Евгений Чернышев: «Красно-чёрная» коалиция в Германии маловероятна

Германия на пороге парламентских выборов - в обзоре историка, эксперта «NewsBalt» Евгения Чернышева.

В крупнейшей стране Европейского Союза – Германии завершается очередной политический цикл, кульминацией которого должны стать выборы в федеральный парламент – Бундестаг. Стоит напомнить, что согласно основному закону (Grundgesetz), выборы проводятся каждые четыре года, в них имеют право участвовать политические партии. Те партии, которые в результате выборов преодолевают 5-процентный барьер, формируют парламент. Выборы осуществляются по смешанной системе, то есть, каждый избиратель голосует по двум спискам: за конкретного кандидата от одной из партий, а по второму – за политическую партию. На практике это приводит к тому, что количество депутатских мест в Бундестаге может варьироваться.  

Происходит это так: количество мест, которое получает, перешагнувшая 5-процентный барьер партия, пропорционально количеству голосов, поданных за её список; эти места занимают те кандидаты, которые одержали победу в своих одномандатных округах. Обычно количество таких кандидатов не совпадает с количеством полученных мандатов, тогда, если таких кандидатов меньше, чем полученных мандатов, оставшиеся места заполняются согласно партийному списку; если наоборот — число кандидатов от партии, победивших в одномандатных округах, больше, чем общее количество мандатов, полученных партией, то для таких кандидатов в бундестаге вводятся дополнительные места.Сейчас мест в германском парламенте 622.

Зарплата депутата составляет немного менее 8000 евро в месяц, что ощутимо больше чем средняя официальная заработная плата по Германии 3400 евро (брутто) то есть «на руки» немного более 2000.

Заметим, что в Германии однопалатный парламент, так как Бундесрат (Bundesrat) «Федеральный Совет», который формируется из представителей федеральных земель, хоть и выполняет некоторые функции «верхней палаты» в действительности ей не является. Центральным политическим институтом по праву можно называть именно Бундестаг.

Интернет-«продвинутость» партий

Прежде, чем перейти непосредственно к анализу политического расклада, обратим внимание на особенности этой избирательной кампании. Во-первых, растёт роль электронных СМИ и социальных сетей в борьбе за голоса избирателей. В этом смысле немецкие избирательные технологии идут в общем фарватере современных веяний, тон которым задают президентские выборы в США.В президентских выборах ноября 2012 года участие социальных интернет-медиа было активно как никогда до этого. 

С уверенностью можно констатировать, что как минимум половина жителей Германии предпочитают черпать актуальную информацию из интернета. Не случайно все крупнейшие партии выделили консолидированные бюджеты на активные мероприятия в виртуальном пространстве. Профессионально проработанные официальные интернет-сайты политических партий, фан-страницы в Фэйсбуке, многочисленные группы в социальных сетях, которые рассказывают о тех или иных проектах и мероприятиях партии в преддверии выборов уже стали неотъемлемой частью предвыборного арсенала.

Но наиболее агрессивно стараются позиционировать себя крупнейшие политические силы – Христианско-демократический союз/Христианско-социальный союз (ХДС/ХСС); нем. Christlich-Demokratische Union/Christlich-Soziale Union (CDU/CSU) и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ); нем. Sozialdemokratische Partei Deutschlands (SPD). Интернет призван не просто качественно и многообразно информировать сторонников партии, но и служить интерактивной площадкой для привлечения новых избирателей. Так как сами по себе интернет-сайты политических партий не пользуются популярностью среди пользователей интернета, то поиск новых форм взаимодействия с избирателями во всемирной паутине становится актуальной задачей. «Продвинутость» политической партии на поле интернет-пространства становится одним из индикаторов её «продвинутости» в целом. Инновативность, интерактивность, прозрачность, — вот те качества, которые из виртуального поля избирательной борьбы экстраполируются на все предвыборные мероприятия партии. 

Тем не менее, пока роль «классических» медиа остается решающей.

Но может ли избирательная кампания в интернете повлиять на итоги голосования? Скорее всего, да! Но пока незначительно, так как для устойчивого результата необходима постоянная связь с избирателями через интернет, но она резко активизировалась только весной этого года, в то время как ранее, была довольно слабой. Во-вторых, уровень проникновения интернета в политтехнологии в Германии несоизмерим с американскими показателями. Достаточно сказать, что число подписчиков на Фейсбук профиль канцлера Германии Ангелы Меркель составляет около 260 тысяч человек. В то время как, профиль Барака Обамы может похвастаться 35 миллионами! Число пользователей Фейсбук в Германии относительно невелико — 25 миллионов человек (около 30% населения), в то время как в США их 150 миллионов (то есть половина населения).

