Информационно-аналитический портал «NewsBalt» перевёл интервью с известным во Франции экономистом, экспертов по вопросам Центральной и Юго-Восточной Европы Французского института международных отношений Элиан Моссе (Eliane Mossé), которая она дала польскому порталу «Geopolityka».
— Вы являетесь специалистом в области макроэкономики. Каково ваше мнение о роли государств-членов Евросоюза, расположенных на территории Центральной и Восточной Европы, таких, например, как Польша, Словакия и Венгрия, в структуре ЕС, принимая во внимание продолжающийся финансовый кризис? Будут ли они способствовать усилению или ослаблению европейской экономики?
— Словакия, а особенно Польша, оказали позитивное влияние на экономику Центральной Европы, поскольку эти страны ощутили либо слабую рецессию, завершившуюся подъёмом (Словакия), либо вообще не ощутили рецессии, но продолжение значительного экономического роста – 3.5% в год за период 2009/2012 гг. в случае Польши. Такую ситуацию в случае обоих государств можно объяснить конкурентоспособным сектором промышленности, а если говорить о Польше, то и модернизируемым сельским хозяйством, которое также стало конкурентоспособным. Более того: Польша использовала тот факт, что она не входит в зону евро, благодаря чему она может проводить собственную монетарную политику – девальвация злотого – и экспансивную бюджетную политику. Совершенно иным примером является Венгрия, которая ощутила на себе как рецессию, так и инфляцию. Это исторический парадокс: в начале 90-х годов прошлого века Польша была в плачевном положении, в то время как Венгрия была лидером. Сейчас ситуация полностью изменилась.
— Есть ли у польских предприятий шанс на более широкое присутствие на французском рынке, который настроен по отношению к Центральной и Восточной Европе, скорее, с недоверием?
— В актуальном контексте кризиса, когда многие фабрики закрываются, такое «недоверие» проявляется очень сильно. Однако Польша имеет весьма положительный имидж. Всё зависит от экспортного сектора, в котором Польша могла бы использовать преимущество конкурентоспособности в категории соотношения цены и качества, например, в сельском хозяйстве и переработке сельхозпродукции, текстильной и мебельной промышленности.
— Каков образ Центральной и Восточной Европы, а особенно Польши, сложился у французов, если говорить об экономике, политике и социальных проблемах?
— Всё зависит от того, о каких «французах» идёт речь. Если спросить случайного француза на улице, то определённый процент опрошенных не будет знать, какие государства этого региона являются членами ЕС. Возможно, у кого-то будет негативное отношение к этим странам: «Они дорого нам обходятся, забирают рабочие места и т.д.». С другой стороны представители бизнес-сообщества и политического класса имеют ясное представление о том, что функционирует плохо, а что хорошо в странах этого региона. Несколько отвлекаясь от темы, хочу сказать, что ещё перед избранием на пост президента Франсуа Олланд нанёс визит в Польшу. Можно сказать, что страны Вышеградской группы имеют положительную репутацию, в то время как образ Румынии или Болгарии значительно хуже.
— Каковы, по вашему мнению, перспективы польско-французского политического сотрудничества?
— Уже имеются многочисленные примеры кооперации – военное, культурное и экономическое сотрудничество, взаимодействие в рамках «Веймарского треугольника» в составе Германии, Франции и Польши, а также в сфере двусторонних отношений.