Этим летом молодёжной организацией «ПЕРОМ» был организован летний лагерь, в котором приняли участие русские молодые люди из трёх стран Прибалтики. О результатах этого проекта, а также об актуальных проблемах русской молодёжи «NewsBalt» побеседовал с руководителем «ПЕРОМ» Маргаритой Драгиле.
— Маргарите, расскажите, пожалуйста, о вашей организации, почему вы решили этим заниматься?
— «ПЕРОМ» (Перспективы русских организаций молодёжи»), как идея организации, объединяющей русскую молодёжь с целью разработки проектов, направленных на сохранение русского языка, культуры и образования, появилась на одной из первых молодёжных секций, которая была проведена благодаря нашей инициативе в 2008 году в рамках региональной конференции российских соотечественников в Латвии.
C тех пор участники «ПЕРОМ» реализуют проекты, участвуют в тематических международных конференциях и семинарах, проводят исследования, являются авторами статей по теме русской молодежи в экстерриториальном пространстве нашего многогранного Русского мира.
Ответ на вопрос, почему я стала заниматься темой «русской молодёжи», на мой взгляд, вполне логичен – считаю себя молодой русской, вижу и понимаю те проблемы и затруднения, с которыми сталкиваются некоторые представители русской молодёжи, которые не выбрали путь «подстраивания», скорее наоборот, для которых является ценностью сохранения себя как человека русской культуры. Важно, что говоря о проблемах и затруднениях, я говорю не только об особенностях нашей политической и геополитической ситуации, я также имею в виду вопросы, связанные с самоидентификацией «Кто я? Какой? Что я должен сохранить и передать своим детям и внукам?», пониманием своего места в современном много культурном мире и др.
— Этим летом вы организовали очень интересный проект летний лагерь «Шанс молодым». Расскажите о его целях.
— Идея проекта «Шанс молодым» зародилась довольно давно: нами в организации ещё несколько лет назад была зафиксирована проблема недостаточности культурных средств, инструментариев у молодых т.н. лидеров русских общин, для представления интересов русской молодёжи и защиты своих прав. Экспертами, в рамках одного из проводимых нами исследований ситуации и проблем русской молодёжи и русских молодёжных организаций в странах Прибалтики, была также зафиксирована проблема преемственности поколений в русских общинах.
Непосредственно варясь в соку «русской» темы, русской общины и увидев эту тенденцию – я ужаснулась… Ведь если сейчас всё оставить так как есть, то через несколько поколений русская община в странах Прибалтики как общность людей, объединенных общими ценностями, может попросту исчезнуть…
Последним подтверждающим фактом данной тенденции явилось поведение и самоопределение некоторых молодых участников проекта «Шанс молодым» из Литвы, которые являются выходцами из русских семей, при этом не могут для себя определиться, какой язык для них является более значимым – родной, государственный или иностранный. Что уж говорить о какой-то культурной самоидентификации. Это нельзя назвать их виной, это их беда: они от не понимания ситуации оказались объектами процессов скрытой ассимиляции.
Осознавая эту угрозу, как для себя, так и для своих детей, мы совместно с экспертами «Института европейских исследований» решили сделать пробу в начале в Латвии: разработали образовательную программу, отобрали молодых ребят и запустили первый шаг, который назывался «Лидер гражданского общества». На стадии отбора нами была зафиксирована очень интересная ситуация – ни одна из организаций, входящая в состав Координационного совета российских соотечественников в Латвии, не прислала своих молодых ребят на курсы…
Ребята приходили, в основном, не состоящие ни в одной из организаций, аргументируя это тем, что современные молодёжные организации не представляют их интересов или являются молодёжными крыльями политических партий.
Первый пробный шаг проекта по отбору и подготовке молодых лидеров русской общины завершился проектным лагерем, после которого стало понятно, что необходимо работать с русской молодёжью по всей Прибалтике.
Вот собственно так на следующий год, т.е. на 2012 – 2013, при финансовой поддержке Фонда правовой поддержки прав соотечественников, проживающих за рубежом, запустился проект «Шанс молодым». Основной целью проекта является отбор и подготовка молодых лидеров и проектных команд из стран Прибалтики для разработки и реализации проектов, направленных на представление интересов и защиты прав русской молодежи наших стран.
— Какие задачи проекта?
К основным задачам проекта можно отнести создание таких условий работы для участников, которые способствовали бы порождению проектных идей, направленных на решение актуальных для русской молодежи проблем: на региональном, страновом и международном уровнях. А для этого надо подготовить ребят к аналитической работе (анализ ситуации в стране, регионе), командной работе, повысить общекультурный уровень, связанный с особенностями русской культуры, философии, мировоззрения, ценностей, оснастить ребят инструментариями проектирования и правозащитной деятельности, развить навыки индивидуального развития и многое другое.
— Интересно, эту идею поддержали ваши коллеги из соседних стран Прибалтики?
