Фото:

Влад Гулевич: 70-летие Волынской резни — «неловкий юбилей» для Варшавы

Украинский политолог, эксперт «NewsBalt» Владислав Гулевич - об оценках Волынской трагедии.

11 июля 2013 года исполнилось 70 лет Волынской трагедии, когда банды украинских националистов ОУН-УПА¹ совершили массовые казни мирного польского населения. На сегодняшний день установлено около 3 000 захоронений жертв той резни, но не все из них оформлены соответствующим образом и не отличаются от окружающего их пейзажа.

70-летняя годовщина Волынской резни ознаменовалась горячими спорами о моральном наполнении польско-украинских отношений. Варшава оказалась в неловком положении. С одной стороны, требуется предоставить возможность своим гражданам в полной мере отдать дань памяти невинно убиенным. С другой, доведение траура по Волыни до психологического уровня Катыни может надолго испортить отношения с Киевом.

Оппозиционные партии призывают Дональда Туска и его однопартийцев из «Гражданской платформы» признать массовые казни польского населения Волыни актом геноцида, ведь единственной виной жертв была их национальность. В ответ звучат невнятные слова о том, что Волынь – это страница общей польско-украинской истории, и что память о тех событиях должна объединять, а не разъединять два народа.

Слова «геноцид» правящие политики старательно избегают, в отличие от оппозиционеров и политиков регионального уровня, которые содействуют принятию местными администрациями резолюций, осуждающих убийство волынских поляков (такие резолюции уже приняты в 5 воеводствах). Принятие подобного документа в Сейме «Гражданская платформа» блокирует, и только в польском Сенате удалось принять подобный документ.

Всему виной геополитика. Для Польши, строящей свою идентификационную и политическую модель на противостоянии с Россией, антироссийская Украина, как буфер между «москалём» и «ляхом» – залог стратегической безопасности. Чтобы Украина была антироссийской, там должны быть сильны позиции украинского национализма, этого детища западных интриг (украинских националистов в разное время поддерживали то шведы, то германцы, то поляки, то англосаксы). Если обвинить ОУН-УПА в геноциде поляков, тогда не получится безоблачного польско-украинского союза. Именно поэтому администрация Бронислава Коморовского скрывает волынскую правду за завесой словесной эквилибристики.

Но дело не только в «Гражданской платформе». В 2008 г. Лех Качински, представитель правящей на тот момент «сверхпатриотической» партии «Право и справедливость», точно также свёл траурные мероприятия по поводу 65-летия Волынской резни к малозначительным процессиям, уклонившись от полномасштабного осуждения идеологии украинского национализма, приведшей к таким ужасным последствиям.

Украинские националисты и современные польские государственные деятели суть единомышленники во многих аспектах. Средоточием фашиствующих убеждений на Украине являются её западные области. Там восхваляют карателей дивизии СС «Галичина», ставят памятники Бандере и гауптштурмфюреру Роману Шухевичу, и т.д. Эти же области неуклонно голосуют за интеграцию Киева в ЕС и вступление в НАТО. Т.е. прозападные политические взгляды там легко уживаются с неонацизмом. Европе и Польше это известно, но холодный стратегический расчёт заставляет «демократическую Европу» делать вид, что у восточных границ Польши нет никакого «коричневого пятна».

Дело доходит до того, что в самой Польше т.н. Союз украинцев Польши, приютивший украинских радикалов восточно-польских воеводств, получает финансирование из польского бюджета, располагает своим зданием и иными имущественными активами. Польские власти позволяют членам Союза украинцев проводить необандеровские шествия и т.п. мероприятия, и даже избираться в местные депутаты. Среди членов той же «Гражданской платформы» есть представители Союза украинцев. Они изнутри ведут работу на благо украинского национализма.

При этом жутко демократические украинские оппозиционеры (партия «Удар» Виталия Кличко и объединённая оппозиция в лице сторонников Юлии Тимошенко и Арсения Яценюка) о Волынской резне помалкивают. Они надеются использовать националистический угар части украинского населения в своих узкокорыстных интересах, и потворствуют бандеризации общества. Нуждаясь в «иностранных костылях», эти политические «инвалиды», не могущие и шагу сделать без указки с Запада, надеются и на будущую помощь Польши. Поэтому им не выгодно ни критиковать бандеровцев, ни защищать поляков. Отсюда и их громкое молчание.

В ходе Волынской резни погибло 150 000 поляков. Это «налог кровью», который Польша готова заплатить за то, чтобы между нею, и Россией пролегала непреодолимая духовно-политическая пропасть, населённая маленькими фашиствующими человечками.


¹ Организация украинских националистов — Украинская повстанческая армия.

Также по теме:

«Варшава торгует правом убивать поляков»