Как Рига отметила 9 Мая: Восторг русского единения

Латвийский журналист Владимир Веретенников представляет для читателей «NewsBalt» репортаж с празднования Дня Победы из столицы Латвии.

Вот и отгремел мелодиями войны, отцвёл георгиевскими ленточками шестьдесят восьмой День Победы. Столица Латвии отпраздновала его очень достойно. Стоит напомнить, что, невзирая на свой неофициальный статус, 9 Мая остаётся одним из самых отмечаемых праздников в данном государстве. В эту дату разнообразные торжественные мероприятия проходят по всей республике — но эпицентром событий неизменно является Парк Победы в рижском Задвинье.

Здесь находится величественный мемориальный комплекс, установленный в 1985 году в честь освободителей Риги – предмет поклонения одних и ненависти других. Он состоит из 79-метровой стелы и располагающихся по её бокам скульптурных изображений Родины-матери и воинов-победителей.

На протяжении последних двадцати лет неоднократно поднимался вопрос о сносе памятника: одним из последних на этой теме успел оттоптаться нынешний министр обороны Латвийской Республики Артис Пабрикс. Имели место и случаи перехода от слов к делу: в своё время представители подпольной нацистской организации «Перконкрустс» попытались взорвать монумент под покровом ночи. Но Провидение не оставляет подобные вещи безнаказанными: и от самих незадачливых подрывников осталось лишь мокрое место…

Неудивительно, что для русской общины Латвии, отчаянно держащейся за свои корни, историю и идентичность, памятник Освободителям превратился в одну из главных святынь – на 9 мая сюда приходят в таких количествах, каких не снилось и в советское время. Правда, нынешняя годовщина праздника сопровождалась особыми обстоятельствами. За спиной осталось очередное шествие легионеров Ваффен СС 16 марта, сопровождавшееся скандальной стычкой их сторонников с участниками пикета антифашистов. Месть за этот скандал, выставивший легионерских последышей в особо неприглядном виде, не замедлила последовать: Сейм приступил к подготовке окончательного запрета на публичных мероприятиях советской символики, которую официально приравняли к нацистской.

Правда, до 9 мая сей закон не успели принять: однако, «перестраховщики» из правящего в Риге «Центра согласия» и тут не упустили случая подуть на воду. Накануне городская Дума попросила рижан на этот раз не приносить с собой в Парк Победы никаких флагов – дескать, они могут помешать зрителям насладиться праздничным концертом! Правда, как показали события, горожане не очень-то прислушались к этим предупреждениям…

Празднества начались уже рано утром 9 мая – когда у монумента собралось несколько тысяч человек и немало ветеранов. Сюда приходили те, кому дорог этот весенний праздник, кто чтит стойкость и мужество людей, более полувека назад спасших мир от коричневой чумы. К остановкам у Парка Победы один за другим подваливали полные трамваи и автобусы; останавливались автомобили, из которых высаживаются люди с цветами. Многие покупали их и у самого памятника. На тротуарах выстроилось огромное количество продавцов цветов.

Характерно, что среди них было и немало латышей, неприязненно относящихся к «оккупантскому празднику» — но бизнес превыше всего! Вообще, как это ни печально для кого-то, но дух предпринимательства ощущался здесь очень сильно. Едва успело взойти солнце, как в парке началась установка коммерческих палаток, временных кафе, передвижных шашлычниц. Неудивительно: мало когда в столь ограниченной точке пространства можно найти столько клиентуры!

Это может не нравится, но тут уж, видимо, никуда не деться: сплошь и рядом воинам и людям высокого духа сопутствуют купцы-прилипалы, преследующие свой мелкий гешефтик. По-моему, чересчур шибко возмущаться тут смысла нет — надобно просто не обращать внимания. Хорошо хотя бы и то, что продажа алкоголя была запрещена.

…Парк Победы, в общей сложности, посетило 150 тысяч человек – по подсчётам представителей властей. Я сам был ошарашен, осознав, как нас много и какая за нами сила. Больше всего порадовало множество представителей молодого и совсем юного поколения, отмечавших общий праздник вместе со своими отцами, дедами и прадедами. Были и латыши – нет, далеко не все они прозомбированы официальной пропагандой!

Почти все присутствовавшие украсили свою одежду георгиевской лентой, символизирующей доблесть русского воинства. Людям было очень хорошо и как-то по-весеннему легко на душе. Звучали фронтовые песни и стихи, слышались радостные возгласы. Всё пространство перед монументом оказалось многократно покрыто цветами. Были и флаги, которых так опасались чиновники. Вокруг парка постоянно курсировал легковой автомобиль, над которым развевалось красное полотнище, а из окон неслись советские песни военного времени.

