Валерий Мокрушин: Блестящая победа президента Литвы в борьбе с… собственным народом

Литовский обозреватель «NewsBalt» Валерий Мокрушин проанализировал уход с политического Олимпа Виктора Успасских.

Литовский политик Виктор Успасских объявил, что в депутаты Европарламента баллотироваться не намерен и вообще склонен оставить политику и сосредоточиться на бизнесе, который требует много внимания и отнимает массу сил. Местные масс-медиа по разному оценили эту новость. Национально ориентированные, поддерживающие правых и либералов во главе с бессмертным русофобом Витаутасом Ландсбергисом, вздохнули с облегчением – наконец-то этот чужой для страны человек, «оккупант», приспешник Москвы, агент Кремля уйдёт с политической сцены. Другие, преимущественно русскоязычные, тоже вздохнули, но с разочарованием: уходит один из ярчайших деятелей независимой Литвы, выступающий за взвешенный курс в отношении Востока, за развитие взаимовыгодных отношений с великой Россией. Однако и те, и другие согласны в одном: Успасских много сделал для народа республики, он —  настоящий харизматичный трибун и боец, умеющий увлечь за собой массы.

 

Ну, о том, закончилась ли эпоха Успасских, несколько ниже, а теперь два слова о вехах громкого пути нашего противоречивого героя. Он пришёл во власть на гребне народного гнева — общество было крайне недовольно консерваторами и социал-демократами, которые с первых дней существования второй республики практически из рук в руки передавали государственный «руль» . Он создал и возглавил новую силу — Партию труда, добившуюся оглушительной победы на парламентских выборах. Народ видел лидера новой партии во главе правительства, но этническому помору коалиция доверила лишь портфель министра экономики. 

Однако уже первые шаги главного экономиста вызвали шквал критики со стороны элиты, особенно в штыки встретили его попытки завязать диалог с Россией. Тут же начали под него копать: обвинили в махинациях с дипломом о высшем образовании, якобы полученным в одном из российских вузов, а затем грянул и раскол в самой партии: ближайший соратник и земляк по Кедайняй Викторас Мунтянас сорвал овации соратников по коалиции, а вместе с ними и оппозиции, объявив о невозможности работать в одной упряжке с недостойным доверия министром и о создании своей партии, куда переметнулась часть парламентарией из Партии труда. (Раскольническая, по мнению многих аналитиков, инспирированная элитой деятельность Мунтянасу, избранному за «заслуги» спикером Сейма, лавров не принесла, судьба ему воздала по полной: пять лет назад он был обвинён в злоупотреблении служебными полномочиями и с треском изгнан из парламента в связи с открытием уголовного дела, на чём его общественная карьера подошла к логическому, характерному для всех перебежчиков финалу).  А тут подоспело дело о чёрной бухгалтерии трудовиков, и уголовные дела заводятся на руководство и на саму партию, что современная юриспруденция толкует как нонсенс. Хорошо зная методы «самого справедливого правосудия в мире», Успасских посчитал лучшим для себя укрыться в России, и только под клятвенное обещание властей не лишать его свободы вернулся в Литву.

 

Парламентские выборы осени минувшего года стали калькой аналогичного голосования девятилетней давности: народ поверил трудовикам, отдав им предпочтение перед другими партиями, а их лидера видел во главе кабинета. Но вместо министерского кабинета Виктору досталась скамья подсудимых и, скорее всего, нары заключённого: суд приговорил бунтаря к четырём годам лишения свободы. Обвинемый обжаловал приговор в вышестоящей инстанции, а судей, вынесших неправосудный приговор, публично не единожды назвал преступниками и попросил их подать на него в суд. Но не тут-то было: служители фемиды предпочли утереться и судиться с оскорбителем не желают. Как и предполагал Успасских, «они трусы, побоятся публичного разбирательства, оно может вывести их на чистую воду, а вместе с ними и организаторов этой чисто политической акции».

 

 

uspaskichas.jpg

Виктор Успасских.

 

 

Тут мы подошли к, пожалуй, самому интригующему: к модераторам этой охоты на ведьм в лице нашего героя. Его биография достойна пера самого короля американского детектива Стивена Кинга, настолько круты её зигзаги. То, что Успасских по большинству категорий не вписывается для элиты в понятие «свой», стало понятно едва ли не сразу, как он засветился на политической сцене, прежде всего потому, что потомок оккупантов с соответствующей ментальностью не стал ей подыгрывать в её грязных играх. «Чемодан, вокзал, Россия!» — десятки раз это доброе напутствие адресовалось националистами лично ему, а полиция, вместо того, чтобы ограждать от радикалов, терроризировала его и его семью, пришлось ему не раз посидеть в камере предварительного заключения, лечить сломанные полицией ребра, восстанавливать дом после брошенной недоброжелателем гранаты и платить гигантские штрафы за вымышленные нарушения…

 

Вряд ли подлежит дискуссии вопрос, в чьих интересах работает репрессивный аппарат, на чью мельницу обильно льёт воду. До недавнего времени эти гонения не подлежали персонификации, ведущие политики, как левые, так и правые, с удовольствием засвечивались на голубых экранах вместе с опальным коллегой, пикировались в дебатах, подчёркнуто демонстрируя толерантность. Инициатором преследования выступала власть, абстрактная власть во всей её страшной совокупности, евродепутат Ландсбергис без суда и следствия вынесший приговор — «агент Кремля», всерьёз воспринимался не всеми, многое списывалось на счёт набирающего силу старческого маразма. 

