Владимир Абрамов: Для модернизации границы с Калининградом Польше не грех использовать миграционные фобии ЕС

Политолог Владимир Абрамов подытожил для «NewsBalt» год льготного режима пограничного передвижения между Россией и Польшей.

Прошёл год с момента вступления в силу российско-польского соглашения о местном приграничном передвижении (МПП) между Калининградской областью и Северо-Востоком Польши. Первые результаты посрамили прогнозы наших западных соседей, ожидавших увеличения трансграничного обмена на 10-15%. В действительности число пересечений совместных рубежей выросло в полтора раза и продолжает монотонно возрастать. Сегодня польские пограничники и таможенники уверенно говорят о том, что по итогам 2013 года число пересечений границы вплотную приблизится к 6 миллионам раз.

Сами по себе данные цифры свидетельствуют о том, что эксперимент удался и МПП, действительно, стимулировало трансграничный обмен. Но впечатления от этого оказались далеки от абсолютного восторга со всех сторон. Что связано с различными факторами. В том числе и с некими изначальными иллюзиями, возникшими в ходе ожидания того, когда неповоротливая брюссельская бюрократия наконец соизволит утвердить предложенный Варшавой вариант расширительной трактовки границ МПП.

Так, некоторая часть восторженной калининградской общественности видела в МПП дорогу к нашей «голубой мечте» — бесплатному шенгену для жителей янтарного края. На чём была основана эта детская вера, рациональным образом понять невозможно. Во всяком случае, польские дипломаты ни на что подобное даже не намекали. Ибо МПП и шенгенское пространство вещи из совершенно разных историй. Что же касается соответствующих хотелок, то аборигенам уже сто раз объяснили: никаких региональных исключений для них сделано не будет. Или переходим к безвизовому обмену всей страной, от Мурманска до Камчатки, или также всем гуртом продолжаем томиться в очередях в консульские отделы вражеских посольств.

Другим поводом для недовольства стал примитивный подтекст приграничного транзита: калининградцы устремились в польские магазины за одеждой, электроникой и продуктами, в свою очередь, польские «туристы» ограничивают свои экскурсии по Калининградской области ближайшей АЗС. Здесь они заправляются под завязку и возвращаются на историческую родину. По мнению польской стороны, таким макаром самодеятельные бензовозы ввезли за 2012 г. только дизтоплива 150 тыс. тонн. Ничего не поделаешь: разница в акцизах на ГСМ по обе стороны границы делает подобный бизнес достаточно выгодным.

Брюзжание по поводу основного содержания МПП также вызывает удивление. Что является альтернативой бензиново-сосисочному шопингу? Посещение могилы Иммануила Канта в Калининграде и костела, где захоронен Николай Коперник во Фромбурге? Туристический сервис в Калининградской области пока по качеству ниже, а по стоимости выше, чем аналогичные услуги в соседней Польше. Не стоит забывать и того, что Вармьско-Мазурское воеводство относится к наиболее депрессивной части соседней страны. Уровень безработицы здесь стабильно колеблется в пределах 15-20%. Очевидно, что в таких условиях польских гостей экономические аспекты поездок в Калининградскую область должны волновать несколько больше, чем культурные. Равным образом и калининградцы на регулярной основе посещают именно магазины, а не музеи. В конце концов, ходить туда постоянно могут только тамошние сотрудники. Они за это деньги получают.

Нелепо выглядят и жалобы на увеличение очередей к пограничным КПП. Если интенсивность приграничного движения выросла, а число сотрудников, занимающихся паспортно-таможенным контролем – нет, то увеличение времени, необходимого для прохождения границы, является естественным следствием данного процесса. Надо не жаловаться на возникшие сложности, а обустраивать пограничную полосу в соответствии с новыми обстоятельствами. Ведь по официальным заявлениям тех же таможенников и пограничников, сегодня существующие пункты пропуска на западных рубежах Калининградской области работают с нагрузкой, в 3-5 раз превышающих их проектную мощность.