Позже, к монументу пришли с андреевскими флагами и участники «Русского марша» (члены Прибалтийского казачьего круга и их соратники), начавшегося от «Музея оккупации» в центре. К слову, там же, у этого музея, в тот день проходил националистический пикет. Его участники призывали русскоязычных жителей покинуть Латвию, ибо они – «всего лишь гости, которые забыли уехать обратно и представляют угрозу латвийской государственности»…

Как всегда, течение праздника сопровождалось присутствием обилия официальных лиц. Цветы к памятнику возложили мэр Риги Нил Ушаков, посол Российской Федерации в Латвии Александр Вешняков, другие послы и представители дипкорпуса. К полудню воздух прогрелся до +25 градусов – поэтому, у парка постоянно дежурила машина «Скорой помощи». Также, подтянулись целые армии полицейских самых разнообразных подразделений и расцветок. Они заняли определённые точки на местности или неторопливо фланировали по окрестностям, зорко высматривая пьяниц, дебоширов и хулиганов. Надо отдать должное рижанам: прекрасно понимая, что нацозабоченные жаждут зацепиться хоть за какой-нибудь скандальчик с участием «пьяного совкобыдла» и раздуть его до небес, они вели себя достойно.

Конечно, совсем без инцидентов не обошлось: на пару десятков человек составили административные протоколы «за нахождение в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения». Ещё нескольким предъявили за неправильную парковку и прочие мелочи. По сравнению с тем, что, как правило, творится на других общественно значимых событиях подобного или даже меньшего масштаба, это – сущие пустяки.

0_81458_ab0d71f3_XXXL.jpg

9 мая в Риге.

В течение всего дня на сцене у памятника выступали артисты, демонстрировались кадры военной кинохроники, а также кадры празднования 9 мая в Риге, Латвии и Прибалтике. Перед многочисленными зрителями танцевали и пели на русском и латышском трогательные детские и фольклорные ансамбли, кривлялась попса, давали жару местные рок-н-ролльщики.

Разумеется, не обошлось и без пропаганды – учитывая, что до выборов в самоуправления осталось меньше месяца. Молодёжные активисты раздавали газетки и листовки с рекламой политических партий, а ведущие со сцены постоянно – порой довольно навязчиво – подчеркивали причастность к происходящему как «Центра согласия» в целом, так и Ушакова конкретно. Перед зрителями держала речь и супруга Нила Валерьевича Елена, раздававшая призы и награды участникам праздничных мероприятий. Ровно в 19:00 присутствующие почтили память павших. Гулкий звук метронома отмерял минуту молчания в память о героях, погибших на полях сражений, и тех, кто умер уже потом, в мирное время.

Периодически начинал капать дождь – но по настоящему хляби разверзлись лишь после девяти вечера. Народ шутил, что это, наверное, проделки неонацистов. Поди, собрались где-нибудь в лесу и камлают, заклиная своего божка Перконса обрушить громы и молнии на головы «оккупантского сборища», отмечающего ненавистную дату…

Когда начало темнеть, к собравшимся обратился уже сам Нил Ушаков. Я в этот момент как раз отлучился к одной из шашлычниц – можно презрительно кривить губу, а всё равно воспользуешься! – но мощная аудиосистема разносила слова градоначальника далеко окрест.

Нил сказал, что, дескать, в последнее время ему приходится частенько отвечать на вопрос, почему он отмечает окончание Второй мировой войны не 8 мая, как принято в Латвии на официальном уровне. Но оба его деда-ветерана, а также отец всегда праздновали День Победы 9 мая – поэтому, и для него это праздник на генетическом уровне. Мэр пообещал, что и его дети и внуки также будут приходить к памятнику Освободителям и праздновать День Победы…

Праздник закончился концертом «Машины времени». Андрей Макаревич и его коллеги поздравили рижан с Днем Победы и исполнили насыщенную программу, состоящую как из старых, так и новых песен коллектива. Всеобщую радость слушателей не смог омрачить даже начавшийся во время выступления «Машины» ливень – хотя он периодически утихал.

«Гляжу, совместными усилиями мы отогнали дождь? Ну что же, жить стало веселее!» — шутил со сцены Андрей Вадимович. Последние песни – в особенности «Поворот» — орали хором, в тысячи глоток.

Сразу после того, как «машинисты» сошли со сцены, под музыку военных лет прогремел долгий и красивый салют. Под восторженные крики над тысячами голов разворачивались узоры всех цветов радуги, с каждым разом становившиеся всё больше и ближе. Воздух с шипением прочерчивали, словно метеоры, горящие остатки разорвавшихся зарядов. А люд гремел, взрывался, искрился всеобщей радостью. Когда все закончилось, присутствующие дисциплинированно разошлись по домам. Но праздник остался в сердце каждого, кто приходил сюда в этот прекрасный день.

Дай Бог, чтобы годовщины Победы отмечались всегда, чтобы и долгие годы спустя люди на Земле ощущали этот праздник важным, необходимым, а главное — своим!