— В Эстонии мы успешно сотрудничаем с республиканской организацией «Русская школа Эстонии», в Литве ситуация с поиском партнёрских организаций, заинтересованных в решение проблемы сохранения и развития русской общины, оказалась сложнее… Но всё-таки нам удалось через наших партнёров Алексея Грейчуса (Балтийская молодёжная организация «Juvenis») и Андрея Фомина (Член всемирного координационного совета российских соотечественников), которые также выступили экспертами проекта «Шанс молодым», поработать со старшеклассниками из г. Клайпеды. Для того, чтобы максимально решить поставленные перед проектом задачи, проектная группа в течение всего года работала «на трёх фронтах»…
— Звучит воинствующе…
Это шутка, конечно, на фронтах никто не работал, мы в каждой стране (Литва, Эстония, Латвия) провели отбор участников и региональные образовательные семинары, на которых обсуждались региональные проблемы русской молодёжи и разрабатывались первые проектные идеи для их решения. В каждом региональном семинаре приняли участие и эксперты, которые впоследствии сопровождали проект. По результатам региональных семинаров был сформирован состав участников от каждой страны (5 человек) для участия в кульминационной части проекта — 7-дневном заключительном экспертно-проектном лагере, в котором приняли участие эксперты из Латвии, Литвы, Эстонии и России. Про выводы проекта пока говорить рано: на данный момент некоторыми проектными группами разработаны эскизы проектов, результативность и эффективность которых покажет только время…
— Уточните конкретные проектные темы и идеи, которые разрабатывали ребята.
— Например, молодёжный проект «Не дай себя обидеть» — обучающий проект для молодых людей по базовым вопросам правозащиты и юриспруденции. Или аналитический проект «Русский европеец – кто он?» — исследование и обсуждение с целью разработки «портрета» успешного русского молодого человека в Европе, сумевшего использовать основополагающие ценности русской культуры для профессионального становления в Европе. Добавлю ещё фестиваль уличного искусства «Арт-дуэль».
— Русская молодёжь Прибалтики, какая она?
— Очень сложный вопрос, даже при кажущейся лёгкости. Русская молодёжь – разная, точно также – как и любая другая молодёжь или категория людей. «Кто мы?» — ответ на этот вопрос был поднят участниками лагерями, именно поэтому в лагере очень много времени уделялось обсуждению таких вопросов, как: базовые русские ценности, которые необходимо понимать и сохранять, «молодой русский европеец – кто он» и др.
На этот вопрос оказалось не так уж легко найти ответ, даже в кругу экспертов по поводу базовых русских ценностей, которые необходимо сохранять, чтобы оставаться человеком русской культуры возникали не шуточные дискуссии и споры.
В лагере были созданы условия, когда эксперты могли работать и обсуждать актуальные для них вопросы в своем экспертом кругу. Одними из наиболее актуальных в экспертном кругу тем стали:
• Объединяющая идея современного русского мира – в чем она? Какая она?;
• Символ современного русского мира, как объединяющий фактор – какой он должен быть?
Наблюдая за работой экспертов и их выступлениями, можно было выделить интересный момент – в ряде вопросов во время обсуждений возникало такое интеллектуальное и эмоциональное напряжение, свидетельствующее об отсутствии готовых ответов на эти вопросы даже в экспертном кругу…
После лагеря по инициативе одного из экспертов мы создали отдельную группу из экспертов и участников проекта, которые до сих пор продолжают обсуждать «портрет» современного русского молодого человека и базовые русские ценности. Очень интересные обсуждения, идеи и заходы получаются… В начале обсуждения мы за основу решили взять список ценностей русского мира, которые были проговорены патриархом Кириллом на IV Ассамблее русского мира. В процессе обсуждений этот список претерпел изменения, оказывается, для некоторых молодых представителей русского мира, такие ценности (базовые, по мнению патриарха) как: самопожертвенность и чувство соборности – не являются характерными. А вот чувство правды и справедливости, прямо как по Шукшину, остаются неизменно важными и ценными. При этом, также особое внимание уделено обсуждению процесса понимания и формирования ценностей у молодых людей, в котором также мнения расходятся: некоторые считают, что ценности воспитываются и формируются в семье, другие – что ценности формируются в ситуации конфликта в.т.ч. с собой, есть мнение, что ценности определяются ситуацией выбора, в которой человек попадает благодаря внешним обстоятельствам и др.
Думаем, что через какое-то время наша группа подготовит материал на эту тему. Может быть, нам даже удастся разработать и предложить экспертному и культурному сообществу «список» русских ценностей и основных критериев русскости.
Поэтому, на вопрос, кто или что есть русская молодёжь Прибалтики, я отвечу следующим образом: русская молодёжь Прибалтики это та, которая в первую очередь считает себя русской (не важно по какому критерию: язык, родители, культура и др.), готова сама для себя это анализировать и исследовать и что не мало важно – транслировать, сохранять и передавать следующим поколениям.
— А как молодёжь понимает эту «русскость», насколько это для них актуально?
— Едва ли многие, кто прежде не задумывался над подобного рода вопросами, смогут сразу дать ответ и описать «свою русскость»… Для каждого участника лагеря «русскость» была своя, при этом были общие точки соприкосновения, которые до сих пор обсуждаются в отдельной группе, о которой я уже упоминала.
