерной инфраструктурой, комфортной для проживания, работы и отдыха.

Естественно, в данном случае, необходимо рассмотреть потенциальные возможности в развитии инфраструктуры малого и среднего предпринимательства вдоль транспортных магистралей, создания Международного многоцелевого центра образования, рекреации и оздоровления «Будущее России», сети технопарков и агропромпарков… 

В этом есть суть сценария форсированного социально-экономического роста Калининградской области — от длительных проектных разработок к скорому воплощению их в жизнь.