Транспортный коллапс на литовско-российской границе породил волну слухов о «торговой войне», развязанной Россией против маленького прибалтийского государства. Одно дело, когда мой вильнюсский коллега пишет мне в скайпе о трёх версиях – «за что месть?» Другое дело, когда уважаемые литовские политологи, соревнуясь в цитатной сочности, говорят о «газпромовской» вендетте и даже о том, что таким образом Россия квитается с Литвой за её председательство в Евросоюзе!
Но если всмотреться между строк этой медиаистерии, то становится видно, как, кем и для чего был раскручен международный скандал. Убеждён, что мы имеем дело с инфопровокацией, которая выгодна, прежде всего, Вильнюсу.
Итак, первые сообщения блогеров о тщательных проверках легковых автомобилей с литовскими номерами начали наводнять интернет в конце августа. Тогда же диппредство МИД России в Калининградской области спокойно объяснило, что на границе идут оперативные мероприятия по пресечению каналов ввоза в российский анклав – под видом обычного транзита – литовских автомобилей, которые затем продаются калининградцам.
Калининградцы вообще никак не отреагировали на появившиеся затем в местных СМИ новости о пробках на литовской границе. Какой же это ньюс! За новейшую историю Калининградской области, придушенной объятиями ЕС, у нашего брата давно уже атрофировалась способность удивляться 5-часовому стоянию на границе. Будь-то на литовской, будь-то на польской.
И здесь не мешает вспомнить о не менее грандиозном весеннем коллапсе на границе, устроенном как раз литовской стороной. Тогда таможенники соседской страны сделали калининградкам подарочек к Восьмому марта. Россияне поехали в Литву на длинные выходные (8 марта выдалось на пятницу), чтобы отметить праздник «в Европе», но получили отлуп. Люди простояли на границе 6–8 часов. Так длилось с неделю, при этом литовская таможня играла в дипломатию, уверяя Россию в «обычном режиме досмотра».
Очевидцы же рассказывали, что машины с 39 регионом трясли по полной выкладке. Каждый водитель и пассажир заполнял декларацию на провоз подакцизных товаров. Были случаи, когда из-за незадекларированной пачки сигарет, найденной в бардачке, машину ставили на штрафстоянку с последующим судом.
И после всего этого Калининград, а тем более Москва, не встали на дыбы, обвиняя Вильнюс в «политических играх».
Вы возразите – российская сторона ужесточила уже и литовские грузоперевозки! А вот здесь давайте поконкретней. Пообщавшись с экспертами в этом вопросе – как литовскими, так и российскими, скажу, что мухи и котлеты — отдельно.
Например, вчера вице-президент Ассоциации грузовых перевозчиков Литвы Мечиславас Атрошкявичюс в общении со мной обронил загадочную фразу, которую я сначала решил даже вынести в заголовок. Отвечая на вопрос об убытках транспортных кампаний, входящих в ассоциацию, Атрошкявичюс, возглавляющий крупную логистическую компанию «Mecys», вдруг сказал:
— Ну, касаемо транспортных компаний, то большого коллапса нет…
И тут же поспешил внести свою лепту в информационный фон: «Но в любом случае мы чувствуем, что давление есть».
И в этой связи я полностью разделяю мнение члена Еврокомиссии от Литвы Альгридаса Шяметы, курирующего в ЕС сбор налогов и таможенный аудит: «Мы не можем руководствоваться одними лишь статьями или рассказами — должны констатироваться факты». То есть Литва должна представить факты, доказывающие дискриминацию грузоперевозчиков конкретной страны.
…А версию, озвученную экспертом литовского Института международных отношений и политических наук Нериюсом Малюкявичюсом, о том, что это «политические шаги, связанные особенно с инициативой «Восточного партнёрства», можно же и перевернуть. Предположив, что искусственно выращенный скандал выгоден именно Вильнюсу, чтобы сильнее запомниться Брюсселю во время председательствования в ЕС и накануне саммита «Восточное партнёрство». Литва-де становится основным игроком на европейском поле.
Только вот сумеет ли она пробегать хотя бы первый тайм?