Янина Парадовска: Итоги президентства Коморовского — «политика тёплой воды в кране»

«NewsBalt» перевёл статью публицистки Янины Парадовска об итогах 3-летней работы президента Польши Бронислава Коморовского.

Информационно-аналитический портал «NewsBalt» перевёл статью в «Polityka.pl» известной польской публицистки Янины Парадовска (Janina Paradowska), которая подытожила три года работы президента Польши Бронислава Коморовского.

Накануне третьей годовщины президентских выборов (4 июля состоялся второй тур) Бронислав Коморовски принимал в своей резиденции в Висле глав государств Вышеградской группы. На приёме присутствовал и президент Украины Виктор Янукович. Речь шла о ноябрьском саммите в Вильнюсе (Литва председательствует в данный момент в Евросоюзе) и шансах на подписание Украиной союзного договора с ЕС. Скорее всего, разговор коснулся и присутствия президента Польши, а может даже и президента Украины, на мероприятиях в Луцке, посвящённым памяти «Волынской резни» в 70-ю годовщину этих трагических событий (подробнее о «Волынской резне» здесь. — «NewsBalt»). 

За несколько дней перед этим президент наложил вето на закон о судебных округах, причём сделал это способом, совершенно для себя не типичным. Бронислав Коморовски, обычно скупой на слова в таких случаях, на этот раз не оставил сухого места на так называемой гражданской инициативе, поддержанной сперва Польской крестьянской партией, а затем и всей оппозицией. Много резких слов было высказано и в адрес автора проекта, бывшего министра юстиции. Президент тут же направил в сейм собственный проект закона, содержащий точные критерии переформирования судов, который может стать предметом межпартийного — а особенно внутрикоалиционного — компромисса.  

Солидное президентство  

Таким образом, можно сказать, что накануне годовщины выборов в течение нескольких дней произошло совпадение ряда событий, могущих быть показателями этого президентства. Вопрос заграничной политики, а особенно одна из ключевых для Польши проблем вовлечения Украины в ЕС, историческая политика в чрезвычайно практическом, неидеологизированном варианте, приближающем нас к исторической правде, и активность на государственной сцене, где президент предпринимает попытки заключения компромисса путём поиска рациональных решений возникающих проблем. 

Это президентство не отмечено яркими вспышками и фейерверками, однако оно и не ограничивается рассматриванием пресловутой люстры, ставшей уже притчей во языцех (двойной намёк с одной стороны на люстру, висящую в президентском кабинете, как символ занимаемой высокой должности, с другой – на недавнее приобретение президентской канцелярией новой мебели, в том числе и люстр, что некоторые критики президента восприняли весьма болезненно). По прошествии трёх лет президентство Коморовского можно описать одним словом — солидное. Возможно оно является несколько консервативным или недостаточно расчётливым (как считается, президент не умеет отказывать, отсюда и его постоянные поездки по стране, патронаты, участие в различных торжествах), но зато на него вполне можно положиться.

Нет необдуманных действий, не множатся конфликты, но при этом не от страха перед конфликтами. Достаточно вспомнить внесение изменений в закон о собраниях, когда против Коморовского выступили многие влиятельные представители элиты, но он не отступил, как не отступил он и при организации собственного Марша независимости, чтобы не дать крайне правым узурпировать празднование Дня независимости 11 ноября. Оказалось, что он был прав, сумев сломать установившуюся монополию националистов на этот праздник.

Президент последовательно стремится к приданию большего значения торжествам 4 июня, когда Польша обрела подлинную суверенность в результате выборов в парламент в 1989 г. В будущем году 25-я годовщина этих выборов будет одним из ключевых праздничных дней, на базе этой даты – по мнению президента – можно создать широкую платформу для национального единства. Этот факт имеет особое значение, поскольку сам президент выступал против тогдашних выборов, будучи убеждён, что они являются очередной штучкой со стороны коммунистов и не обещают настоящих перемен. Реальная оценка действительности, понимание происходящих перемен и умение признать ошибочность собственных суждений – тоже важные черты характера президента, позволяющие ему проявлять упорство в случаях, когда он убеждён в своей правоте, а также определённая эластичность, когда он понимает необходимость изменения своей точки зрения.

Своим главным советником президент Коморовски выбрал Тадеуша Мазовецкого, и в его поступках заметна рука мастера. В этом президентстве хорошо заметен элемент «силы в покое», что было когда-то лозунгом самого Мазовецкого. Бронислав Коморовски знает, чего хочет, и, невзирая на поражения, стремится к цели. Этой целью не обязательно является – как утверждают недоброжелатели – только второй срок, что, кстати, вполне нормально, но, прежде всего, создание центра политического спокойствия в стране, сотрясаемой политическими эмоциями.  

