Фото:

Сергей Засорин: СССР был обречён на распад — слишком много национального эгоизма

«NewsBalt» публикует выступление историка Сергея Засорина перед польскими студентами.

«NewsBalt» публикует выступление доцента кафедры истории  Московского педагогического государственного университета Сергея Засорина о последствиях распада Советского Союза, прозвучавшее перед молодёжной аудиторией Краковского университета (Польша).  

— Первая проблема, на мой взгляд, всё ещё сохраняется, всё ещё остаётся – это отношение в современной России, отношение в других странах бывшего СССР к распаду Советского Союза. Это всё ещё актуальная проблема, она всё ещё вызывает разные оценки, разные позиции. Когда я сейчас буду говорить, я бы хотел иногда использовать материалы опросов общественного мнения, которые были совсем недавно в последний год, в последние два года проведены. Я думаю, что вы знаете это название — «Левада-центр» в Москве, крупнейший на сегодня социологический центр.

В частности, в одном из опросов, который проходил буквально год тому назад, он был больше предметно связан с отношениями между Россией и Украиной. На нём задавался вопрос: с каким из следующих мнений по поводу отношений России с Украиной вы бы скорее согласились?

Самая основная, самая ведущая позиция в ответе звучит так, и мне очень приятно, что это так: «Россия и Украина должны быть независимыми, но дружественными государствами с открытыми границами без виз и таможни. Это 62% опрошенных. Вторая типичная цифра «отношения России с Украиной должны быть такими же, как с другими государствами, с закрытыми границами, визами и таможней» — это 17%. «Россия и Украина должны объединиться в одно государство» — это только 14%. Фактически в этом опросе речь идёт возрождении Советского Союза. И все, в общем-то, данные социологические показывают, что со временем вот такая ностальгия по когда-то великому, могучему, мы с вами знаем, что под вопросом величие, это иногда мнимое величие и искусственное величие Советского Союза.

Вот такая ностальгия уменьшается и в России, и в других странах бывшего СССР. Люди начинают относится к новой ситуации более рационально: меньше эмоций… Кто-то из западных историков сказал так: «В чём проблема развития современной России? Русские пытаются идти вперёд, всё время оглядываясь назад». То есть, пытаясь найти все объяснения, все ответы в советском опыте, опыте старой России, а необходимо идти вперёд, необходимо разумно оценивать ситуацию и перспективы, поэтому этот вопрос остаётся.

Вопрос о бывшем Советском Союзе о причинах его распада, об альтернативах развития… Выскажу своё личное мнение, я убеждён в том, что, к сожалению, как это не печально, но Советский Союз был обречён на распад, невозможно было сохранить и спасти это государство, но, я лично считаю, что механизм распада Советского Союза был неадекватным, неразумным, слишком много национального эгоизма и в России, и в других странах бывшего Советского Союза.

Распад СССР мог пройти менее болезненно. И, на мой взгляд, вот последние годы показывают, что всё-таки, что отношения между странами особенно Содружества независимых государств становятся более конструктивными, более взаимовыгодными. И отсюда вторая проблема, которую, мне кажется, очень важно обсуждать – это проблема отношений между современными постсоветскими, постсоциалистическими независимыми государствами. Отношения во всех возможных сферах: отношения экономические, отношения политические и особенно, мне кажется, важны отношения интеллектуальные, гуманитарные связи и так далее.

Это очень сложный вопрос – вопрос о развитии СНГ, о развитии Евразийского экономического союза, развитии Таможенного союза. Ещё более сложный и деликатный вопрос – это отношения России к интеграции бывших стран СССР в Европейский Союз и тем более в НАТО.

Я выскажу свою личную точку зрения, мне кажется, что попытки сегодня построить политику между Россией и Западом по принципу рецидива Холодной войны, бессмысленны. И мне думается, что с двух сторон: со стороны современного российского руководства и со стороны западных лидеров должна быть большая терпимость по отношению к друг другу. Отношения между Россией и НАТО должны быть взаимоскординированными, а не конъюнктурно политизированными.

Мне кажется, что расширение НАТО на восток – это объективная реальность, с этим трудно спорить. Просто Россия должна найти своё место в современной системе мировой безопасности. Если трезво, если разумно рассуждать, то всегда можно найти более важные опасности, более важные угрозы, чем недоверие между Россией и Западом. Это и проблемы международного терроризма, и проблема всё возрастающего радикального исламского фактора и многое другое.

Здесь, конечно, остаются очень важные вопросы, связанные с территориальными спорами на постсоветском пространстве. Я имею в виду проблему Нагорного Карабаха в отношениях Армении и Азербайджана и, конечно, России тоже, проблема Приднестровья с Молдавии и Россией с Украиной тоже, это проблема Крыма и военного присутствия России на Чёрном море, в Севастополе в частности, и, конечно самая острая проблема – это проблема отношений России с Грузией в контексте вопросов статуса Южной Осетии и Абхазии.

Вот мне опять-таки в «Левада-центр» удалось выискать интересные цифры, говорящие об отношениях современных русских к современной Грузии. Я сразу хочу сказать, на мой взгляд, российско-грузинские отношения сегодня максимально политизированы, они не отражают реальные, традиционные связи между русскими и грузинами. Это ненормальная ситуация.

И всё-таки посмотрите какие данные: когда «Левада-центр» спрашивал какое самое недружественное, враждебное России государство – Грузия – номер один (41% людей выбрали Грузию). Правда, что я хочу сказать, есть хорошая динамика, есть хорошие изменения, когда подобный вопрос задавался сразу после грузино-осетинской войны за Осетию, так отвечали 62%. Это ужасающая цифра! Сегодня 41%, уже динамика, уже хорошо.

