Денис Тарасенко: Фантом русскоязычных СМИ Литвы

Литовский журналист Денис Тарасенко проанализировал для «NewsBalt» формирование имиджа Литвы в Русском мире.

Они почти незаметны. Большинство жителей Литвы о них ничего не знают и даже ничего не подозревают об их существовании. Их журналистов часто не пропускают во властные структуры, а коллеги из больших изданий редко обращают внимание на то, что они пишут. Даже если там будет опубликована сенсация государственной важности или интервью с Господом Богом, который рассказал, какую судьбу он уготовил Литве. Этого никто не заметит, и точно не процитирует.

Речь идёт о русскоязычных СМИ в Литве. Важно – не о российских СМИ, а именно о литовских средствах массовой информации, которые выходят на русском языке. Кто-то в Литве может воскликнуть: так это же здорово. Наконец! Чем быстрее они исчезнут, тем всем станет легче и спокойнее. Это неправда. Русскоязычные СМИ в Литве выполняют неожиданную, но очень важную функцию. И в первую очередь – для самой Литвы.

Но вначале давайте обозначим, о ком идёт речь. В Литве выходит три еженедельника на русском языке: «Экспресс-неделя», «Обзор» и «Литовский курьер», ежедневник «Республика», который с дневным опозданием даёт вчерашние статьи литовского варианта газеты. В регионах тоже теплится жизнь – в Клайпеде выходит одноименный еженедельник, в Висагинасе – «Сугардас», есть ещё несколько изданий.

На телевидении царствует холдинг Baltic Media Alliance, который ретранслирует «Первый балтийский Канал», «НТВ», «Рен-ТВ Балтия» и «Первый балтийский музыкальный».

Из такси вы часто услышите «Русское радио Балтия», а в Клайпеде – «Радугу». Это уже радиостанции.

А в интернете, помимо электронных версий уже названных СМИ конкурируют два в настоящий момент самых популярных порталов в Литве – русские варианты Delfi и 15min.lt.

О каждом из них можно написать по отдельной статье. Везде кипят те же страсти, что и в принципе во всех СМИ Литвы, бывают даже войны между изданиями. Бывает и грязная конкуренция, с компроматом и оговорами.

Однако эта статья не о внутренней кухне, а о той самой уже упомянутой неожиданно важной роли русскоязычных СМИ Литвы. Во-первых, степень распространения русскоязычных СМИ в Литве сильно занижена. В Литве медийные специалисты хорошо помнят чуть ли не шокирующие данные, что «Первый балтийский канал» входит в пятёрку лидеров и даже обгоняет многие литовские ТВ. Ну а на Новый год ПБК и вовсе был много раз номером один. Похожая ситуация с «Русским радио Балтия», которое в Вильнюсе звучит едва не из каждого угла.

Другая ситуация с еженедельниками. Согласно данным TSN, еженедельник «Экспресс-неделя» намного опережает считающихся гигантами СМИ на национальном языке. В Вильнюсе это издание иногда входит в тройку лидеров. У других двух еженедельников на русском языке позиции скромнее.

Любопытно, что даже такие позиции, в которые иногда трудно поверить, зная, что русскоязычная аудитория в Литве не превышает 10% (вместе с литовскими поляками, которые говорят и думают по-русски) в принципе ничего не значат для рекламодателя. Лично довелось слышать, как руководители одного крупного литовского печатного СМИ, обсуждая последние рейтинги, попросту пропускали лидера на русском языке, хоть у него на тот момент были рейтинги даже выше издания, которое обсуждалось. На слайде «Экспресс-неделя» была выше, но её ораторы просто пропускали.

Почему? Ибо отлично знают, что такие издания, пусть трижды популярные, на рынке не являются игроками. Они живут едва ли не с продажи тиража, но не с рекламы. Там вы никогда не увидите рекламы банков или больших компаний. В лучшем случае – распродажу в торговом центре.

