Влад Гулевич: Культ Калиновского как долгоиграющий агитпроект в Белоруссии

Очередной всплеск белорусских националистов прокомментировал для «NewsBalt» аналитик Центра консервативных исследований МГУ Владислав Гулевич.

Накануне в Минске прошла белорусско-польская конференция, посвящённая 150-летию восстания Кастуся Калиновского. Важность этого мероприятия для Польши продемонстрировали её участники — посол Польши в Белоруссии Лешек Шерепка и глава канцелярии президента Польши Яцек Михаловски.

О политическим идоле Калиновском — аналитик Центра консервативных исследований МГУ им. Ломоносова Владислав Гулевич специально для «NewsBalt»:  

В связи с 150-летним юбилеем польского восстания 1863 г. год 2013-й объявлен белорусскими националистами годом Кастуся Калиновского – одного из лидеров польских повстанцев в Северо-Западном крае Российской империи. Под это «затачиваются» выступления белорусских оппозиционных лидеров, издаются соответствующие книги и газетные публикации, создаются тематические сайты в Сети. 

Начнём с того, что такого человека, как Кастусь Калиновский, не существовало. Был Винценты Константы Калиновски, уроженец Гродненской губ., потомственный польский шляхтич герба Калинов. В гимназические годы сблизился с польскими революционерами, в частности, с Зигмунтом Серковским, который, будучи чистокровным поляком, называл себя в пропагандистских целях «украинцем с правого берега Днепра».

Калиновский позже пошёл на ту же хитрость, позиционируя себя, как белоруса, но делал это в особой форме. Например, издавал белорусскоязычную газету «Мужицкая правда» («Mużyckaja prauda»), но печатал её на латинице, и проводил мысль, что белорусы – часть польской нации (именно нации, не народа). Известны его слова: «Мы, что живём на земле Польской, что едим хлеб Польский, мы, Поляки из веков вечных». Землёй польской для Калиновского была вся территория Речи Посполитой в границах 1772 г. Чтобы ещё тщательней замаскироваться под белоруса, он подписывал свои воззвания «Яська-хозяин» («Письмо Яськи-хозяина из-под Вильни к мужикам земли польской»). 

«Мужицкая правда» агитировала белорусских крестьян подключаться к польскому восстанию и противится инициативам царского правительства. Поскольку большинство белорусов были православными, Калиновский и его коллеги часто нападали на православие, называя её «верой собачьей» и «схизмой», и призывали белорусов переходить в униатство. 

Критикуя империю православную (Россию), Калиновский мечтал о воссоздании империи католической (Речи Посполитой). Нельзя отказать Калиновскому в стратегическом чутье. «Мужицкая правда» морально уравнивала «немца» и «москаля», два государства, участвовавших в разделе Речи Посполитой, призывала крестьян осознать, что эти двое суть одно, единое зло. 

Идея сделать из поляка Винцента Калиновского белоруса Кастуся пришла в голову прозападно настроенному белорусскому националисту Вацлаву Ластовскому. Ластовский был премьер-министром провозглашённой немцами в годы Первой мировой войны Белорусской Народной Республики, которая срочно нуждалась в белорусских «героях»-русофобах. Калиновский идеально подходил под эту мерку. К тому же, Калиновский оставил знаменитые «Письма из-под виселицы» — написанные по-белорусски во время содержания под стражей перед казнью за антироссийскую деятельность и террор против местного населения.

«Письма из-под виселицы» — последний «выстрел» обессиленного мятежника, не рассчитывавшего на помилование. В «Письмах…» Калиновский призывает белорусов к сопротивлению русификации (хотя русифицировать Белую Русь всё равно, что полонизировать Польшу или германизировать Германию), борьбе с Россией и лояльности польскому государству.

Сегодня «Письма…» Калиновского, с лёгкой руки Ластовского переименованного в Кастуся, используются белорусскими национал-партикуляристами как обоснование принадлежности Кастуся к белорусскому народу. Отталкиваясь от этого мифа, конструируется миф более масштабный, гласящий о том, что характер польского восстания 1863 г. был общенародный, и три народа (поляки, литовцы и белорусы) боролись против русского царизма. Этот миф гармонично налагается на словосочетание «польское восстание». Дескать, потому оно и было польским, что ни белорусы, ни литовцы не мыслили себя без польского государства, и жертвовали ради него жизнью.

sierhiewicz_kkiwurap.jpg

Кастусь Калиновский в белорусском искусстве.

Кастусь Калиновский, как исторический персонаж, подкрашенный «под белоруса», намеренно политизируется, и ему отводится роль идола, вокруг которого ещё долго будут происходить политические камлания националистических «шаманов». Трезвомыслящие историки могут сколько угодно доказывать, что Калиновский был, прежде всего, человеком с польским шляхетским сознанием, отказывавший белорусам в праве жить где-то, кроме Речи Посполитой (даже их вера для него – собачья), но национал-шовинистический персонал в Белоруссии, как какой-нибудь Осёл Верблюдович, будет твердить зазубренную формулу о Кастусе, белорусском герое.

Польский МИД поддерживает мифотворчество белорусских националистов, что можно рассматривать как продолжение политики «прометеизма» в её информационном срезе. «Прометеизм», как окончательно оформленная стратегическая доктрина, появился позже, с приходом Юзефа Пилсудского, но «прометейские» мотивы всегда присутствовали в польской патриотике, и разложение Российской империи на слабые, полуживые осколки было первейшим стремлением приверженцев Польши «от моря до моря». Фигура Калиновского служит символом польско-белорусско-литовского единения XIX в. (пусть и фальшивого, ибо массовой поддержки белорусов повстанцы так и не получили), и антироссийский посыл идеи такого единения пытаются перетащить из века XIX в век ХХI.

В 2008 г. Польша выделила 1,2 млн. евро для стипендиальной программы им. Калиновского. Программа рассчитана на белорусских студентов и является одним из самых крупных в Европе. Её разработкой занимался Центр изучения Восточной Европы Варшавского университета, Министерство науки и высшего образования и МИД Польши. Обязательным критерием отбора её участников является участие в оппозиционной деятельности и прозападные политические взгляды. Студенту из Белоруссии, в антиправительственных заварушках и высказываниях не замеченному, попасть в список стипендиатов очень сложно. 

Культ Калиновского – это долгоиграющий агитпроект, который будет актуальным всегда, и сегодня, и через 10 лет, точно так же, как он был актуален в середине 1990-х, когда в Белоруссии был введён орден им. Кастуся Калиновского (в 2000-х упразднён). Актуален будет по той причине, что в Белоруссии веками присутствует прозападно-католическая общественная прослойка, пользующаяся мощной поддержкой соседнего государства.


Об авторе. Владислав Гулевич, 38 лет. Политический аналитик, член экспертной команды внешнеполитического издания «Международная жизнь», аналитик Центра консервативных исследований факультета социологии международных отношений МГУ им. Ломоносова.