Фото:

Андрей Солопенко: Идеологический портрет жителей Латвии – самооценка и реальность

Социолог Андрей Солопенко проанализировал для читателей «NewsBalt» противостояние по национальному вопросу в Латвии.

Анализируя различия во мнениях между латышами и русскими жителями Латвии интересно рассмотреть их идеологические взгляды. Центром исследований рынка и общественного мнения SKDS было проведено исследование под названием «Видение мира: самооценка и реальность», где на основании опроса, были изучены идеологические различия между двумя группами латвийского общества. Результаты данного научного труда оказались очень впечатляющими, поэтому о некоторых из них, думаю, стоит рассказать подробно.

Исследователи ставили перед собой задачу выявить доминирующие идеологические взгляды у жителей Латвии по двум осям: «левый – правый» и «консерватор – либерал». Сначала опрошенным респондентам был задан вопрос: «Думая о системе Ваших взглядов и ценностных ориентациях, являетесь ли Вы по своим взглядам более левым или правым? Свою оценку, пожалуйста, выскажите по 5-бальной шкале, где 1 означает, что Ваши взгляды полностью левые, а 5 – полностью правые» (см. рис. №1).  

1.JPG

Правые и левые – самооценка и реальность.

После ответа респондента, ему задавались одиннадцать различных вопросов, связанных ценностными ориентациями по шкале «левый – правый». Среди таких вопросов были: кому нужно заботиться об обеспечении старости: самим или государству? Кому нужно заботиться об обеспечении жильём: правительству, если человек не может сам себе это обеспечить или самим больше работать и копить? Кому нужно создавать рабочие места: государству или самим людям? Нужно ли платить пособия по безработице? Что делать с большими предприятиями: национализировать или отдать в частные руки? Кому нужно заботиться о стариках: всему обществу либо только их родственникам? Нужно ли предоставлять людям социальную помощь? Должна ли быть бесплатной медицина? Кому должны принадлежать коммерческие банки: государству или частному капиталу, и какие пенсии честнее: нужно повысить маленькие пенсии за счёт больших или величина пенсии должна зависеть только от того, как много и продуктивно человек работал за свою жизнь?

По ответам на эти вопросы по шкале от 1 до 5, выявлялись реальные идеологические предпочтения респондентов.

Примерно такая же ситуация была и с ответами по оси «консерватор – либерал». Респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Пожалуйста, считаете ли Вы себя консервативно или либерально настроенным? Свою оценку, пожалуйста, выскажите по 5 бальной шкале, где 1 означает, что Вы очень консервативны, а 5 – очень либерально настроены» (см. рис. №2).  

2.JPG

Консерваторы и либералы – самооценка и реальность.

Также после ответа, респондентам были заданы тринадцать вопросов, связанных с ценностными ориентациями по шкале «консерватор – либерал». Среди них были: отношение к открытости в обсуждении частной жизни; протекционизм или свободный рынок; нужно ли ограничивать свободу слова и свободу выражения в интернете, а также отношение к анонимности пользователей в интернете. Ещё были заданы вопросы, что важнее соблюдение традиций или открытость миру; нужно ли ограничивать содержание ТВ; отношение к браку или сожительству вне брака; что важнее старые проверенные идеи или новые и чему нужно отдать предпочтение людям с опытом или с идеями. Также был вопрос об отношении к различным религиям и о стремительной поддержке в обществе новых идей.  

Результаты ответов оказались довольно неожиданны. В основном опрошенные респонденты считают себя правыми. 37% придерживаются либо крайне правой, либо правой идеологии, тогда как сторонников левой идеологии всего 16%.

В тоже время при анализе ответов респондентов на контрольные вопросы, получается совсем другая ситуация – 55% опрошенных в реальности придерживаются левых взглядов, тогда как жителей с правыми взглядами в стране только 5%.

Тоже самое и среди ответов по второй оси. Значительная часть респондентов считает себя либералами – 26%, тогда как консервативно мыслящими себя видят только 16%. Большинство опрошенных всё же предпочитают считать себя центристами – 33% и почти четвёртая часть не смогли дать ответа на этот вопрос. Однако анализируя ответы на контрольные вопросы, опять видно противоречие – 50% респондентов, по своим взглядам являются консерваторами, тогда как либерально мыслящих только 9%.

