Глава филиала Польской исторической ассоциации в Пшемысле, экс-депутат сейма Польши Анджей Запаловски высказал для читателей «NewsBalt» свой взгляд на председательство Литвы в Европейском Союзе.
Председательство слабости
В июле с.г. пост председателя в ЕС займёт Литовская Республика. После Кипра и Ирландии пост председателя займёт государство, не имевшее и которое не будет иметь влияния на политику Брюсселя. И, что хуже для самого ЕС, после Литвы председательствовать будет обанкротившаяся и погружённая в хаос повторяющихся протестов Греция.
Все названные государства в системе ЕС – это периферийная клиентела. Речь не о расстоянии до Брюсселя, а о реальном влиянии на решения, которые там принимаются. Литва – государство, не способное без внешних гарантий обеспечить себе должный уровень безопасности. Из-за этого она легко поддаётся влияниям Франции и Германии.
Как и для Латвии с Эстонией, для Литвы ситуация изменится к худшему в 2014 году после внесения изменений в систему голосования в Европейском Совете (т.н. двойное большинство), когда для принятия решения потребуется, как минимум, поддержка 55% стран-членов ЕС и 65% граждан ЕС. Требуемое процентное большинство граждан обеспечат себе самые крупные страны ЕС, т.е. Германия, Франция, Италия, Испания, а требуемое большинство государств – страны-клиенты, в т.ч., Прибалтика. Перспектива таких изменений ложится тенью на председательство Литвы.
Председательство Литвы, как и Греции, это вызов не только для них самих, но и для Брюсселя. Правда, с подписанием в 2009 г. Лиссабонского договора Вильнюс не будет иметь возможности влиять на процесс принятия решений в Европейском Совете, на работу её главы или на внешнюю политику главы европейской дипломатии. Фактически, роль клиентского государства, занимающего пост председателя, сводится к представительским функциям и координации работы Совета, и это уже потребует огромного напряжения от литовского государства.
Одним из приоритетов для Литвы будет проект «Восточного партнёрства», т.е. старания придать больше субъектности в политике ЕС таким странам, как Украина, Грузия, Молдавия, Армения, Азербайджан и Белоруссия. Этот план согласуется с приоритетами соседей Литвы, прежде всего, Польши и Швеции, но противоречит приоритетам Берлина, Лондона или Парижа. Ситуация в Северной Африке, на Балканах, взгляд Турции на политику ЕС и, в конце концов, интересы Брюсселя в отношениях с Россией будут сводить на «нет» попытки Вильнюса.
Для Литвы особенно важным элементом председательства будет демонстрация своей субъектности на международной арене, и того, что Литва может успешно преодолеть последствия углубляющегося кризиса в ЕС и падение её рейтинга на шахматной доске международной политики. Это будет не самостоятельная политика, а вплетение литовской политики в политику главных игроков ЕС.
Литва в клещах собственной исторической политики
Каждое государство или регион с подобными устремлениями проводит собственную историческую политику. Имеет на это право и независимая Литва. Но главный вопрос – её последствия в общей картине с учётом актуального международного положения государства, особенно в рамках обеспечения собственной безопасности. Здесь возникает проблема.
Литовские консерваторы во главе с президентом Далей Грибаускайте проводят такую политику в отношении Польши и России, как будто эти страны стремятся к культурной и экономической оккупации страны. Не учитывается, что прошло несколько десятков лет с того времени, когда Польша спорила с Литвой за Виленщину, и более двадцати лет со времени крушения Советского Союза. Литва с её военным и демографическим потенциалом не является самостоятельным игроком, способным определять политику в регионе Балтийского моря.
Членство в ЕС даёт ей ограниченные гарантии в сфере международной безопасности, а членство в НАТО – всё уменьшающиеся гарантии в области военной безопасности с учётом смены приоритетов Североатлантического альянса. Единственной настоящей гарантией безопасности Вильнюса может быть только тесный военный союз с одним из крупных государств-соседей, а лучше всего, со всеми. Это потребует от Литвы отказа от агрессивной риторики в адрес нацменьшинств – поляков и русских. Литовцы должны понимать, что при изменении геополитической картины Европы они не смогут сохранить независимость без гарантий со стороны соседей. Речь не о военной операции против Литвы, а о подчинении её экономически или политически. Для России Литва – это пол-Санкт-Петербурга, а для Польши – размер среднего воеводства.