С приходом Дали Грибаускайте всё стало ясно: Россия по определению вечный противник, но есть и внутренний враг, который пострашнее внешнего. Им стал для выпускницы московской Академии общественных наук Успасских и всё, что с ним связано: его бизнес (между прочим, довольно успешный,  вопреки козням от местной власти), его партия и его ближайшие соратники. Именно при ней суд, шесть лет барахтавшийся в процедурной волоките, подошёл к финальной черте, обвинения переквалифицировали на более тяжкие и «преступники» получили на всю катушку. А что стоят призывы президента перед выборами «голосовать за всех, но только не за Партию труда», её стремление исключить эту самую популярную политическую силу из правящей коалиции, а затем не допустить в правительство! 

В странах «старой демократии» — Англии, Франции и прочих — подобное расхождение с народом стало бы причиной если не добровольной отставки, то уж непременно серьёзных корректив курса, но в педалирующей тему своей европейскости Литве совсем не так: Грибаускайте на днях заявила о своей готовности служить своему народу.

 

Если несколько оторваться от земли и оценить ситуацию сверху, то, как ни крути, в этой борьбе лидеров победителем следует признать президента: её недруг низвергнут с пьедестала. Партия в шоке от происходящего и быстро теряет свои позиции, последний опрос показал: она уже почти в два раза проигрывает лидерам социал-демократам по популярности. Уход самой яркой фигуры из активной деятельности ещё более снизит её авторитет.

 

Неприязнь президента понятна: «агент Кремля». Но при чём же тут партия, ведь не могут же около сорока тысяч её членов в ущерб собственным интересам работать на Москву? Вопрос идиотский, но тем не менее актуальный, поскольку складывается впечатление, что Грибаускайте жаждет уничтожить её, сжить с политической сцены. Зачем? 

И тут проглядывает глубинный замысел. Партия труда (после слияния с близкой по духу партией она добавила к своему родному названию ещё и термин «лейбористы») ещё более года назад достигла принципиальной договоренности об объединении с парламентской партией «Порядок и справедливость» Роландаса Паксаса, опального экс-президента, подвергнутого унизительной процедуре импичмента по большому счёту только за то, что осмелился заговорить о реал-политик в отношении восточных соседей. Претворение планов в жизнь (оно шло полным ходом и уже пребывало на финишной прямой) вывела бы на политический подиум безусловного доминанта, и именно он стал бы диктовать свои условиям всем, в том числе и президенту.

Поскольку Грибаускайте окопалась по другую сторону баррикад, её второе президентство оказалось бы под большим вопросом. Осуждение Успасских и его ближайших соратников остановило эти планы, и разговор об реорганизации планов утих. Навсегда или на время? Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы заключить: президент сделает всё, что бы на этих стратегических расчётах поставили жирный крест. Кстати, появление подобного гегемона не в интересах и социал-демократов, это у них сейчас ведущие позиции и в обществе, и в парламенте, и проигрывать, скатиться на третьи роли им никоим образом не импонирует, и они по сути тоже заинтересованы в унижении лейбористов.

 

На последнем съезде председателем Партии труда (лейбористов) избран Витаутас Гапшис, тоже, кстати, признанный виновным по делу чёрной бухгалтерии, но он «отделался» внушительным штрафом. По этой причине правые уже собрали подписи депутатов за отставку его с поста заместителя спикера Сейма и, похоже, добъются своего, поскольку основа коалиции социал-демократы не горят желанием поддерживать осужденного соратника по коалиции.

 

Президент умна, расчётлива, к её услугам съевшие на этом деле не одну собаку консультанты и помощники, в том числе из-за океана и Брюсселя. И всё же, зная боевой нрав и мужество Успасских, в течение десяти лет не без успеха сопротивлявшегося системе, рано списывать его со счетов. Думается, он вернётся, даже если его упрячут за решётку. Ещё в античные времена пришли к выводу: не может трибун без аудитории, а политик без борьбы за правду, без боевых соратников-товарищей. Понятно, это непросто, но когда архангельский помор искал лёгких путей?

 

Поведём итоги: тактическую победу блестяще одержала Грибаускайте. Но взять верх в одном сражении ещё не значит победить в войне. И, потом, такая победа в борьбе с собственным народом — не равнозначна ли поражению?


Об авторе. Валерий Мокрушин родился в 1942 году в Бирске (Башкирия). Служил на Тихоокеанском флоте. В 1969 году закончил Уральский университет по специальности «журналистика». Работал в газетах «Красное Знамя» в Томске, «Моряк» в Клайпеде, газете «Советская Литва». С 1993 по 2000 годы – матрос загранплавания. Три года проработал в Америке, убирая торговые центры. Член Союза журналистов СССР.