Максим Рева: Прибалтика дожила до фашизма в стиле Casual

Автор нового фильма «Скрытая история Прибалтики» Максим Рева в интервью «NewsBalt» рассказал об ожидаемой реакции зрителей.

Известный в Латвии антифашист Максим Рева, получивший на днях российское гражданство, снял документальный фильм под названием «Скрытая история Прибалтики». В интервью информационно-аналитическому порталу «NewsBalt» Максим рассказал о причинах создания ленты и ожидаемой реакции зрителей.

— Максим, почему фильм называется «Скрытая история Прибалтики»?

— Прибалтийская история 20-го века скрыта не для нас, а для Европы. Первый раз я услышал эту историю от Татьяны Аркадьевны Жданок, а потом и сам, как говорится, на собственной шкуре это почувствовал. Ещё лет пять назад Жданок рассказала мне, что для депутатов из Европарламента история Прибалтийских стран середины XX века — «скрытая проблема»: «Hidde problem» (фильм в английском варианте будет называться «Hiedden story»). Я тогда ещё удивился, ну какая она скрытая, ведь есть масса источников в интернете, есть книги. Ну вот не знают ничего европейские политики, уверяла меня Татьяна Аркадьевна. И буквально через год, оказавшись в Европейском парламенте, я услышал от депутатов, которые совершенно в открытую, искренне хлопая ресницами, сказали: «Для нас это скрытая проблема». Отсюда и родилась идея названия фильма – раз есть скрытая проблема, то должна быть и скрытая история этой проблемы.  

Таким образом, этот фильм рекомендован для европейского зрителя, поскольку, как ни крути, именно Европа фактически поощряет неофашистские режимы в Прибалтике, прекрасно зная, откуда они взялись, как развивались. И всё это в конечном итоге прикрывается одной вещью – во всём виноват Сталин и баста. А прибалты ни в чём не виноваты.

— То есть в вашем фильме Сталин не упоминается?

— Имя Сталин произнесено, пожалуй, один раз. Понимаю, что будет критика со стороны прибалтов, что я однобоко подошёл к истории. Сразу скажу – да, я действительно подошёл к истории субъективно. Со своей точки зрения. Потому что, когда мне говорят, что прибалты обиделись на Сталина и поэтому как-то случайно у литовцев получилось уничтожить 180 тысяч евреев за три месяца, у латышей – около 150 тысяч евреев… Плюс ещё уничтожить огромное количество евреев из Восточной Европы. Получается, что прибалты убивали евреев, чтобы обидеть Сталина? А обида всё не проходила…

Когда же я начал работать над фильмом, то столкнулся с документами, от которых не мог ночами уснуть. Возьмём Латвию. Все знают латышского коллаборациониста и военного преступника Виктора Арайса. Но мало, кто знает, что господин Арайс в буржуазной Латвии не мог бесплатно выучиться на юриста. И только в советское время он смог бесплатно поступить в Рижский университет. И, наверное, он так обиделся на советскую власть, что 4 июля 1941 года загнал людей в синагогу, поджог и спалил.  

Возьмём Литву. Приведу цитату из документа Фронта освобождения литовских активистов от 14 марта 1941 года. Ещё даже массовых высылок нет в Сибирь. А они уже пишут, что в случае войны Советской России с Германией надо создать такие условия, при которых большевики и евреи убежали со своей территории.

— Эстония в расправах над евреями принимала участие?

— В Эстонии ситуация была несколько иная. Там евреев было не так много, но зато в Эстонии те же самые подразделения «Омакайтсе» уничтожили более 7 тысяч человек собственного народа. При этом, историки сходятся в одном, что эти 7 тысяч – только то, что немцы успели записать. Сколько, скажем, новоземельцев было уничтожено, сейчас не узнать.

Подводя итог, скажу, что не вяжется в голове взаимосвязь между сталинскими репрессиями и уничтожением евреев прибалтами.

koren

Председатель антифашистского комитета Латвии Иосиф Корен на съёмках фильма «Скрытая история Прибалтики».

— Что послужило толчком к созданию фильма?