Три года, три вето

Обычно отношения между президентом и правительством проще всего описать при помощи конкретных примеров, например, законов, на которые было наложено вето, или тех, которые были отправлены в Конституционный суд. Тут достижения Коморовского невелики. Три вето за три года, несколько законов, отправленных в Конституционный суд, несколько собственных проектов, в основном, касающихся тех проблем, которые стали причиной вето или близких к ним — например, модернизация вооружённых сил или вступление страны в зону евро – это и правда, немного.  

Но это не свидетельство отсутствия какой-то особой активности, но лишь совершенно другой направленности этого президентства – скорее на дебаты, создание форума для обмена мнениями, своего рода, опека над неправительственными организациями, поиск тех сфер деятельности, в которых активность правительства по определению невелика. Можно, конечно, задумываться над тем, в достаточной ли степени предметы и содержание этих дебатов становятся известны общественному мнению. И тут результат будет без сомнения неудовлетворительным, но такова уж прелесть наших публичных дебатов. Но, тем не менее, факт преодоления всяческих окопов и баррикад, даже если и не всегда успешного хотя бы по причине постоянного бойкота крупнейшей оппозиционной группировкой многих начинаний, имеет значение для смягчения немалого числа политических конфликтов.  

Бронислав Коморовски по прошествии трёх лет со дня выборов неизменно пользуется высоким общественным доверием, показатель которого постоянно колеблется на уровне 65-70%. Это много, принимая во внимание климат драматичного неприятия и протеста, в котором он пришёл к власти, и явного недоброжелательства со стороны влиятельных элит во времена предвыборной кампании, когда противники занимались выискиванием его промахов и оплошностей. Это неплохой аванс для второго срока, но следует заметить, что в пока ещё немногочисленных опросах, показывающих, что может случиться во время президентских выборов через два года, победа не достанется Коморовскому так легко уже в первом туре. Его не видят в роли политического вождя, она досталась премьеру и лидеру оппозиции. Это они привлекают общественное мнение и вывязывают определённые эмоции.  

komorowski2gp.jpg

Карикатура на Коморовского — «Jestem z Ukladu… Z Ukladu Warszawskiego!» («Я из договора… из Варшавского договора!»

Бронислав Коморовски эмоций не вызывает, поскольку ему умело удалось оказаться несколько в стороне от споров. Не особо дистанцируясь от «Гражданской платформы», он, тем не менее, не имеет репутации активного члена партии. При этом общественное мнение не видит в нём и агрессивного противника «Права и справедливости». Число жестов, направленных в сторону «ПиС», и имеющих целью – по крайней мере официально — нормализацию отношений с этой партией, достаточно велико, и очень жаль, что большинство из них осталось не принятыми, иногда прямо-таки демонстративным образом. Такое партийное десантирование является, несомненно, важным достижением этого президентства, но во времена, когда предвыборными кампаниями у нас руководят излишние эмоции, это не может стать достоинством в глазах избирателей.  

Можно ли политику Бронислава Коморовского определить, как и политику Дональда Туска, выражением «политика тёплой воды в кране»? Парадоксально, но так оно, по-видимому, и есть. С президентом Коморовским у нас всё нормально, спокойно, предсказуемо и рационально. Могло бы показаться, что именно этого полякам и надо. Но так ли на самом деле? Хватит ли этого для прочной победы на предстоящих президентских выборах, или это только предвещает начало яростной борьбы? Это зависит не только от президента, но и от всего политического окружения. Пока президенту Коморовскому удавалось переживать всяческие катаклизмы, сохраняя спокойствие, но нас ожидают годы предвыборной конкуренции. И ещё совсем неизвестно, кто из неё выйдет победителем. Так что, скорее всего главные испытания для президента Коморовского ещё впереди.


Об авторе. Янина Парадовска, 71 год. Известная в Польше журналист, публицист. Закончила Ягеллонский университет и аспирантуру Варшавского университета. После ввода в Польше в 1981 году военного положения, вышла из Коммунистической партии. Работала в газетах «Польский курьер», «Жизнь Варшавы». С 1991 году является политическим комментатором польского журнала «Polityka». Преподаёт журналистику в негосударственном университете «Collegium Civitas» в Варшаве.