Для интереса попробую назвать другие страны: 1-е место – Грузия (41%), дальше Соединённые Штаты, ну это более-менее естественно 35%, дальше дружно присутствуют прибалтийские страны, вот такая прибалтофобия остаётся в общественном сознании русских и сегодня Латвия (26%), Литва (25%), Эстония (23%). К сожалению, дальше – Украина (15%), не могу не сказать, хотя не хочется – Польша (8%).

Я думаю, что эти цифры доказывают то, что нам ещё очень многое стоит сделать для того, чтобы ликвидировать вот эти старые стереотипы, старые штампы на отношения русских к полякам и поляков к русским.

Итак, ещё в одном из опросов, который проходил буквально несколько месяцев тому назад, задавался вопрос: отношение к другим странам по шкале (очень хорошее, хорошее, в основном плохое, совсем плохое). Если их суммировать, то получается, что по этим опросам из всех стран бывшего Советского Союза наиболее позитивно оценивается Белоруссия, это тоже логично. Отношение к Белоруссии позитивное в разных оттенках – 82%, негативное – 11%. Из бывших республик СССР — Украина (69% — позитивное отношение, 23% — негативное отношение), дальше – Европейский Союз (59% — хорошо, 23% — плохо), почти тоже самое — Соединённые Штаты (53% — хорошее отношение, 33% — плохое).

И дальше опять грузинский фактор, только 41% из опрошенных русских к Грузии относились хорошо и 44% — плохо. Здесь, конечно, речь идёт о последствиях российско-грузинской войны. И, наконец, третья проблема и самая важная – это отношения между странами бывшего Советского Союза и отношения между Россией и ЕС. Это вопросы о перспективе, вопросы о будущем.

Ещё цифры из опроса «Левада-центр», когда людей спросили, на сотрудничество с какими странами, по вашему мнению, России прежде всего следует ориентироваться: самая преобладающая цифра 28% — это страны Содружества независимых государств, потом идёт Китай (21%), потом – Западная Европа (20%) и Соединённые Штаты (9%).

Но что меня лично беспокоит, если посмотреть вот такую динамику, как эти цифры менялись за последние восемь лет в аналогичных опросах, количество тех людей, которые выбрали СНГ, как приоритет для России сократилось в полтора раза. Об этом стоит задуматься.

К примеру, тех, кто предпочли Китай, увеличилось в три раза. Последние данные о том, как русские люди сегодня оценивают различные страны и народы с позиции дружественности. Из всех стран люди выбрали как дружественные, близкие к России следующие: на первом месте – Белоруссия (34%). Я думаю, что у людей ещё в сознании всё-таки есть вот эта идея Союза России и Белоруссии, хотя вы знаете, союз – мнимый, союз – нереальный, но тем не менее всё-таки в сознании остаётся, что мы ближе можем быть именно с Белоруссией. Потом – Казахстан (28%). Я думаю, что здесь влияет пропаганда Евразийского экономического союза, влияет Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном.

И ещё у некоторых людей всё-таки, когда они выбирают Казахстан, в сознании появляется образ русских, проживающих в Казахстане. Дальше – Германия (17%), Китай – 16%, Украина – только 13%. Дальше посмотрим на республики бывшего Советского Союза: Армения – 11%, Азербайджан – 9%,Киргизия – 5%, Таджикистан – 4%. И в самом низу Соединённые Штаты – 2%. Таково общественное мнение.

Когда-то во времена социализма было такое выражение «народная дипломатия». Это был пропагандистский штамп, когда пытались руководители Советского Союза и бывших стран социализма доказать, что у нас такие отношения между странами, что не только власть, не только партии коммунистические, но и сами люди выстраивают отношения дружеские, отношения гармонические между странами социализма.

Это была пропаганда. Но я думаю, что сегодня это выражение очень хорошо вспомнить, поскольку, я считаю, что отношения России с ближним и дальним зарубежьем определяются не политической конъюнктурой, перспектива не в развитии формальных отношений между государствами, а в первую очередь это определяется, действительно, обычными людьми.

Я выскажусь ещё по одному очень важному вопросу о русско-польских отношениях наших обществ. Мне уже повезло, я считаю, и надеюсь на будущее иметь хорошие, плотные и дружеские отношения с польскими историками, с польскими политологами, польскими социологами из различных университетских центров. Я не видел никогда ни на уровне профессиональном, ни на уровне бытовом проявлений русофобии.

Может быть, я – идеалист, но я не очень вижу в России сегодня, особенно в обществе интеллектуальном, проявления полонофобии, негативного отношения к полякам. Мы с вами прекрасно понимаем, у нас сложное прошлое, у нас очень много груза: прошлых проблем, прошлых конфликтов. Когда я занимаюсь историей Польши, сравнивая с историей России, всё больше понимаю, что геополитически мы не могли не сталкиваться, как бы не поворачивалась история, должны были наши государства обязательно воевать, обязательно конфликтовать, обязательно пытаться отобрать друг у друга соседние территории. 

Но это прошлое. Надо идти вперёд, не очень оглядываясь, учитывая прошлое, но не поворачивая всё время голову назад. Мне кажется, что многие предрассудки, многие стереотипы могут измениться, когда люди начнут понимать друг друга больше, общаться чаще, продуктивно.