Острота ситуация такова, что российским и польским правительствам впору скооперироваться и в очередной раз попросить у ЕС средств для обустройства внешних рубежей Европейского сообщества. Естественно, деньги надо запрашивать на усиление контроля и повышение эффективности борьбы с контрабандой и нелегальным трафиком мигрантов. Чиновники из ЕС очень трепетно относятся к данной теме, да и в общественном мнении стран Западной и Центральной Европы сложился устойчивый консенсус по поводу необходимости малость ограничить поток желающих из стран третьего мира получить доступ к социальным льготам, которыми пользуются европейские представители «золотого миллиарда» населения Земли.

На практике модернизация инфраструктуры погранпереходов не столько позволит укрепить границы ЕС, сколько повысит комфорт легальных туристов и дальнобойщиков, а также позволит структурам, осуществляющих погранично-таможенный контроль работать в нормальных условиях. Для достижения этих целей не грех лишний раз воспользоваться миграционными фобиями ЕС.

В настоящее время существует очевидная потребность в дополнении сухопутного МПП водным, т.е. распространения льготного режима пересечений на акваторию Вислинской лагуны, находящейся в совместном распоряжении Польши и Литвы. Особую актуальность этому направлению развития трансграничного обмена придали последние политические события у польских соседей. В частности, победа представителя правой оппозиционной партии «Право и справедливость» на выборах мэра Эльблонга Ежи Вилка в ходе второго тура голосования, состоявшегося 7 июля. Стержнем его предвыборной программы стала идея превращения Эльблонга в четвёртый морской порт Польши за счёт прокладки канала через основание Балтийской косы.

«ПиС» давно известна своей принципиальной антироссийской позицией, так что сомнительный с точки зрения финансово-экономического обеспечения план прорытия канала из лагуны в Балтику прекрасно укладывается в логику действий данной партии. Да и выглядит явно популистски, как простое решение, способное превратить порт Эльблонга в некий аналог Сингапура. Вместе с тем, победа правого кандидата не ведёт к немедленной реализации проекта: у городской администрации вряд ли найдутся лишние $300 млн. для финансирования этой местечковой пародии на Панамский канал. А национальное польское правительство, возглавляемое представителями центристской «Гражданской платформы», скорее всего, не станет напрягать национальную казну для реализации проекта своих оппонентов. При этом всегда можно сослаться не только на слабую просчитанность самих планов, но и на непростое финансово-экономическое положение в ЕС в целом, и в Польше в частности.

Основного инвестора современного «польского экономического чуда» — всё тот же бюджет Европейского Союза – от участия в финансировании канала из лагуны может отвадить не только понятное стремление к всё той же экономии, но оперативная реакция российской дипломатии. Будем надеяться на то, что в данном случае МИД РФ не упустит возможности по полной отыграться на экологическом поле, на котором нам чаще приходится отдуваться за наплевательское отношение к окружающей среде.

К сожалению, внутриполитическая ситуация в Польше может кардинально измениться после очередных выборов в Сейм в 2015 г. Пока в соцопросах правые популисты и клерикалы из «ПиС» обходят умеренных либералов из «Гражданской платформы». Вот и голосование в Эльблонге продемонстрировало рост влияния правых, несмотря на активное участие в локальной избирательной кампании лидера «ГП», премьер-министра Польши Дональда Туска. В случае возвращения к власти Ярослава Качиньского, чьё внешнеполитическое видение мира явно помрачено «самолётным синдромом» (гибелью брата-близнеца Леха, занимавшего пост президента Польши, в авиакатастрофе под Смоленском), стоит ждать глубокой заморозки российско-польских отношений. Только ради того, чтобы насолить «клятым москалям» польскую часть Вислинской косы могут перерезать каналом не только вдоль, но и поперёк.

В свете «панамских» прожектов «ПиС» нельзя не признать своевременным итоги конференции в Кракове, проведённой Минтрансами Польши и России в середине июля. На ней достигнута предварительная договоренность о распространении режима малого приграничного передвижения на акваторию Вислинского залива. Введение механизма МПП на сухопутном участке границы по общему мнению способствовало оживлению экономической жизни в депрессивном Варминско-Мазурском воеводстве. Теперь польские власти рассчитывают реанимировапть морские коммуникации на заливе, чтобы придать дополнительный импульс хозяйственному развитию и в этой части проблемного приграничья. В целом, Варшава готова выделить на ревитализацию своей части залива до полумиллиарда долларов. За счёт столь масштабного вливания средств правительство «Гражданской платформы» рассчитывает переломить настроения местного электората в свою пользу в преддверии предстоящих в следующем году президентских выборов.

