Латвия идёт по пути Анны Карениной

Взгляд о перспективе вхождения Латвии в еврозону.

В момент кипрского кризиса только ленивый не задавался вопросом, куда потекут деньги российских олигархов и снимут ли «киприоты России» офис в Риге. А ведь сняли. Ещё американский эксперт Джеффри Соммерс, убеждённый антинеолиберал, проживающий в Риге в разгар кипрской истории, поведал, что российские деньги уже идут с Кипра в Ригу, которую звали маленькой Швейцарией в те времена, когда к банковской системе Латвии было некое доверие.

 

«Это популярный центр офшорного банкинга для клиентов из стран бывшего СССР, то есть стран СНГ. На начало года 51% вкладов в латвийских банках принадлежали нерезидентам. На Кипре в преддверии краха банковской системы эта доля составляла 37%», — так заявил немецкий журналист «Tageszeitung» Райнхард Вольфф в начале июня 2013 после того, как Еврокомиссия, одобрила вступление Латвии в еврозону. Таким образом, говорить о Латвии, как о маленькой Швейцарии не приходится – как о большой стиральной машине, пожалуй.

 

Однако, несмотря на всё вышеперечисленное, несмотря на тяготы и лишения добрых молодцев, вступивших в армию Евро, дабы стать её пушечным мясом, латвийцы упорно стремятся туда же. Похвально. Некая жертвенность чем-то напоминает русских классиков, такой, знаете ли, образ князя Мышкина, сознающего, что мир не изменить, но продолжающего упорствовать, или Иешуа Га Ноцри, обращающегося к кентуриону Марку Крысобою и прокурартору Иудеи Понтию Пилату словами «добрый человек», — кому как нравится. Однако, разница в том, что Князь Мышкин, что Иешуа — оба хотели блага для людей, а вот вступление в еврозону – это не благо, это дальнейшее уничтожение собственного народа.

 

«Вступление в еврозону для Латвии ни в коей мере не станет катастрофой, потому что катастрофа уже состоялась. Но экономически страна никаких улучшений не получит. В том, что касается офшорного капитала, то его наличие как раз-таки привлекательно для еврочиновников, ведь этот капитал может быть использован для поддержания западных банковских групп. Поэтому этот офшорный капитал может быть обложен налогом, а проще говоря, его будут стричь в интересах западных банков. В этом смысле можно предполагать некоторые последствия, а именно: новые осложнения в финансовом секторе страны и потеря привлекательности для офшорных инвесторов. Кроме того, доверие к банковской системе страны будет снижаться», — прогнозирует эксперт международной инициативы «Постглобализация» Василий Колташов.

 

Идею вступления поддерживает в большей степени коалиция, хотя на днях лидер оппозиционного объединения «Центр согласия» Янис Урбанович пообещал не чинить препятствий вступлению страны. Интересно, что сама правящая партия Латвии «Единство» у многих ассоциируется с «Единой Россией» из-за названия и, пожалуй, из-за истории создания – те же блоки, успех…. Но одна беда – единороссы, часто поют на разные голоса и голоса эти редко, но бывают вполне трезвые. «Единство» — это клип «Pink Floyd», это однослойная масса стройными рядами, направляющаяся к гигантской мясорубке.

 

Опрос политиков этой партии показал, что они полностью за еврозону. Ассимилянт и депутат Алексей Лоскутов «за», руководитель фракции в парламенте Дзинтарс Закис «за», Сармите Элерте постеснялись спросить, вдруг не удастся на русском языке произнести это так убедительно, как на латышском. А вот один из лидеров оппозиционного Союза зелёных и крестьян Август Бригманис против и после приведённых цифрах, сказал, что тем более против зоны евро, но понимает, что машину уже не остановить.

 

«Я их тех, кто считает, что лучше мы остались при лате. Я отношусь к этому мероприятию скептически. Зная о ситуации в самой еврозоне и тем более после кипрской истории, я не рад, но похоже, что вопрос решён – машина запущена», — сообщил «NewsBalt» Бригманис.