Есть ещё одна причина. В Германии традиционно более трепетно и строго относятся к защите персональных данных, чем в США, где они более доступны и являются серьёзным ресурсом для социологического таргетинга в избирательных кампаниях. Законы в этой сфере в Германии более строгие, чем за океаном, а потому ограничивают использование данных, полученных через социальные сети и всевозможные анкетирования. 

Вопрос защиты частной информации приобретает новое звучание, особенно в свете разоблачений Эдварда Сноудена. Последние дни в нескольких десятках городов Германии, в том числе и в крупнейших, прошли многочисленные демонстрации против слежки в интернете. Участники акций требовали от властей соблюдения права неприкосновенности личной жизни и прекращения преследования бывшего американского агента Сноудена. Организаторами акций выступили международные общественные организации, а также Партия пиратов (Piratenpartei) и «Зелёные» («Bündnis 90/die Grünen Bundespartei»). Проблему слежки за немецкими гражданами со стороны американских спецслужб подхватила оппозиция. Тема интернет-шпионажа за последние недели прочно вошла в политическую риторику партийных лидеров, а социал-демократы (СДПГ) по максимуму стараются «выжать» из неё все возможное. 

Партия христианских демократов ХДС делает ставку на лидера, которым является действующий канцлер Ангела Меркель. Выбор тактики очевиден: она обладает высоким персональным рейтингом (более 60%), который превосходит показатели других известных политиков и партийных лидеров. Неопределённость, с которой столкнулись их соперники – социал-демократы СДПГ и «Зелёные» при выборе кандидата на пост канцлера, свидетельствует о том, что правильность (или ошибочность) выбора может стать решающим фактором для результатов голосования. 

Размывание партийного ландшафта 

Другая важная особенность, которая отчетливо прослеживается в выборах этого года – в Германии последние два десятилетия наблюдается важный процесс – «размывание партийного ландшафта». Известная партийная система Германии «два с половиной» (когда одна из двух крупнейших партий формирует правительство в коалиции с более мелкой) дрейфует в сторону многопартийности. Так называемые «Volkspartei» («Народные партии») ХДС и СДПГ постепенно теряют свою долю в общей массе голосов. Если сорок-пятьдесят лет назад они имели около 80 процентов голосов в совокупности, то последнее время их доля стремится к 50. Этому есть немало причин, среди которых выделяется две взаимозависимые друг от друга. Первая: «усталость» электората от доминирования крупнейших партий; маргинализация социального состава их последователей; сближение реальной политики двух партий при сохранении существенных программных различий, а в результате, снижение уровня доверия к политическим партиям и явки избирателей. Вторая причина, как ответ на первую: появление новых политических партий, которые представляют интересы более узких социальных и профессиональных слоев населения, которые «откусывают» часть электорального «пирога» и занимают свою нишу в политическом раскладе. 

В условиях этой тенденции ставка на популярных личностей может обеспечивать положительные результаты. Однако даже она не может заставить немецких граждан существенно повысить избирательную активность. Справедливости ради, стоит заметить, что пассивность современных избирателей Германии ничем не превосходит апатию их российских «коллег», а уровень доверия к законодательным органам власти соизмерим с российскими показателями. Об этом свидетельствуют результаты многочисленных социологических опросов, что не может не беспокоить немецкий политический бомонд.

Лидер христианских демократов (ХДС/ХСС – CDU/CSU) Ангела Меркель может похвастаться тем, что её правительству более или менее удается сдерживать натиск партнеров по ЕС в их стремлении поправить финансовое положение за счет карманов немецких налогоплательщиков. Важно и то, что действующий канцлер делает упор на стабильность, сохранение достигнутого: относительно низкий уровень безработицы, стабильное развитие экономики, сдерживание роста долгов.

Немецкое общество страдает демографическим дисбалансом. Проблема не нова, но главное, она продолжает усугубляться. Население сокращается, стареет, а рождаемость по-прежнему не растет. Набор социальных мер, практикуемых правительством, пока не способен простимулировать желание молодых немцев иметь детей. Некоторые могут сказать, что это общая тенденция для «старой Европы», но это не так. Скандинавские страны и, прежде всего, Швеция в последние годы показывают впечатляющие результаты, уровень рождаемости самый высокий в Европейском Союзе.

На этом фоне правящая партия обещает осуществить ряд мероприятий для улучшения материального положения семей с детьми. И не только это, партия Ангелы Меркель активно «вторгается» в зону программных обещаний своих оппонентов, лишая их традиционных козырей и расширяя свою политическую программу до возможного максимума. Это повышает её шансы стать одним из немногих европейских лидеров, кому удалось сохранить свой пост во время экономической рецессии.