Исходя из полученных данных, видно, что, в основном, опрошенные жители Латвии считают себя правыми либералами, тогда как, основываясь на реальную ситуацию, замечено, что значительная часть респондентов являются левыми консерваторами. Наибольшая несовместимость взглядов и реальной ситуации проявляется именно у латышских респондентов, которые, по результатам опроса, полностью меняют свою позицию в идеологическом пространстве. Тогда как русскоязычные респонденты меняют свою позицию незначительно, но также смещаются в левый и консервативный уклон. (см. рис. №3).  

3.JPG

Самооценка и фактические ценностные ориентации.

Рассматривая данные графика видно, что латыши, в основном, себя считают правыми либералами, тогда как русскоязычные левыми консерваторами, но тяготеющими к центру. Однако фактические идеологические различия между двумя группами незначительны.

В чём же заключается данный парадокс? Ответ на этот вопрос довольно прост. Среди латышской элиты принято считать, что коммунизм, а также весь советский строй в целом принёс Латвии одно лишь зло и, что если бы Латвия не была в составе СССР, то сейчас экономическая ситуация в стране напоминала бы Финляндию. Также равняясь на западный образ жизни, среди латышской элиты принято считать себя либерально мыслящим человеком. Вследствие этого данные взгляды преподносятся латышскому обществу из всех средств массовой информации, как правильные и необходимые.

Восхищаться советским строем в латышском обществе не принято, поэтому и левая идеология среди латышей не пользуется поддержкой, ассоциируясь с коммунистическим прошлым. Тогда как среди русскоязычных существует положительное отношение к советскому строю, и придерживаться левых взглядов не считается постыдным. 

В тоже время, рассматривая фактические идеологические ориентации двух анализируемых групп, видно, что смещение «влево» происходит, как у латышей, так и у русскоязычных жителей Латвии и в основном больших идеологических различий между ними нет. Это также можно объяснить довольно просто. Социальная память, как русских, так и латышей о жизни в Советской Латвии одинакова. И по сравнению с жизнью в сегодняшней Латвии, раньше многие, как латыши, так и русские жили лучше. Поэтому отвечая вопросы о создании рабочих мест, обеспечении старости, жилья и выплаты пособий по безработице, люди, не зависимо от национальности придерживаются левых взглядов, т.к. надеются на помощь государства, которое, по их мнению, должно помогать своим жителям.

Однако если идеологические ориентации у латышей и русскоязычных жителей Латвии примерно одинаковы, то почему же между этими группами существует напряжённость? Как латышская элита, так и латышские партии, говоря о левых или правых идеях, вкладывают в это один смысл – национальный вопрос. Поэтому в понятия «правые» и «левые» закодировано другое содержание «за латышей» или «за русских».

Чтобы выяснить, насколько в латвийском обществе популярен латышский национализм респондентов просили оценить по 5-бальной шкале: нужно ли в Латвии больше защищать интересы латышей или в Латвии ко всем живущим здесь национальностям нужно относиться одинаково? И как можно было предположить результаты ответов между двумя группами категорически отличаются, когда среди латышскоговорящих респондентов более популярна первая позиция, а среди русскоязычных – вторая (см. рис. №4).  

4.JPG

Популярность в обществе идеи «Латвия для латышей».

Анализируя полученные ответы видно, что среди латышскоговорящих жителей очень сильно распространено мнение, что в Латвии нужно больше защищать интересы латышей. 32% респондентов из этой группы выбрали самую крайнюю оценку и ещё 21% придерживаются близкого мнения. Тогда как среди большинства жителей Латвии, говорящих на русском языке, распространено противоположное мнение, что ко всем проживающим в стране национальностям нужно относиться одинаково. 

Исходя из этого, можно с уверенностью утверждать, что жителям Латвии, общающимся в семье на латышском языке в значительной степени присущ латышский национализм. В тоже время партии, претендующие на голоса латышских избирателей, учитывают это и пытаются актуализировать данные настроения для попадания в парламент. 

Поэтому противостояние по национальному вопросу будет ещё долго и в ближайшее время точно не прекратится. И если между двумя группами существуют только национальные противоречия, а в идеологической ориентации они являются левыми, то можно сказать, что часть населения Латвии желает построить в ней социализм с национальным уклоном, который, как известно ни к чему хорошему не приводил, но хотелось бы верить, что до этого не дойдёт.