Кстати, можно отметить, что энтузиазм польской таможне в борьбе с самодеятельными «бензовозами» оказал медвежью услугу «Гражданской платформе» на прошедших выборах. Хотя Туск к исходу кампании осознал уровень недовольства электората ограничительными мерами в отношении поляков, сделавших ввоз дизтоплива из Калининградской области основным источником своих доходов, но никаких мер по либерализации ситуации предпринято не было.

Зато Качиньски не только поддержал проект балтийского аналога Панамского канала, но и потребовал снять все ограничения для поляков в отношении пересечения границы. При этом лидер правых апеллировал к соблюдения принципа равенства, полагая, что данные ограничения не распространяются на граждан РФ. Между тем, в действительности пересекать границу и поляки, и россияне могут сколько угодно. Но после десятой в течении месяца поездки, и одним, и вторым придётся платить дополнительную пошлину за содержимое бензобаков своих авто. К слову сказать, польские таможенники планировали снизить квоту вообще до 5 пересечений границы в месяц, но мощные протесты жителей северо-востока Польши, на которых успешно отпиарились и центристская оппозиция, и правые консерваторы, вынудила их отказаться от этой идеи. Более того, сейчас заявлено, что борьбу с перепродажей дизтоплива, закуплено в Калининградской области, перенесут с пограничных КПП вглубь страны.

Справедливости ради стоит признать, что бензино-сосисочный шопинг вызывает протесты и на российской стороне границы. Калининградские ритейлоры жалуются на то, то потеряли 3 млрд. рублей оборота за последние полгода именно за счёт того, что обыватель непатриотично стремится окупать более дешёвые и качественные продукты у соседей, вместо того, чтобы оставлять деньги в кассах своих супермаркетов. В ответ потребители резонно намекают на непомерные расценки, в полтора-два раза превышающие стоимость аналогичных товаров в Польше.

Несмотря на отмеченные выше острые проблемы можно констатировать, что МПП в российско-польском приграничье состоялось и приносит реальную пользу простым гражданам по обе стороны государственных рубежей.


Об авторе. Владимир Абрамов, 53 года. В 1976 г. поступил в Калининградский государственный университет, в 1978 г. для продолжения обучения переведён в Ленинградский госуниверситет им. Жданова, который с отличием окончил в 1981 г. Затем поступил в очную аспирантуру при ЛГУ. В ноябре 1984 г. защитил диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук. С 31 декабря 1984 г. преподаватель Калининградского госуниверситета, кафедра истории КПСС, затем – кафедра истории политических движений, кафедра социологии и политологии, философии. С 1991 г. — доцент. Автор 117 научных и учебно-методических публикаций. Лауреат IV(1997) и II(1998) премий всероссийского конкурсов научно-популярных работ, проводившегося Институтом «Открытое общество». Обладатель 9 индивидуальных и коллективных грантов от российских и международных научных фондов. Повышал квалификацию за рубежом: учебная программа на о. Борнхольм (Дания), сфокусированная на проблемах развития социальной сферы (1998-1999 г.); учебная программа в Лондонской высшей школе экономики и управления (Англия, 2000 г.). В 2001-2003 гг. — начальник информационно-аналитического управления Калининградской областной Думы, консультант фракции «Союза правых сил». В 2004-2005 гг. — заместитель начальника информационно-аналитического управления администрации Калининградской области; в 2006-2008 гг. — заместитель начальника отдела пресс-службы городского Совета депутатов Калининграда. С 2009 г. — по настоящее время – совмещает работу начальником аналитического отдела информационно-аналитического управления администрации Калининграда с преподавательской деятельностью в Балтийском федеральном университете имени Канта.