Первого мая в Европе отметили памятную дату: 9-летие крупнейшего расширения в истории Евросоюза. В этот день 2004 года ЕС пополнили сразу 10 государств, восемь из которых – бывшие социалистические страны. Но можно ли сегодня считать тот день праздником? Представляется, что издержек от такого продвижения ЕС на Восток вышло куда больше, чем выгод. Причём и для Евросоюза, и для самых «младоевропейцев», когда-то видевших в ЕС что-то наподобие «рая земного».
«Младоевропейцы» как бедные родственники
Весь день 1 мая 2004 года на большей части европейского континента гремели фанфары и фейерверки. Евросоюз пополнили Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Мальта и Кипр. И в атмосфере праздника многие забыли, что население ЕС в тот день выросло на 20%, а суммарный ВВП… только на 9%. Общий объём ВВП новичков ЕС приблизительно равен Голландии или Швеции – то есть шестой-седьмой экономикам Европы.
По данным на предкризисный 2007 год, ни одна из бывших соцстран по ВВП на душу населения не достигла среднего по ЕС уровня (принятого за 100%). Наиболее благополучными выглядели Словения (91%) и Чехия (82%), сумевшие опередить беднейшую из стран «старой» Европы – Португалию (75%). В итоге Всемирный банк признал Словению и Чехию развитыми странами. Но тут уж деться было некуда: раз Португалия – в списке, то эта славянская парочка своё место в нём заслужила.
Словенцы приблизились к Греции (98%), а ещё чуть дальше маячили Италия (101%) и Испания (107%). У более развитых стран цифры составляли 115-130%. Показатели других новичков Евросоюза смотрелись, мягко говоря, не очень привлекательно. Чуть лучше обстояли дела у Эстонии (72%) и Словакии (69%). Далее шли Венгрия (62%), Литва (58%), Латвия (56%) и Польша (54%). А теперь глянем на показатели прошлого года. По расчётам МВФ, средний доход на душу населения в ЕС составлял примерно 24 тысячи евро (примем его за 100%). Показатели Словении составили 89%, а Чехии – 86%. Они оставили далеко позади сильно пострадавших от кризиса Португалию (74%) и Грецию (78%). Впереди них – Италия (95%) и Испания (97%). Кроме того, обогнала Португалию и приблизилась к Греции Словакия (77%), которую также включили в список развитых стран.
Показатели остальных «младоевропейцев» из расширения ЕС образца 2004 года, по-прежнему, выглядят скромно. Эстония на сегодня имеет 69%, Литва – 68%, Польша – 64%, Венгрия – 63% и Латвия – 58%. Сравним эти цифры с наиболее близкими новичкам ЕС географически Финляндией (115%), Швецией (128%) и Австрией (134%). Посмотрим на Германию (123%), Францию (112%) и Великобританию (116%). Двукратный разрыв по покупательной способности между старожилами ЕС и бывшими социалистическими новичками!
Странные выгоды
Благодаря своему широкомасштабному расширению на Восток, Евросоюз перестал быть «клубом избранных». Брюсселю пришлось потратить сотни миллиардов евро, чтобы подтянуть их экономику, социальную сферу, политические институты, законодательную базу до относительно приемлемого уровня. Да, постепенно Словению, Словакию и Эстонию даже приняли в зону евро, только «головокружения от успехов» всё равно не получилось. Богатые (по европейским меркам) страны так и остались богатыми, а бедные – бедными.
Так в чём же выгоды? Если говорить в политическом и культурном смысле – то в рамках одного пространства объединились страны (во многом бывшей) западно-христианской цивилизации. Если же речь об экономике – то здесь всё смотрится скромнее. У старожилов ЕС появились новые устойчивые рынки сбыта продукции источники дешёвой рабочей силы. У «неофитов» — новые технологии и вроде бы передовые подходы к экономике и политике.
Однако издержки – куда больше. Для немецких, французских, шведских налогоплательщиков они выражаются в дополнительных отчислениях на содержания поляков, венгров и прибалтов. А сами бывшие соцстраны… практически лишились независимости. Без сверки со стандартами, установленными в ЕС, они даже лампочки в лифтах вкрутить не могут. Если же говорить о большой политике – то им пришлось поступиться суверенитетом. И если раньше им всё диктовали в Москве, то теперь – в Брюсселе.
Празднование в Брюсселе в день присоединения новых членов ЕС 1 мая 2004 года.
Особо тяжкий груз
Нельзя сказать, что все новички Евросоюза одинаковы. Так, Словения и Чехия смотрятся явно привлекательнее других. А вот найти объективные выгоды от приема в ЕС Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, и Венгрии крайне тяжело. Своего рода промежуточное положение между двумя вышеозначенными группами занимает Словакия, но она всё-таки ближе к бедной части «младоевропейцев».
