В октябре в Соединённых Штатах произошло событие, которое тут же подхватили многие СМИ, преимущественно российские, и успели окрестить это как грядущее падение современной американской финансовой системы, началом конца существования современной глобальной экономики и чуть ли не скорым установлением нового мирового порядка.
Безусловно, давно прогнозируемый экспертами и ожидаемый отказ принимать закон о бюджете республиканской Палатой представителей США, который трижды пытался протолкнуть демократ Обама, не сулит Соединённым Штатам ничего хорошего, кроме новых политических разборок, в которые будут втянуты большее количество акторов.
Тем не менее, прогнозы некоторых СМИ о грядущих голодных бунтах безработных, массовых беспорядках на американских улицах и многотысячных демонстрациях с требованием принять бюджет на сегодняшний день являются фантазией наших журналистов, стремящихся показать, что у них там за бугром тоже плохо живут.
Во-первых, необходимо понять, по какой конкретно категории граждан бьёт бюджетный кризис. Одними из самых первых на себе удар почувствовали госслужащие в виде ухода в неоплачиваемые отпуска. А именно те госслужащие, работа которых не так важна для сохранения работоспособности государства. Это примерно одна треть от общего количества работников, состоящих на госслужбе.
Если исходить из того, что количество госслужащих, работающих на федеральное правительство, примерно равно 2 миллионам человек, то, следовательно, в отпуска было отправлено около 800 тысячи работников. В процентном соотношении это составляет менее одной трети процента от общего числа населения Соединённых Штатов. Исходя из этого, можно утверждать, что реальную силу давления данная категория населения представляет только в Вашингтоне, где крайне высок процент госслужащих относительно остальных жителей столицы США.
Для остального населения отсутствие государственного бюджета в стране приводит только к некоторым неудобствам, чем к реальным денежным потерям. Так, многие американцы в первое время жаловались на дикие очереди на вокзалах и аэропортах, проблемы с регистрацией транспортных средств, а также с задержкой почты. Однако за несколько дней обстановка в госучреждениях относительно нормализовалась.
Таким образом, среднестатистический американец, проживающий в небольшом городе, работающий на себя или в частной компании, отсутствие в родной стране государственного бюджета и не заметит.
Несмотря на то, что сам бюджетный кризис уже вторую неделю активно обсуждается в международных и местных СМИ, мнения самих американских граждан практически нигде не рассматривались по данному вопросу, позиция которых, в подавляющем большинстве, оказалась совсем неожиданной.
Выяснилось, что американцев не только не беспокоит судьба госслужащих, но и вовсе не против их последующего сокращения. То есть, если прошла целая неделя, а страна не развалилась и всё функционирует, следовательно, можно вообще обойтись без части государственных работников.
Логика американцев понятна: в стране, где идеология изначально была построена на принципах свободных рыночных отношений при посредничестве легитимной власти, постепенное превращение государства в главного работодателя, рассматривается жителями США как крайне негативное явление. Следовательно, по мнению большинства населения, пересмотр бюджета в текущих экстремальных условиях приведёт к неизбежных сокращениям расходов в определённых государственных сферах, включая и сокращение числа госслужащих.
Таким образом, становится понятно, что проблема непринятия госбюджета не особо волнует американцев, как и не волновало поднятие потолка госдолга полтора года назад, что также очень бурно обсуждалось мировым сообществом и совершенно не волновало американского гражданина, веками проживающего в долг.
Тем не менее, возникает закономерный вопрос: если всё хорошо и спокойно, почему так сцепилась администрация Обамы с Палатой представителей США именно по проблеме госбюджета?
На самом деле, отсутствие бюджета наносит очень сильный ущерб по корпорациям, которые напрямую сотрудничают с правительственными учреждениями. А отсутствие госбюджета автоматически ведёт к приостановке всех контрактов, нанося тем самым колоссальные убытки самим корпорациям.
Ведь только за первую неделю в результате бюджетного кризиса суммарный убыток составил 2 миллиарда долларов и очевидно, что финансовые потери будут только расти. Следовательно, данные корпорации подневольно превращаются в тот рычаг давления, направленный против президента Обамы и Демократической партии, либо против партии республиканцев, имеющих большинство в Конгрессе США.
Скорее всего, сегодня мы наблюдаем очередную межпартийную войну между Демократической и Республиканской партиями, где в качестве главной цели выступает попытка нанести серьёзный удар по авторитету президента США, который и так имеет самую низкую поддержку среди президентов, работающих второй президентский срок. Республиканцы заявили, что готовый принять бюджет, если из него будет изъято положение о финансировании довольно затратной реформы здравоохранения, против чего категорически выступает Барак Обама. С учётом того, что реформа здравоохранения, которую с большим трудом всё-таки удалось протолкнуть через Конгресс, является чуть ли не единственным реальным достижением Обамы на посту президента, её отсрочка на неопределённый срок может окончательно подорвать авторитет президента США и нанести колоссальный урон Демократической партии.
Скорее всего, именно этой цели и добивается Республиканская партия, стараясь добиться полного контроля над Сенатом США и заранее обеспечить себе победу на президентских выборах. Тем не менее, если Обаме удастся доказать свою правоту и перенести ответственность за убытки на Палату представителей, то под ударом окажутся уже сами республиканцы.
Тем не менее, на сегодняшний день мы наблюдаем среди двух противоборствующих партий тактику ожидания, где каждая из сторон ждет, на кого из них сильней будет оказано внешнее давление и, следовательно, кто первым пасует перед противником.
На этой неделе между республиканцами и демократами ожидаются переговоры об очередном поднятии потолка госдолга, которые, скорее всего, будут проведены без особых проблем. Это связано с тем, что споры по этому вопросу действительно могут привести к катастрофическим последствиям как в американской, так и в мировой экономике. Разумеется, ни одна из сторон не хочет брать на себя такую ответственность, что показали предыдущие переговоры, в ходе которых после бурных перепалок и публичных дебатов потолок госдолга сумели поднять без особых проблем.
А бюджетный кризис, который пока сильно не затронул американскую экономику, превратился в мощный рычаг политического шантажа, с помощью которого решаются сугубо личные распри между партиями, но страдает от этого вполне конкретная категория граждан.
Об авторе. Артур Семенюк, 22 года. В 2013 году закончил Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (Калининград) по специальности «Политология».