Призыв министра иностранных дел Литвы Линаса Линкевичюса напомнить странам-участницам Восточного партнёрства, чётко обозначившим своё европейский выбор, что дверь в Европу для них не закрыта – сигнал политическим элитам, в т.ч., Украины о заинтересованности Запада в сотрудничестве.
Но в каком сотрудничестве? Линкевичюс уточнил, что двери открыты «в более длительной перспективе». Это сотрудничество неделанием. «Давайте будем вместе не участвовать в евразийских интеграционных проектах, а там посмотрим», — таков смысл слов Линкевичюса.
Вильнюс, по сути, выступает дублёром Варшавы. Во время своего председательства в ЕС Польша старалась интенсифицировать не столько экономическую, сколько политическую составляющую своих отношениях со странами-членами Восточного партнёрства, особенно, Украиной, которая имеет ключевое значение для стратегической безопасности польского государства.
Экономика тут служила придатком к политике, и экономические предложения Киеву со стороны Польши и ЕС прямо зависели от предложений политического характера. Главные требования – поменьше дружбы, побольше декларативности в отношениях с Москвой. Приблизительно, то же предлагает Киеву теперь Вильнюс.
Литва уже заявила о намерении во время своего председательства в ЕС способствовать сближению Киева с Брюсселем. Киев это не может не радовать, поэтому отношения Вильнюса и Киева в этот период могут сильно потеплеть. Только истинные причины потепления у Киева и Вильнюса будут разные.
Для Литвы, которая выбрала путь конфронтации с Россией, актуальна проблема стратегической глубины, т.е. удалённости российского влияния от границ прибалтийских республик. Разорвать политико-экономические связи Украины с Россией, отсечь от Киев от Москвы – первый шаг к разрыву многовековых украинско-российских культурных и духовных связей, к окончательному уходу Украины в западный лагерь.
Для Киева же главными будут вопросы экономики, и не столько из-за желания властей поправить социальное положение собственных граждан, сколько для реализации планов местной олигархии, чей бизнес ориентирован на Европу. Это будет брак по расчёту: вы нам – политическую лояльность, мы вам – возможность работать с Европой.
В ноябре в Вильнюсе состоится саммит стран Восточного партнёрства, и подписание Соглашения об ассоциации с Украиной планируется именно там. Вопрос: почему подписание документа, предусматривающего, в первую очередь, экономические аспекты, приурочено к политическому мероприятию, каковыми являются сам проект Восточного партнёрства и его саммиты? Потому что, несмотря на россказни о главенстве принципов свободной торговли и демократии доллара, доллар (и евро) вовсе не демократичны, и свободно торговать разрешается только тем, кто себя правильно ведёт. Украинские власти, износившие не одну пару обуви в многолетней очереди на членство в ЕС, постараются максимально использовать готовность Литвы выступить в качестве адвоката Украины на международной арене. Активизируются усилия украинской дипломатии на этом направлении, и не только в сфере экономики. Польские СМИ уже сообщили о подвижках в деле создания Литполукбрига — литовско-польско-украинской бригады для выполнения задач ООН, ЕС и НАТО. Штаб-квартира бригады расположится в польском Люблине — в непосредственной близости от польско-украинской и польско-белорусской границы.
Зазывание Вильнюсом Киева в ЕС – это попытки склеить военно-политический треугольник Польша – Литва – Украина с антироссийским смыслом, и от Украины в этом деле потом потребуют больших уступок, на которые не пойти она не сможет.