— Просматривая кинодокументалистику Прибалтики, я столкнулся с тотальной ложью. Например, с трудом смог поверить, что фильм «Легион» снят на деньги еврея Сороса. В «Легионе» совершенно спокойно говорится, что команда Арайса никакого отношения к легиону Ваффен СС не имела. Хотя общеизвестный и задокументированный факт, что Арайс командовал ротой в этом легионе. Для меня полтора года назад это стало шоком, но потом я понял, что это были ещё цветочки.

Например, есть такой документальный 7-серийный фильм «Эстония и СССР». Там, во второй серии, уже рассказывается, что концентрационного лагеря в Клоога не существовало. А функционировал трудовой лагерь по перевоспитанию. Что люди, находившиеся в этом лагере, могли спокойно выходить и заходить. Что они ходили в местные деревни, а эстонцы им даже помогали. А потом непонятно кто приехал и их всех убил.

А если ты зайдёшь в Википедию и наберёшь Саласпилс, то для себя вдруг выяснишь, что концлагеря в Саласпилсе тоже уже не существует. Латышские власти вторят Википедии, что концлагеря в Саласпилсе не было, а был лагерь для перемещённых лиц.

Точно также, как Эстонский институт памяти не считает концентрационными лагерями концлагеря в Клоога и Палдиски. Бывший малолетний узник из Палдиски Владимир Михайлович Зимин участвует в моём фильме и рассказывает об ужасах, что он пережил. При этом в 1992 году он получил решение от Эстонского суда о том, что этот лагерь – это концлагерь.

Zimin

Бывший малолетний узник из Палдиски Владимир Михайлович Зимин на съёмках фильма «Скрытая история Прибалтики».

В общем, на уровне кинодокументалистики идёт конкретное переписывание истории. И уже упущено время ввязываться в научные споры. Настолько мы со Сталиным себя высекли, забыв, что в прибалтийском холокосте 40-х годов виноват не Сталин, а те режимы, которые существовали в Литве, Латвии и Эстонии.

— То есть вы считаете довоенные прибалтийские режимы профашистскими?

— Эти режимы отличались по нюансам, но главный лозунг был неизменен: Литвы для литовцев, Латвия для латышей, Эстония для эстонцев. Да, правящая элита этих республик боролись также с пронацистским, прогерманским подпольем. Но это не мешало им самим по себе быть профашистскими. В этом плане пример Литвы показателен. Фронт активистов Литвы поднимает восстание, уничтожает массу евреев, формирует временное правительство, которое немцы разгоняют к осени 1941 года. А в 1944 году они формируют литовскую местную дружину, которая отказывается воевать на стороне нацистов. Вроде они белые и пушистые.

Но давайте посмотрим, кто в этой дружине. Там те же самые офицеры, которые начали геноцид евреев в начале войны. На них крови не меньше, чем на нацистах, несмотря на то, что они воевали против нацистов. И их точно также надо судить. Но поскольку эта дружина имела в обществе колоссальную поддержку, то надо сделать вывод, что и общество было заражено вирусом фашизма. Всё это означает, что литовское общество после войны должно было пройти денацификацию. Этого сделано не было.

— Почему?

— Всё просто. Это был Советский Союз. Ему невыгодно было проводить денацификацию своих республик. Холодная война уже началась. По большому счёту были наказаны только явные военные преступники, на которых крови столько, что уже не отмыться. Но само общество, сама элита денацификацию не прошла. Им всё сошло с рук.

— Вернёмся к фильму. Где вы взяли денег на ленту?

— Это частные пожертвования. Деньги мне дали два частных лица из Германии. Они просили не называть их. Фильм низкобюджетный, в конце даже не хватило средств и я уже свои вкладывал.

Какую ты готовишь фильму судьбу?

— Планирую его перевести на немецкий и английский языки. Чтобы, например, немецкий зритель узнал, что есть в Европе страны, которые не прошли денацификацию. Пусть увидят этот фильма немецкие дедушки, которых после войны заставляли, как минимум, заполнять огромное количество анкет, а как максимум, перезахоранивать жертв нацистских концлагерей, что в Эстонии совершенно спокойно его ровесники одевают все свои кресты и ходят с флагами.

Как точно выразилась Галина Сапожникова, которая участвует в моём фильме, сегодня фашизм в Прибалтике — в стиле Casual. То есть как повседневная одежда. Моя задача сдирать эту одежду.