Антон Бухвалов: Образование как приоритет Евразийского Союза

Магистр Латвийского университета Антон Бухвалов охарактеризовал для «NewsBalt» основные направления политики Евразийского Союза в сфере образования.

Стремительное развитие процессов экономической интеграции на постсоветском пространстве привлекает большое внимание российских и зарубежных экспертов. Вполне возможно, что в будущем евразийская интеграция приведёт к созданию нового геополитического субъекта, проводящего единую политику в отношении третьих стран.

Большое внимание научных работ и публицистических очерков посвящено аспектам экономической интеграции в рамках создания Евразийского Союза (ЕАС). Однако полноценная экономическая и политическая интеграция предполагает создание наднациональных органов и совместную политику стран-участниц в целом ряде сфер. Одна из них — образование.

Европейский Союз (ЕС) имеет свою политику в сфере образования. Однако она не так развита как ряд остальных, и последнее слово всегда остается за каждой страной-участницей. Европейские страны имеют свои системы образования, и перемены в этой сфере могут быть довольно болезненными.

Каковы могли бы быть характеристики и основные направления политики ЕАС в данной сфере? Таковые следует определить исходя из среднесрочных перспектив образования единого Союза. Политика в сфере образования должна поддерживать процессы экономической и политической интеграции, которые являются главными приоритетами.

Объединить потенциал

Для сотрудничества в экономической сфере и запуске совместных деловых проектов евразийского масштаба требуется совместное развитие прикладной науки и обучение кадров. Запуск совместных научно-исследовательских проектов потребует создания совместных источников финансирования, коими могли бы стать евразийские наднациональные фонды. Деятельность этих структур помогла бы привлечь к сотрудничеству научно-исследовательские институты и учёных как из стран бывшего СССР, так и других государств. Научный потенциал бывшего Советского Союза можно было бы частично восстановить за счёт системы грантов на разработку совместных проектов, поиск решения имеющихся проблем, поддержку учёных.

В условиях слияния и поглощения концернов и фирм вероятно объединение экономической деятельности, что выдвинет новые, единые требования к кадровому обеспечению. Конечно, на начальных этапах интеграции говорить о единых стандартах в сфере образования довольно сложно. Но евразийские структуры могли бы инициировать и поддерживать регулярные многосторонние переговоры по созданию единых стандартов школьного образования и разработке единых профессиональных стандартов. В результате этого, требования, например, к инженерам, в разных странах ЕАС будут одинаковыми.

Но вместе с тем, встаёт ещё одна проблема, которую, видимо, тоже придётся решать. Материально-техническая база учебных заведений в разных странах отличается. Яркие различия также могут присутствовать между разными регионами одной крупной страны, например, России. Поэтому логичным было бы создание единых евразийских фондов выравнивания, которые на проектной основе и на основе софинансирования со стороны стран-участниц Союза поддерживали бы ремонт и строительство учебных заведений, разработку стандартов, программ и пособий, а также другие проекты. Также следовало бы задействовать возможности дистанционного обучения и унифицировать условия поступления в ВУЗы для студентов ЕАС. Это помогло бы со временем преодолеть разницу в возможностях для получения образования. Доступностью своей системы образования в свое время гордился СССР.

Было бы также рационально запустить программы мобильности студентов и преподавателей. Это помогло бы в ещё большей степени объединить образовательный и научный потенциал Евразийского Союза. Перечень и качество образовательных услуг смог бы вырасти, равно как и их доступность для простых людей.

Воспитание будущих граждан ЕАС

Говоря же о процессах политической интеграции, то следует отметить, что поддержка национальных систем и интеграция в сфере образования также могут способствовать процессам евразийской интеграции. Сразу следует сказать, что речь не идёт о введении нового идеологического предмета или курса в учебные программы. Однако в рамках уроков обществоведения, а также внеклассных мероприятий и на основе материалов библиотек учебных заведений учеников и студентов можно было бы знакомить с нынешним положением процессов евразийской интеграции. Одна из функций учебно-воспитательного процесса – подготовка молодого поколения к жизни. Учитывая то, что современные геополитические союзы и процессы международной политики довольно сложны, для их понимания необходимо очень хорошее образования. От этого можно было отказаться раньше, но в эпоху глобализации мировые события каждый день влияют на жизнь каждого из нас.

Для легитимности принимаемых решений, повышения эффективности и прозрачности принимаемых решений нового Союза необходимо наличие законодательной и контролирующей структуры, которую бы напрямую избирали жители ЕАС. На данный момент среди всех евразийских структур нет ни одной, которую бы избирали граждане стран будущего Евразийского Союза. Речь идёт о постепенном создании Евразийского парламента, по образцу парламента Европейского.

Но парламент или любой другой выборный орган власти не может работать без поддержки гражданского общества. Граждан, которые помимо своей государственной принадлежности будут иметь также выраженную Евразийскую идентичность.

Наряду с просвещением жителей в области евразийской интеграции, системы образования стран-участниц могут также способствовать запуску совместных проектов с целью формирования гражданского самосознания и евразийской идентичности. Учебные студии, лагеря, акции и многое другое будут способствовать укреплению связей среди молодёжи стран ЕАС, становлению дружбы народов среди будущих строителей Евразийского Союза. На основании общественно-образовательных проектов со временем вырастут движения, а затем партии и политические группы Евразийского Союза, подобно тем, что уже существуют в Европейском Союзе.

Образование для будущего

Участие в интеграции систем образования и запуске международных проектов сотрудничества в образовании не должно ограничиваться только нынешними участниками процессов евразийской интеграции. Взаимодействие с гражданским обществом, образовательными и научными учреждениями других стран увеличит не только возможности будущей экономической, но и политической интеграции.

Следует признать, что подрастающее поколение в будущем – не только жители своих государств, но и граждане создающегося Евразийского Союза. Именно с этой точки зрения следует выстраивать политику отдельных стран и всего Евразийского Союза в сфере образования. Успех в экономической и политической интеграции зависит от способности стран-участниц объединить образовательный и научно-технический потенциал. При этом в центре внимания должны быть не только нынешние страны-участницы, но и потенциальные кандидаты на вступление. Образование может и должно стать одним из приоритетов деятельности наднациональных органов Евразийского Союза.


Об авторе. Антон Бухвалов, магистр Латвийского университета в сфере управления образованием. В настоящее время продолжает обучение на факультете социальных наук ЛУ. Преподаватель английского языка в Рижской средней школе № 40. С 2007 по апрель 2013 гг. — редактор ресурса «Svoi.lv» — официального портала Елгавского общества русской культуры «Вече».