Информационно-аналитический портал «NewsBalt» перевёл статью польского военного обозревателя Енджея Графа (Jędrzej Graf) о перспективах развития ВПК Польши, опубликованную на портале «Defence24.pl».
29 января 2013 года после заседания совета министров в сообщении правительственного информационного центра можно было прочитать, что детали консолидации оборонной промышленности будут представлены до конца первого квартала текущего года. Первый квартал прошёл, второй так же, а решения все нет. В конце мая во время пресс-конференции журналисты задали вопрос премьеру Туску о том, когда же будет принято решение. Премьер ответил, что это случится через неделю. Что же такое случилось, что его нет до сих пор? Кто и почему блокирует развитие сильной военной промышленности в Польше?
Польша объявляет очередной конкурс, время идёт, а потенциальные поставщики технологий могут вести переговоры лишь со слабым, раздробленным польским военным производством. Ключевым вопросом для будущего польской военной промышленности является не только реализация ожиданий польской армии, но также и развитие экспорта. Только наличие обоих этих столпов дадут шанс не только на прочное существование, но и на развитие «оборонки».
Однако, для того, чтобы выгодно продавать и ещё на этом зарабатывать, необходимо наличие соответствующих технологических критериев. Сейчас одного умения торговать недостаточно. Причём, технологии могут быть как собственные – творчески развитые и приспособленные к ожиданиям клиентов — так и полученные от заграничных партнёров.
Польская военная промышленность на сегодняшний день имеет слабую позицию. Парадоксально: чем больше заграничные военные концерны хвалят польские предприятия, тем больше следует задуматься нашим ответственным лицам. Какую позицию на переговорах или при заключении партнёрских соглашений может иметь предприятие с доходом в несколько десятков миллионов евро, когда его посещает вице-президент концерна с годовым доходом 15-20 миллиардов?
Политика похлопывания по плечу руководителя, похвалы и позитивной оценки производственных возможностей и упоминания о гигантском потенциале, дремлющем в недрах предприятия, чаще всего достаточна для заключения «партнёрского» соглашения на основе формулы: мы перенесём к вам производство, если поможете нам выиграть конкурс на поставку для польской армии. И это происходит не в странах третьего мира, а в Польше. Слабый управленческий аппарат, директора, часто ментально погрязшие в 80-х годах, не знающие никаких иностранных языков, думающие только о том, как бы продержалось «их предприятие». Так это, к сожалению, выглядит.
Кроме того, разобщённое военное производство в Польше функционирует в большой мере без всякой координации. Конкурирующие между собой руководители часто проводят политику на основе собственного понимания мира и его потребностей.
Это своеобразное заключение в собственной узкой среде становится особенно выразительным, если посмотреть на него сквозь призму неиспользованных возможностей, которые даёт присутствие на заграничных военных выставках. Причём, речь идёт об активном присутствии. Представители нашей промышленности в принципе не представляют собственных товаров, не ведут торговых переговоров во время международных мероприятий. Наиболее известная и чаше всего представляемая на иностранных рынках марка – это, естественно, польский военный холдинг – прежний «Bumar» — сейчас выступающий под названием PHO. Это субъект, у которого есть средства, чтобы участвовать в таких мероприятиях. Чтобы успешно разговаривать с заграничными партнерами, нужно, прежде всего, понимать современный мир.
Несколько лет назад одна фирма из Северной Польши принимала участия в военной ярмарке на Ближнем Востоке. Посол Польши, желая помочь в продвижении нашей продукции, организовал интервью в самой популярной ежедневной газете. К сожалению и продукцию, и саму фирму он вынужден был расхваливать сам, поскольку делегация не была готова ни организационно, ни ментально к мероприятиям такого типа. Польская действительность? К сожалению, да.
Не поздно ли уже возрождать польскую оборонную промышленность? 20 лет назад западные концерны – а точнее правительства государств, которые осознали необходимость иметь собственные, сильные военные производства – пришли к выводу, что для того, чтобы выжить, нужно консолидироваться.
Польша тоже это поняла, но на десять лет позднее. К сожалению, от понимания до реализации путь не близок. До сих пор нет конкретных решений, как консолидировать оборонную промышленность. Неоконченный процесс реструктуризации и консолидации приводит к тому, что дистанция, отделяющая нас не только от мировых лидеров, но и европейских середнячков, постоянно растёт.