Рассмотрим прибалтов, поляков и мадьяр (по большей части нижесказанное относится и к словакам). Они не могут похвастаться передовой промышленностью и большим количеством высокотехнологичных отраслей. Уровень безработицы то и дело составляет двузначные цифры. Сотни тысяч граждан этих государств (а в случае с Польшей – миллионы) отправились на заработки за границу. И отнюдь не всегда в Германии, Швеции, Австрии и т.п. им так уж рады. Преступность от приезжих растёт, а уровень зарплат они (будучи неприхотливее аборигенов) снижают.
Расширение ЕС ударило и по самим новичкам. Банковская система Польши, стран Прибалтики, Венгрии и Словакии фактически перешла под контроль немецких, австрийских и шведских кредитных учреждений. По требованию ЕС Польша закрыла многие шахты, а Литва лишилась Игналинской АЭС и превратилась из экспортёра в импортёра электричества. Закрылись многие заводы и фабрики, почти все оставшиеся перешли в руки иностранцев.
В сельском хозяйстве – и вовсе катастрофа. Эстонская сметана, латышские шпроты, литовский сыр, польское мясо, венгерские томаты, словацкие яблоки в Западной Европе не нужны. В результате фруктовые сады, миллионы гектаров пашни поросли бурьяном. Там, где раньше пасли коров – теперь «радуют глаз» крапива и репейник. Многие рыболовецкие суда превратились в груду металлолома.
Кризис больно ударил по бывшим соцстранам Европы. Венгрия и Латвия попали в долговую яму и вынуждены были просить помощь у ЕС и МВФ. Литва смогла выкарабкаться сама, но одно время также стояла на грани полного обвала. Вошедшие в зону евро Словакия и Эстония вынуждены отчислять средства на содержание более богатых Греции и Ирландии.
Может быть, политических или национальных проблем у новичков нет? Начнём с пресловутых «паспортов неграждан» и положения русскоязычного населения в Латвии и Эстонии. Не всё благополучно со статусом русских и поляков в Литве. Отношения между Словакией и Венгрией то и дело обостряются из-за положения мадьярского меньшинства на словацкой территории. Все эти споры превратились для ЕС во внутреннее дело.
Развитию отношений между Россией и Евросоюзом способствует разве что Словакия, которую в русофобии уличить трудно. Куда хуже обстоит дело с Венгрией. Что же касается поляков и прибалтов, то от их бесконечных нападок на нашу страну, кажется, уже не в восторге и в Брюсселе. А ведь их теперь никуда не денешь. Так что на переговорах с Россией ЕС обязан учитывать точку зрения «буйных» новичков.
Парочка тех, кто «более-менее»
В отличие от других бывших соцстран, Чехия и Словения больше заслужили членства в Евросоюзе. Так, обе страны сохранили свой промышленный потенциал. Чешский автоконцерн «Škoda», чешские военные заводы, обувной концерн «Bat’a», чешские хрусталь и пиво, словенская фармацевтическая компания «Krka», словенский производитель бытовой техники «Gorenje» нашли себя и в условиях ЕС. Работают чешские АЭС «Темелин» и «Дукованы», а также словенская «Кршко».
Гастарбайтеры из Чехии и Словении в Западной Европе являются редкостью. Напротив, в Чехию едут словаки, украинцы и молдаване, а в Словению – жители других стран бывшей Югославии. Чешская и словенская рабочая сила дешевле немецкой или шведской, но почти столь же квалифицированная. Оттого многие западные компании открывают на их территории заводы и филиалы. Но уровень жизни в Чехии и Словении всё же на порядок ниже, чем в соседней и во многом близкородственной им Австрии.
Других издержек тоже хватает. Главная из них – попадание в руки иностранцев крупных предприятий и банковской сферы. Кроме того, вошедшая в зону евро Словения вынуждена в какой-то мере содержать тех же Грецию и Португалию. Сегодня и сами словенцы оказались на грани дефолта и вот-вот обратятся за помощью к ЕС и МВФ. Чехи же переживают кризис относительно неплохо, а сохранение кроны в качестве валюты стало для страны большим подспорьем.
Членство Чехии и Словении в ЕС активизировали претензии со стороны потомков выселенных с их территории после Второй мировой войны немцев (в случае со Словенией – ещё и итальянцев). Они требуют возвращения некогда утраченной собственности, угрожая в противном случае исками. Во многом из-за этого в 2009 году президент Чехии Вацлав Клаус отказывался подписывать Лиссабонский договор.
Крупнейшему расширению ЕС исполнилось девять лет. Проблем оно породило никак не меньше, чем принесло выгод. Только Чехия и Словения (отчасти Словакия) хотя бы отдалённо соответствуют параметрам, принятым в развитых странах Западной, Центральной и Северной Европы. Остальным же расти и расти даже до Португалии и Греции. Так что получается, что Польшу, Венгрию, Литву, Латвию и Эстонию взяли в ЕС как бы «авансом». Который они не оправдали и не отработали.
Не всегда всё определяет экономика. Политика 1 мая 2004 года явно взяла верх…