Экс-руководитель Агентства по туризму Калининградской области, доцент Балтийского федерального университета им. Канта, кандидат экономических наук Елена Кропинова рассказала в интервью «NewsBalt» о том, чем завлечь европейских туристов в российский анклав.
— Какие сферы туризма в Калининградской области могут быть притягательными для туристов из Польши? Может быть, водный туризм, туризм, связанный с посещением памятников архитектуры или что-то ещё?
— Международная статистика говорит, что более 80% европейских туристов составляют сами жители Европы. Соответственно, целевая аудитория для развития международного туризма в Калининградской области – это туристы из ближайших регионов. Таковыми являются и туристы из Польши. Не так давно, при открытии Дней Калининградской области в Варминско-Мазурском воеводстве, вице-маршалок воеводства сказал, что с вступлением в действие соглашения о местном приграничном передвижении Калининград перестал для них быть «терра инкогнита». Сможет ли для них это бывшая «терра инкогнита» стать притягательной уже не в силу её неизведанности, а потому, что у нас интересно? Во многом это зависит и от региональных органов власти, которые должны сформировать необходимый имидж области, и от турбизнеса, который сможет заставить этот имидж работать через создание новых турпродуктов.
Я, как эксперт по туризму, вижу, что в их основу должны быть положены такие объекты, которые могут быть уникальными, которых нет на территории Польши. А в этом самая сложная задача – ведь территории имеют близкие природные условия, сходную историю развития, соответственно, сходный ресурсный потенциал.
— Например, замки, которые есть и в Калининградской области, и в Польше…
— Значит, если говорить о замках, то надо предлагать не просто один какой-то замок, а необходимо разрабатывать тематические маршруты, связанные с этим замком, наполнять этот маршрут событиями, которые происходили в этих замках. И здесь уже необходим человеческий потенциал местного населения, способного вернуть молчаливых свидетелей прошлого к жизни. Вот именно событийный туризм на базе этих замков будет выгодно отличаться от того, что предлагается нашими соседями, ведь оживлять события будут уже люди разных национальностей, с различной культурой и традициями.
В этом плане хочется, конечно, отметить замок в Черняховске — Инстербург. Сотрудники музейного комплекса, созданного на базе этого замка, предлагают уникальный продукт. Они проводят массовые фестивали. Стараются показать, что в замке живёт «прекрасная фея» — хранительница многих его тайн.
Если говорить о проекте совместного использования Вислинского залива, который сейчас реализуется БФУ им. Канта, и в котором главным партнёром является Гданьский морской институт, то здесь речь идёт, прежде всего, о развитии водного туризма. При посещении соседней Польши мы убеждаемся, что водный туризм там хорошо развит. Однако водный туризм предполагает передвижение из пункта А в пункт Б. Задача российских партнёров в проекте состоит в том, чтобы эта точка Б была не очередным пунктом на польской территории, а чтобы этим пунктом стала гавань на территории Калининградской области.
— Что это может быть?
— Яхтсмены предлагают разнообразные варианты: Краснофлотское, район Светлого… Мне видится, что в настоящее время наиболее реальной точкой является посёлок Прибрежный, где уже сложилась определённая инфраструктура. При реализации этого проекта речь идёт не о какой-то дальней перспективе. Уверена, что начинать нужно с малого и постепенно усиливать интерес к нашей территории. В рамках проекта «Возможности и преимущества совместного использования Вислинского залива», софинансируемого в рамках программы приграничного сотрудничества «Литва-Польша-Россия 2007-2013», мы планируем выявить и изучить первоочередные направления и отправные точки совместного использования этой территории. Эта точка должна быть пригодна для захода судов (либо требовать незначительных вложений), и в ней должны быть какие-либо объекты пригодные для туристического показа.
— Есть цифры потенциального числа туристов, которых в рамках проекта вы хотите привлечь в наш регион?
— Это будет во многом зависеть от условий, которые будут созданы для реализации нашего проекта. Например, будет ли открыт новый водный пункт пересечения, который будет действовать в рамках соглашения о местном приграничном передвижении. Если он будет создан, то мы можем говорить об увеличении туристического потока.
— Насколько?
— Можно прикинуть следующим образом. В Польше зарегистрировано более 100 000 маломерных судов. Думаю, что большинство из их владельцев заинтересованы в использовании такой удобной акватории как акватория Вислинского (Калининградского) залива. На каждом судне может зайти от 2 до 5 человек (на некоторых больше). То есть несколько сот тысяч дополнительных туристов только в пределах этой территории – вполне реальная перспектива. Но мы понимаем, что это достаточно сложная задача, поскольку процедура включения новых пунктов пропуска в соглашение о местном приграничном сотрудничестве — это решение, которое принимается на более высоком уровне.
— Исходя из этого, какие ещё основные сложности в реализации этого проекта в сфере туризма?
— Как раз в том, что территория Вислинского (Калининградского) залива является в Калининградской области в настоящее время наименее пригодной для развития, потому что нет яхтенных марин, нет сопутствующей инфраструктуры. Она используется жителями Калининградской области, которые любят дикий туризм. Западный турист избалован. Предполагается, что если он заходит в яхтенную марину, то там есть всё необходимое, чтобы заправить яхту водой, топливом, разместиться, комфортно зашвартоваться, где будет безопасность пребывания и, конечно же, благоустроенная территория с туристическими достопримечательностями. Не стоит забывать и о путеводителе, и о портовых лоциях, и о безопасности судоходства. Значительная часть этих вопросов будет рассмотрена в рамках проекта.