Кто от этого выигрывает? Конечно же, конкуренты. Чем более разобщена и менее организована оборонка в Польше, тем они сильнее. На короткое время выигрывают руководители небольших предприятий, правления, профсоюзы, которые действуют, прежде всего, в собственных интересах. Им нужно продержаться: в лучшем случае до пенсии, или до следующего года. Пассивность правительства в принятии решений только облегчает их усилия.
Военная промышленность является частью оборонной системы государства, и это не только лозунг. Это вызов, перед которым стоит Польша. Начатый в стране процесс модернизации вооружённых сил в небывалых в Европе масштабах является превосходной возможностью для построения сильного военного производства. Гигантские заказы польской армии дают шанс на возрождение польского промышленного потенциала. И не только на базе сборки готовой продукции. Доступ к источникам, возможность продукции запчастей, участие польских инженеров и техников в работах по модернизации, а не только возможность покрасить или привинтить хвостовую балку к корпусу – такой должна быть стратегическая цель.
Это чрезвычайно важно не только с экономической точки зрения, но и для безопасности страны. Задержки при поставке запчастей, зависимость от внешних факторов – согласие правительства другой страны, даже союзника, приоритет собственной безопасности, политические игры и т.д. — могут иметь катастрофические последствия в процессе реализации заказов.
Польская оборонная промышленность не в состоянии (как и никакая другая на свете) предоставить польской армии 100% необходимого снаряжения. Но она обязана иметь возможность принятия технологий, доставки запасов, создания потенциала и т.д. Чтобы достичь этой цели, она должна стать партнёром для заграничных концернов. Но партнёром может стать только сильный.
Если политические решения, касающиеся консолидации не будут приняты быстро, поезд модернизации скоро уедет, причём, без нас. И на этот раз безвозвратно. Через несколько лет мы останемся с угасающими разобщёнными предприятиями, предоставленными на милость сильных концернов. А они не только будут навязывать свою волю слабым субподрядчикам, но также и заказчикам – то есть польской армии, у которой останется ограниченное поле для манёвров.
Имеющая превосходные перспективы польская военная промышленность в межвоенном периоде не смогла развернуться настолько, чтобы вовремя предоставить польским вооружённым силам необходимое количество военного снаряжения. Поспешно закупленные у Франции – а как же, наш союзник! – винтовки ещё помнили времена Первой мировой, а часть вообще заржавела. В 1939 году Польша закупила в Англии истребители Hurricane и Spitfire. Единственный экземпляр, который был доставлен в Гдыню в запакованном состоянии, был отправлен обратно на родину, поскольку капитан английского корабля получил такой приказ. Остальные самолёты, которые закупила Польша, попали в Турцию и Финляндию…
В 30-х годах XX века нам не хватило времени на создание сильной промышленности. Поразительно, но сейчас нам не хватает политического решения.
Благодаря объединению усилий таких наших фирм, как PHO, HSW, WPRP, обладающих потенциалом, достаточным не только для потребностей Польши, но и всей Центральной Европы, может возникнуть комплекс, который будет партнером и для польской армии, и для поставщиков импортных технологий. Не говоря уже о развитии экспортных возможностей. Благодаря консолидации, польская оборонная промышленность стала бы более конкурентоспособной как для польской армии, так и на заграничных рынках.
Естественным образом можно избежать двойных расходов на разработку и производство. Тут можно привести множество примеров: от соперничества в получении денег от комитета научных исследований или дотаций из Евросоюза, стоимости обслуживания и производства, до расходов на рекламу и деятельность торговых представительств.
Сосредоточенная в одних руках рационализация и оптимизация продукции давала бы шанс на снижение финальной цены продукта, а тем самым повышение конкурентоспособности на рынках третьих стран.
Но только всем ли это надо?
P.S. В коридорах сейма и учреждений, занимающихся вопросами безопасности, можно услышать слухи о том, что один из крупнейших мировых концернов поручил без огласки провести комплексный анализ одной из важнейших польских профильных фирм, за которую он может заплатить в два раза больше её стоимости. Условие: получение ключевых заказов от польской армии. Интересно, это правда? Время покажет, но следует обратить внимание, где в недалёком будущем найдут себе работу те, кто сейчас отвечает за госзакупки и формирование критериев открытых конкурсов. И это не обязательно те, из первых рядов.