Шансы и вызовы литовского председательства
Если смотреть с позиций политического эгоизма Литвы, главный вызов – сплочение прибалтийских государств в цельный субъект в виде конфедерации. Этим такой субъект достиг бы положения, подобного с положением Словакии или Финляндии. А нормализация отношений со странами региона придала бы конфедерации прочное положение в Балтийском регионе и в ЕС. Наблюдая за соперничеством Литвы, Латвии и Эстонии, мы не видим таких намерений, и вряд ли они появятся за время председательства Литвы.
Обеспечение энергетической безопасности – следующий вызов. Здесь проблема имеет стратегический характер: строить ли свою безопасность с опорой на страны, с которыми Литва имеет сухопутную границу или прокладывать дорогую инфраструктуру для импорта энергетического сырья из Скандинавии? Кажется, энергетическая система, зависящая от импорта – удовольствие дорогое, а с точки зрения безопасности – малоэффективный, ведь так легко перекрыть его поставки. Поэтому Литва обречена на сотрудничество с соседями. Опираться на гарантии НАТО означает опираться на уверения, которые могут так и остаться уверениями, когда на Востоке произойдут динамические изменения в геополитической структуре.
Литва, тратя на безопасность менее 1% ВВП, демонстрирует соседям и европейскому сообществу, что является государством, податливым на любые влияния взамен гарантий безопасности. И эта ситуация будет усугубляться, тем более что Литва, теряя на протяжении десятилетия несколько процентов населения, превратиться в маргинала на международной арене.
Вовлечённость Вильнюса в проект «Восточного партнёрства» в ходе председательства в ЕС тоже не принесёт эффекта. Влияние этой маленькой страны на в три раза большую Белоруссию или на в десяток раз большую Украину – это работа, не соответствующая международному весу Литвы. Польше во время своего председательства не удалось обратить внимание ЕС на Восточную Европу, тем более не удастся это Литве.
Большой проблемой будет и политика относительно формирования бюджета на 2014-2020 гг. и действий, направленных на спасение евро. Ещё проблема – политика вокруг Сирии и Ирана и распространение терроризма в Северной Африке. Тут у Литвы нет ни сил, ни средств для координации действий ЕС. Также председательство Литвы не окажет существенного влияния на внутреннюю политику ЕС относительно указанных проблем.
Председательство Литвы и Польша
Польша для Вильнюса – это страна, которая отягощена неискупимой виной перед Литвой, и которая должна, поэтому, с пониманием относиться ко всем фобиям, препятствующим экономическим и политическим отношениям между двумя государствами. Польша на протяжении двух десятилетий придерживалась в отношении Литвы партнёрской политики по образу той, каковой придерживалась в отношении националистической Украины Виктора Ющенко, и даже пренебрегала не только своими экономическими интересами, но и интересами польского меньшинства в этой стране.
Литовцы же относились к Польше, как к оккупанту, забывая, что Речь Посполитая Обоих Народов, которая появилась в XVI в., появилась не в результате покорения, а в результате политического договора с сохранением субъектности обеих сторон.
Польше пора прекратить с политикой сверхбережного отношения к Литве, и подойти к этой стране с политикой, построенной на условиях взаимности. Нельзя допустить, чтобы Вильнюс, председательствуя в ЕС, игнорировал международные положения и конвенции о нацменьшинствах, манипулировало избирательными округами на выборах или административными методами уничтожало систему образования нацменьшинств.
Литва должна взять на себя больше ответственности в деле обеспечения собственной безопасности. Председательство надо использовать для нормализации отношений с Белоруссией, а саммит «Восточного партнёрства» в Вильнюсе необходимо использовать для нормализации отношений всех стран Восточной Европы.
Серьёзным вызовом для Литвы во время председательства будет сохранение пропорции между политическими интересами и безопасностью в рамках политики ЕС, и интересами экономическими, покоящимися на развитии сотрудничества культурного и экономического между Польшей, Белоруссией и Калининградом. Ориентация этой страны на Финляндию и Швецию, с учётом её демографического, оборонного и экономического потенциала, существенного значения для Литвы не имеет. Также участие в разрешении проблем внутренней политики Украины или ангажирование во внутриполитические процессы в Белоруссии превышает возможности Вильнюса.
В настоящее время «Восточное партнёрство», как приоритет ЕС, на чём и будет настаивать Литва, не является приоритетом Евросоюза, погружённого во внутренние проблемы, тем более что ухудшается обстановка в Северной Африке, растёт напряжение вокруг Ирана. Вильнюс проиграет, если будет пытаться внести в повестку дня ЕС что-то другое. Его успехом уже будет председательство «с сохранением лица».
Мнение другого эксперта:
Валерий Мокрушин: Будущей хозяйке Евросоюза – Литве – дали почётное право остановить Россию