Информационно-аналитический портал «NewsBalt» перевёл статью известного латышского публициста правоконсервативного толка Агриса Лиепиньша. В материале, опубликованном в газете «Latvijas Avize», автор возмущается тем, что латышская интеллигенция теряет уважение к государству.
В своё время режиссёр Алвис Херманис отказался принять орден Трёх звезд в знак протеста против того, что пришедшая к власти элита всё запорола в государстве. Данная точка зрения латышского интеллектуала у многих вызвала восторг и заставила делиться с окружающими чувством открытия.
Алвис Херманис — феномен нашей театральной режиссуры и, вследствие заработанного им статуса, ему многое прощается. Однако, тут следует вспомнить древнеримское выражение — что дозволено Юпитеру, то не позволено быку. К сожалению, некоторые работники культуры эту простую мысль позабыли — и вот уже в моду вошла привычка вплетать в интервью презрительные сентенции про латышский народ и его государство.
Но перед тем, как публично высказать очередную сентенцию такого рода, представителям интеллигенции стоило бы подумать, что раз высказанное слово уже никуда не исчезает. Со словами вообще следует быть внимательным – ведь, даже в Библии упомянуто, что сначала было слово.
Один из способов, как можно всё расковырять — посеять сомнение. Сомнения и презрение, выраженные со злым умыслом, либо высказанные по глупости и из пустого желания быть оригинальным, сгрызают любое хорошее дело, словно черви.
Композитор Валтс Пуце высказал «Дню культуры» категорический приговор по поводу государственного гимна «Боже, благослови Латвию!»: «Это страшно, это драматично! Я не желаю, чтобы мои дети и внуки просыпались в шесть утра под этот «булшит» (bullshit — пер. с англ. «дерьмо», «бред собачий».– «NewsBalt»), и чтобы их заставляли петь эту лажу в актовом зале в школе».
Вот так, ни больше ни меньше. Вышесказанное сравнимо едва ли не со словами Кангара (отрицательный герой латышской мифологии. – «NewsBalt»): «Я решил полностью запретить Перконса (мифологический бог грома, глава древнелатышского пантеона. – «NewsBalt»)». Что конкретно в гимне страшного, что драматического, конкретно не объясняется. Может быть, так оно и лучше, иначе нам пришлись бы выслушать ещё порцию «булшита».
Допускаю, что чувствительные уши композитора не могут выдержать звуков гимна. Но, перед тем, как разбрасываться «булшитами» и «лажами», ему нужно было бы немного обдумать и уважить факт того, что представители нескольких поколений нашего народа с этой молитвой в сердце строили своё государство, претерпев огромные жертвы.
В другом номере «Дня культуры» опубликовано интервью с режиссёром Виестуром Кайришсом. Дабы привлечь внимание скучающего читателя, в нём большими буквами выделена цитата: «И Латвия могла бы погибать дольше, достойнее, толковее». Далее, в интервью режиссер делится сомнениями: «Один из самых трагичных моих выводов о Латвии, это сомнения — происходило ли когда-нибудь здесь вообще что-то по воле латышей? Мы стали национальным государством лишь тогда, когда рухнули две империи и создалась масса мелких национальных государств. (…) Мы потеряли независимость во время Второй мировой войны, а вернули её, опять-таки, не благодаря себе, а в силу мировых событий».
Читая похожие выводы, хочется высыпать щепоть пепла на голову. Воля народа является значимой для истории, но одной лишь только голой воли недостаточно. Не менее определяющая роль принадлежит окружающим обстоятельствам, определённой исторической ситуации. Волю можно осуществить лишь тогда, когда назреют соответствующие обстоятельства. Не раньше, а часто и не позже. А до их наступления необходимо хранить нужную идею, не позволяющую воле истлеть.
Помимо благоприятных обстоятельств, огромная роль принадлежит также ярким личностям или лидерам. От их мужества и политической мудрости нередко зависит, в какую сторону склонится чаша истории. Будет ли благоприятная ситуация использована, дабы материализовать волю народа, или такая возможность окажется пущена на ветер.
Латышский народ стремился к своему государству в течение столетий. Данное стремление прослеживается в сказках, в преданиях, в которых из глубин небытия возносятся ввысь дворцы предков, в строфах эпоса «Лачплесис»: «После столетий проснётся народ, и свободу свою завоюет опять, вспоминая знаменитые подвиги дедов». Эту идею необходимо было сохранить, так как окружающая обстановка не благоприятствовала ее осуществлению в реальности.
Лишь в начале двадцатого столетия, когда созрели соответствующие исторические обстоятельства, латыши смогли бороться за свою государственность с оружием в руках. В стрелковых полках латышских юношей хватили как за храбрость, так и за решимость в выражении своей воли. На обложке недавно вышедшей книги «Собирайтесь под латышскими знаменами!» размещена фотография группы стрелков. Над ними гордо развевается флаг с девизом: «Любовь к Отчизне докажем делом!» У каждого второго на груди – Георгиевский крест за боевую доблесть.
Как только позволили обстоятельства, у нас нашлись и национально настроенные политики, которые провозгласили Латвийскую Республику.
Латвийское государство было провозглашено и отвоевано в освободительных боях, единственно благодаря воле латышского народа! Ну нельзя же вечно оправдывать свою глупость тем, что ты художник. Не всем быть Юпитерами.