И, важное наблюдение! Это становится возможным при отсутствии мощной политической харизмы или беспримерного красноречия. Отсутствие качеств, которые традиционно сопутствуют сильному лидеру, совсем не снижают её популярности. Христианские демократы утверждают себя локомотивом, проводимых в стране реформ, которые не всегда популярны, но если его отставить на «запасной путь», то страну ожидает стагнация и потеря драгоценного времени. Наглядный пример того, что Германии удается преодолевать текущий кризис успешнее, чем какому-либо другому государству Евросоюза, работает лучше любой харизмы и красноречия.

Оппозиция

Правящая партия и сама Ангела Меркель избегают проводить избирательную кампанию на «противоходе» своим конкурентам, не желают оппонировать выпадам из стана оппозиции. Её пиар, это её работа на посту главы правительства – чем объёмней она видна, тем лучше! До сих пор в этом смысле почти всё удаётся, а недавнее серьёзное наводнение в нескольких федеральных землях Германии только предоставило дополнительную возможность продемонстрировать свои способности «эффективного менеджмента».

Такой возможности у оппозиции, конечно, нет. Но сложность для них не только в этом. Социал-демократы с самого начала взяли «низкий старт». Относительно удачные антикризисные мероприятия правительства и сложности с выбором кандидата на пост канцлера, которым в результате стал Пер Штайнбрюк (Peer Steinbrück),с самого начала поставили их в затруднительное положение. Высокий рейтинг их партнеров – партии «Зелёных», едва ли может компенсировать эти недостатки. Ангела Меркель, наоборот, изначально являлась безальтернативным кандидатом от правящей партии. 

Её рейтинг тянет партию вверх, а относительно низкий персональный рейтинг Пера Штайнбрюка (PeerSteinbrück)в пределах 30% не дает возможности социал-демократам разогнаться перед выборами.

Но интрига выборов этого года будет сохраняться до момента оглашения результатов голосования. Этому способствует арифметика социологических опросов: возможно, что ни одна из партий не получит достаточного числа мандатов для формирования правительства. Рейтинг главных оппонентов правящей коалиции социал-демократов довольно скромный – 25% и он сохраняет тенденцию оставаться таким последние несколько месяцев. Их традиционные партнеры по коалиции партия «Зелёных» чувствует себя уверенно и готова завоевать 13-14% голосов, что будет одним из самых впечатляющих результатов. В сумме они имеют 38-40%. 

Многое будет завесить от результатов нынешних партнеров по коалиции — партии Свободных демократов (СвДП); нем. Freie Demokratische Partei (её лидер Филипп Рёслер является вице-канцлеров и министром экономики). Сейчас они балансируют на 5% грани прохождения в парламент. Это значительное падение рейтинга с прошлых выборов, когда они смогли завоевать один из лучших результатов в своей истории 14,6%. Не будем заострять внимание на том, что послужило причиной столь существенной потери популярности. Но, анализируя результаты нескольких опросов и, учитывая богатый политический опыт партии, стоит высказать прогноз о том, что она почти обязательно сможет «проскользнуть» в парламент. 

Рейтинг «партии власти» христианских демократов составляет около 40%. Это очень достойный показатель. Партия пиратов и новая звезда политического небосклона партия «Альтернатива для Германии» (AfD, Alternative für Deutschland), скорее всего, останутся за пределами парламента. Хотя, результаты последних, особенно импонируют. Рост их популярности происходит сейчас за счёт электората «пиратов», которые в последние месяцы подрастеряли прошлогоднюю популярность. Однако критика экономической политики правительства, которая звучит из уст маститых экономистов и одновременно лидеров «альтернативщиков», заставляет задуматься, что новая партия серьезно нацелена на электорат ХДС. 

Всё это говорит о том, что в результате выборов возможно формирование «красно-зелёной» (социал-демократы и зелёные) или «чёрно-жёлтой» (христианские демократы и свободные либералы) коалиции. Вариант «большой красно-чёрной коалиции» 2005-2009 годов в сложившейся политической ситуации маловероятен.

Итак, подводя итог, можно смело утверждать, что Ангела Меркель имеет серьёзные шансы занять пост канцлера третий раз подряд. Если так произойдёт, то она станет третьим руководителем правительства после Конрада Аденауэра (1949-1963) и Гельмута Коля (1982-1998), кому это удалось. 

До дня выборов 22 сентября 2013 года осталось совсем немного времени.