Информационно-аналитический портал «NewsBalt» перевёл авторский материал министра обороны Латвии Артиса Пабрикса, в котором он рассуждает, зачем Латвии необходимо принятие преамбулы к Конституции, в которой будет официально установлено, что Латвия — это государство латышского народа. Статья министра вышла сегодня, 7 октября, в газете «Latvijas Avīze».
В мире существует множество академических, религиозных, политических или художественных книг и трудов, которые мы знаем, но до конца не понимаем. Работая в университете, я часто встречался с ситуацией, когда вместо того, чтобы узнавать классиков по их оригинальным трудам, знакомство с ними начинают с прочтения произведений других авторов, посвящённых этим самым классикам.
Смею утверждать; все знают, что такое Библия, меньше людей её читали и лишь немногие понимают то, что в ней сказано. Нечто похожее наблюдается и с Конституцией Латвии. В отличие от некоторых других «мыслителей», я не считаю её устаревшей и не соответствующей времени – точно так же, как не думаю, что Библия свою роль уже полностью сыграла. Однако, правда и то, что меняющемуся обществу необходимо, время от времени, напоминать, что мы понимаем о Библии, или, в нашем случае, о Конституции.
Зачем было создано латвийское государство, что заложено в основу его бытия, каковы его сущность и миссия? На мой взгляд, существует несколько причин для таких соображений.
В первую очередь, то, что с момента принятия Конституции сменилось уже, по меньшей мере, четыре поколения. Причём, как минимум два из них выросли в отрыве от европейской политической культуры, являющейся источником вдохновения нашей Конституции. Население Латвии жило при различных политических системах.
Во-вторых, после Второй мировой войны латвийское общество пополнилось многими выходцами из СССР, для которых наша Конституция, равно как и европейский политико-философский фундамент, являются чуждыми: поскольку СССР строился на фундаменте иных ценностей. Латвийского государства de facto долгое время не существовало – поэтому, его Конституция для многих стала открытием.
В-третьих, в качестве последнего политического катализатора здесь послужил языковой референдум. Он подтвердил, что часть населения всё ещё считает Латвийское государство, созданным в 1991-м, а не в 1918 году, что гражданство Латвии является универсальным правом, принадлежащим любому с момента рождения, и что для русского языка естественно обеспечить такие же права, как и для латышского.
В связи с этим, я считаю, что предложенная Эгилом Левитсом (председатель комиссии по конституционному праву при президенте Латвии. — «NewsBalt») в качестве необходимого дополнения к Конституции преамбула, даже запоздала. Ведь она подчёркивает влияние европейской политической философии на наши конституционные документы, равно апеллирует как к дохристианским, так и христианским ценностям нашего народа.
В первую очередь, преамбула указывает, как Латвия приспосабливает универсальные ценности человечества к своей конкретной ситуации, времени и месту. Во-вторых, в ближайшем обозримом будущем национальным государствам в мире не предвидится альтернативы. В третьих, у нас нет другого выбора, как ещё раз напомнить в постреферендумной атмосфере, что Латвия существует из-за того, что существуют латыши, без которых у этого государства просто нет смысла.
И столь определённо следует сказать, что Латвия не является только латышским государством — и что нас объединяют не общая кровь или гены, а совместно пролитая кровь и либерально-демократические ценности.
В этом заключается суть Конституции — и именно это помогает понять проект преамбулы. На мой взгляд, это замечательное дополнение Конституции, предназначенное для тех, кто в сутолоке будней не желает читать оригинального текста или лишь сейчас приобщается к европейскому политическому контексту.
Также по теме:
Кому не понятен смысл существования Латвии
Цель преамбулы Конституции Латвии – указать негражданам их место