Сам факт появления такого интереса к этой теме среди большинства участников проекта, что, если честно, стало неожиданным для проектной группы, свидетельствует об актуальности этого вопроса.
Нам видится, что подобные вопросы, связанные с культурной самоидентификацией, необходимо поднимать и обсуждать с заинтересованной молодежью. В наших странах зачастую бытует стереотип, что если какая-то группа людей обсуждает вопросы самоидентификации, сохранения ценностей и культуры, то они заведомо настроены против государства. В лагере же всеми участниками и экспертами была зафиксирована иная точка зрения – только понимая, носителем какой культуры ты являешься и сохраняя ее, ты можешь принимать, разделять и уважительно относиться к другим культурам.
В лагере была проведена игра в «дебаты» с использованием элементов формата телевизионных дебатов Соловьева «К барьеру» по теме «Для того, чтобы быть успешным, молодому русскому человеку в странах Прибалтики надо ассимилироваться». Наша задача была проиграть позицию наших оппонентов в виде «официальной программы интеграции». В результате игры мы пришли к выводу, что в наших государствах нам предлагают подстроиться и принять власть большинства, что не есть основа для дальнейшей успешности, за счет создания условий внутреннего конфликта и дисгармонии.
— В чём на ваш взгляд заключаются главные проблемы русской молодёжи Прибалтики?
— Я бы тут говорила бы не от своего имени, а сделала бы обобщение проблем русской молодёжи, которые были выделены самими участниками проекта в один из первых дней лагеря, во время работы круглых столов:
• Недостаточное понимание русской культуры, философии и русского языка (важно отметить, что все участники были молодые люди из русских семей, окончившие средние школы с русским языком обучения);
• Незнание и непонимание, как противостоять отдельным элементам скрытой ассимиляции, реализуемой на государственном уровне наших стран (трудоустройство, профессиональное развитие, содержание отдельных школьных предметов и др.) • Низкий уровень среднего и высшего образования;
• Недостаточно возможностей для участия в общественной и политической жизни наших стран и влияние на процессы принятия в вопросах молодежной политики.
Для более глубокой проработки некоторых выделенных проблем, во время лагеря были проведены игровые процедуры (дебаты «К барьеру», игра «Конгресс» и др.), по решению некоторых проблем – обсуждены и разработаны эскизы проектов.
— Что нужно делать, чтобы эти проблемы решить?
— Я бы хотела в этом месте определиться с понятиями, проблема, в нашем понимании, это такое затруднение, которое прежде никем не было решено, т.е. для решения проблемы необходима разработка совершенно нового способа и инструмента решения. Если в истории имеется культурный опыт разрешения подобных ситуаций, то в нашей методологии – это уже не является проблемой.
Возвращаясь к вопросу, что нужно делать, для решения выделенных во время лагеря проблем, то за ответом я бы опять обратилась к обобщению идей и предложений, которые были очерчены участниками и экспертами проекта «Шанс молодым» на итоговом этапе работы лагеря:
• Необходимо проведения исследования ситуации русской молодежи стран Прибалтики;
• Необходима разработка программы / проекта сохранения образования на русском языке для детей из русских семей, т.к. школа является одним из основных институтов формирования «русскости»;
• Необходимо продолжение проекта «Шанс молодым» и увеличение состава участников, расширение географии участников. • Необходимо развитие сотрудничества между молодежью и экспертами старшего поколения по вопросам русских ценностей, культуры, правозащиты и др. актуальных для молодежи тем.
И самое главное, необходимо создавать условия для молодежи, благодаря которым она могла бы находиться в русском культурном пространстве общины, разрабатывать и реализовывать проекты, направленные на представление интересов и защиты прав русской молодежи стран Прибалтики.
— Есть ли будущее у русской молодёжи Прибалтики? Какое оно?
— Будущее рисует и реализует каждый из нас, исходя из своих ценностей, интересов и целей. Ответ на этот вопрос отчасти дал один из наших экспертов, член правления организации «Русская школа Эстонии», профессор Тамперского университета, доктор технических наук, Андрей Лобов, который сказал: «Русская община в Эстонии будет до тех пор, пока буду я…».
От себя на этот вопрос отвечу следующим образом… За всю общину говорить не буду и не имею права, скажу от имени той части общины, которую я представляю, а это: молодые люди, считающие себя людьми русской культуры, готовые сохранять свою культуру и бороться за возможность оставаться собой ради своих детей, при этом оставаться толерантными к территории своего государства. Так вот, будущее есть, пока есть мы, понимающие, берущие ответственность за будущее и действующие в этом направлении. К сожалению, периодически на этом поприще приходится сталкиваться «со своими», т.е. с представителями т.н. других «кланов» русской общины, у которых другие ценности и интересы, иногда тесно завязанные на политические установки.
Основную ответственность, которую я вижу перед собой на данный момент, передача русских ценностей моим детям и создание для них условий, в которых они без ущерба для самих себя могли бы их сохранять и передавать дальше – в этом я вижу будущее русской общины в экстерриториальном аспекте.