 

Ещё в 2012 году бессменный мэр Вентспилса Айварс Лембергс заявил в интервью газете «Час»: «Вступая в брак ли, в войну ли, нужно понимать, какую выгоду принесёт. Когда в 2004 году Латвия вступала в Евросоюз, то это была территория условного благополучия. Сейчас же еврозона — зона бедствия, зона цунами, и речь идёт лишь о том, кто насколько серьёзно пострадает. А с тонущего корабля бегут, а не стремятся на него сесть».

 

Интересно, что даже самый известный юдо- и русофоб адвокат Андрис Грутупс выступил против введения евро. «Если уж говорить о евро – я считаю, что это глупость, отказываться от такого сильного государственного финансового инструмента, как лат. Во имя чего? Меня не убеждают аргументы, что мы отдалимся от России, если введем евро. Какая чушь! России ни евро, ни лат не помешают, если она решит прислать сюда Псковскую дивизию», –подчеркнул Грутупс.

 

Он назвал латышей слишком боязливыми. Латышская боязливость, по его словам, была продемонстрирована также при консолидации бюджета в кризис. «Она привела к консолидации и сокращению населения: при этом правительстве страну покинуло 200 тысяч человек. Что до ментальности, посмотрите: все высшие должности в стране занимают чиновники. Я не отрицаю, что у этих людей есть известные умения и навыки, но, поймите, у чиновника есть два слабых места. Во-первых, они слепо следуют избранной идеологии – и сегодня это либерализм, который ещё не преодолён, – во-вторых, чиновник всегда ищет себе начальника, потому что инициатива – не его сильная сторона. Каждый чиновник себе найдёт начальника, в Брюсселе или в Латвии», – считает Грутупс.

 

Однако, опрос, проведённый в мае рейтинговой компанией SKDS, показал, что меньше половины предпринимателей Латвии, а именно 44,9 процентов предпринимателей поддерживают введение евро.

 

Кстати, изначальное поддерживали ещё меньше, но пропагандистская машина работает, даже несмотря на отрицательное отношение таких одиозных личностей как Грутупс или всенародный любимчик Лембергс. Эти люди очень хорошо понимают, что введение евро мало чем отличается от поступка Анны Карениной. Руководство укладывает свою страну и свой народ на рельсы под колёса несущегося поезда под названием агонизирующий неолиберализм, который переедет и не почувствует по одной простой причине – ресурс этого поезда давно исчерпан, и главное, чтобы когда он сойдёт с рельс, главное, не пострадал целый мир.

Экономист Василий Колташов отмечает, что в будущем Евросоюз будет давать Латвии ещё больше рекомендаций по ужесточению экономии, таких как сокращение социальных расходов для того, чтобы через различные финансовые механизмы поддерживать стабильность в банковском секторе еврозоны.

 

«Население сделать с этим ничего не может, и если когда-то ему рассказывали, что вступая в ЕС, а следом в еврозону, страна вступает на путь процветания, то сейчас оно смогло убедиться, что это не так. Более того, присоединившиеся страны не попали в число привилегированных европейских стран в рамках одного союза. Обострение противоречий между Севером и Югом еврозоны убедительно это доказало. Для Евросоюза выгодно расширение еврозоны, потому что даже небольшие рынки помогают расширить рыночную опору европейской валюты. В этом случае ЕС и ЕЦБ смогут эмитировать евро для поддержания финансового сектора, когда ему не хватит механизмов для изъятия средств из экономики. А механизмов этих два — средства изымаются из населения, а также различных секторов экономики или кипрский вариант, который как раз может быть применён к новым членам еврозоны», — заключил экономист.

 

Потуже у населения Латвии пояса затянуть не получится – порвутся, итак на последнюю дырочку затянуты. Политолог Татьяна Полоскова после визита в Латвию отмечала тяжёлую социальную ситуацию, возможность взрыва. ««Либо мы ломаем гегемонию, которую хочет навязать миру американская империя, или американский империализм окончательно поломает мир», — говорил Уго Чавес. То, что произошло с Прибалтикой — тому наглядная иллюстрация», — заявила Rex Полоскова. 

 

Возможно, поскольку в такой ситуации революционный путь может оказаться беспощадным, но далеко не бессмысленным.