Всё это заставляет русскоязычные СМИ искать другие источники доходов. Фактически, тотальное игнорирование русскоязычных СМИ со стороны как властей, так и бизнеса, маргинализирует издания. Они, может, и не становятся врагами государства, но и позитивных статей там найти не просто. Кто в этом виноват, решайте сами. Это ведёт к исчезновению, что у кого-то в Литве, возможно, вызовет восторг. Но каков будет итог?

Уже сейчас все больше и больше появляются разных нелитовских СМИ, которые значительное внимание уделяют Литве. Кто-то регулярно пишет о Литве как, например, российское информационное агентство Regnum. Кто-то периодически. Но есть и такие порталы, которые едва ли не полностью посвящены Прибалтике. Например, из Калининграда таких вещает сразу два – Newsbalt.ru и Rubaltica.ru.

В Литве такое внимание называют элементом информационной войны. Лично я с таким категоричным утверждением с удовольствием бы поспорил, но разница между литовскими СМИ на русском языке и нелитовскими СМИ на русском языке, которые пишут о Литве, огромная и принципиальная.

Нелитовские ресурсы, описывая события в Литве, работают вне литовской правовой системе. Их невозможно ограничить, признать неэтичными, пытаться хоть как-то повлиять на содержание, да просто подать в суд.

Литовские СМИ на русском языке наоборот работают исключительно в литовском правовом поле. С ними можно договориться и даже превратить в сторонника. Но их игнорируют. И чем меньше становится литовских СМИ на русском языке в Литве, тем больше влияния имеет чисто российские СМИ, которые уделяют внимание Литве. Что значит больше влияния? Точно не в Литве. И даже не в России. В Русском мире, который выходит далеко за рамки РФ.

Эти люди узнают о Литве через интернет, где сегодня пока ещё есть статьи о Литве от литовских СМИ на русском языке, но масса – из нелитовских. Если первые исчезнут, имидж Литвы будут создавать исключительно вторые. И как бы кто-то не хотел бы в Литве огородиться стеной от России, она никуда не исчезнет – это геополитическая судьба.

Нужен ли Литве положительный образ в Русском мире? Без сомнений. И не только из-за бизнеса, туристов или возможных инвестиций. От того, как быстро получится создать такой имидж, зависят и международные отношения. А это уже большая политика. Чем дольше это власти не будут понимать, тем сложнее потом будет вернуть баланс. А когда-нибудь создавать информационную стратегию по отношению к России в Литве всё равно придётся.

Но нельзя сказать, что Литва вообще не выделяет деньги на информационные кампании на русском языке. Такое тоже есть. Но только для того, чтобы на русском языке появились статьи для аудитории за пределами Литвы, где было бы написано о том, как в России всё плохо. Какая там тирания, недемократический режим, как нарушаются права человека и т.п. Это – путь в никуда. Учить таким образом Россию – выбрасывания денег налогоплательщиков.

Таким образом Россию ничему не научить. Просто из-за того, что такая информация тонет в тысячи подобных статей от армии различных оппозиционных или просто критичных к власти российских же порталов. Уж чего-чего, а этого критичного «добра» в русскоязычном интернете хватает. А о том, что в Литве имеет смысл вести бизнес, что фирму можно открыть едва ли не за день, что бюрократия – на каком-то ничтожном уровне, что отлично налажена туристическая отрасль и тут стоит отдыхать – об этом почти ничего нет.

Вместо этого местные русскоязычные СМИ игнорируют, власти финансируют избранных любимчиков, которые занимаются банальной пропагандой, а в общественном пространстве появляется всё больше нелитовских ресурсов о Литве.

И в итоге Литва подошла к тому, что её имидж в Русском мире формируют нелитовские СМИ на русском языке. И в этом винить Литва может только сама себя.


Об авторе. Денис Тарасенко, 31 год. Родился в Клайпеде, закончил Калининградский государственный университет. Карьеру журналиста начинал в «Комсомольской правде – Калининград». С 2006 года – собственный корреспондент Regnum в Литве. С 2011 года – главный редактор русской ленты 15min.lt. В настоящее время — директор ЗАО «Media Solutions and Communication».