Депутат Сейма Польши от партии «Движение Паликота» Томаш Маковски (Tomasz Makowski), участвовавший в форуме «Россия и Польша: стереотипы и предубеждения» в Ольштыне, дал интервью информационно-аналитическому порталу «NewsBalt», в котором высказался за форсирование безвизового пространства между Россией и Польшей.
— Скажите, пан Маковски, обсуждаются ли в польском сейме перспективы отмены визового режима между Россией и Евросоюзом? Насколько бурны дискуссии?
— Хороший вопрос. Наша партия ещё год назад выступила за отмену виз. Было достаточно широкое обсуждение в сейме этого вопроса, и мы говорили о том, что европеизация Востока (польский депутат так именует республики бывшего СССР, расположенные на востоке Польши. — «NewsBalt») неизбежна. Она дошла до Украины, Белоруссии и, конечно, Российской Федерации, и уже перешагнула их. Нравится это или не нравится, но всё идёт в этом направлении. Но не все партии занимают такую позицию. В частности, «Право и справедливость» во главе с Качиньским не хотят такого движения вперёд.
Пока некоторые политики отказываются видеть блага в отмене виз, об этом чётко говорят социологи. Посмотрите, по всему миру идёт сильнейшая волна миграции. Уже в Польше, пусть и в небольшом масштабе, мы видим эти перемещения. Масса поляков уезжает на Запад. В итоге эта тенденция приведёт к тому, что уже в ближайшем в будущем политики будут вынуждены открывать границы, чтобы поддержать польскую экономику.
И здесь, на мой взгляд, очень важно проявить инициативу властям Польши и России на самом низком уровне. Речь идёт о самоуправлениях в маленьких городах. Прежде всего, в Калининградской области и Варминьско-Мазурском воеводстве — единственных регионах России и Польши, граничащих друг с другом. Как только мэры этих городков начнут в ежедневном режиме сотрудничать в культурной и экономической сферах, жители этих городков поймут, что дружба между Россией и Польшей — это нормально.
— Но сейчас очевидно, что Варминьско-Мазурское воеводство откровенно проигрывает в конкурентной борьбе за калининградцев. Народ из российского анклава чаще ездит в соседнее Поморское воеводство — прежде всего, в Гданьск, чем в Ольштын. Хотя в Калининграде ещё с советских времён есть ресторан «Ольштын», а не «Гданьск»…
— Думаю, что власти Ольштына не имеют в настоящий момент идеи привлечения туристов как из севера, то есть Калининградской области, так и из Европы. Я, как депутат польского сейма от Ольштына, поставил себе цель усилить информационную работу именно в Калининградской области. Мы в сейме создали две парламентские группы: «Польша – Калининградская область» и «Польша – Восточное партнёрство». Работая в этих группах, мы хотим доказать жителям Варминьско-Мазурского воеводства важность межграничного сотрудничества с Россией. Во-первых, жители Вармии и Мазур очень близко связаны в культурном смысле с Востоком. В-вторых, у нас очень привлекательные места с туристической точки зрения. А в-третьих, нас могут связывать экономические перспективы, я вновь говорю о малом и даже микробизнесе. Не исключаю, что я поговорю об этом совсем скоро не только с калининградским губернатором, но и с новым польским генконсулом в Калининграде.
Например, есть идея проведения взаимных Дней городов, когда небольшие городки в нашем воеводстве приезжают в Калининград и целую неделю устраивают там праздник – с продажей национальных яств, напитков. Калининградцы кушают польские добрые колбаски, пьют доброе пиво, которое не увидят в том же Гданьске. А затем уже калининградские городки целую неделю проводят в Польше, показывая себя.
Надо полякам донести, что расстояние от Ольштына до Калининграда такое же, как от Ольштына до Гданьска. Пока они в это не верят. И связано это, конечно, с визовым режимом.
— Оцените местное приграничное передвижение между Калининградской областью и северными воеводствами Польши. Насколько этот режим, по вашему мнению, проработан?
— Для меня очевидно, что Соглашение о малом приграничном передвижении необходимо расширить. Мы должны заставить правительство Польши, в частности, министра иностранных дел Сикорского, чтобы он встретился с российскими партнёрам для доработки документа. Все вы знаете, что этот договор исключает взаимную предпринимательскую деятельность в зоне местного приграничного передвижения.
Но это неправильно! Необходимо включить возможность развития малого и даже микробизнеса. Если я живу в небольшом городке, произвожу сыр, то почему я не могу без сложностей приехать в Калининградскую область и продать его россиянам? И точно также калининградский микробизнес почему не может торговать своей продукцией в Польше на территории льготного визового режима? Проблему подтверждения сертификации этих продуктов, думаю, несложно синхронизировать.
— А вам не кажется, что это будет микроевразийским союзом, против которого протестует Брюссель?
— Я бы назвал это созданием Европейской Федерации. Не думаю, что в Брюсселе будут против такого сотрудничества, поскольку речь идёт именно о малом бизнесе и микрофирмах. Корпорации же, такие как Coca-cola и McDonalds уже давно справились с границами.
— А насколько Польша в силах «пробить» в ЕС визовые льготы для всех россиян, а не только для калининградцев? Например, взять на вооружение опыт Финляндии, которая настойчиво добивается от Брюсселя введения безвизового 72-часового режима для россиян, прибывающих в Хельсинки на паромах. Кстати говоря, Россия ещё в 2010 году ввела льготу «72 часа без визы» для европейцев в надежде на симметричный шаг со стороны ЕС…
— Как член Европейской комиссии в Сейме республики Польша я озвучу ваш вопрос на заседании парламента. Скажу более — скоро в сейме будут заслушивать правительство и я могу задать этот вопрос премьеру Польши Туску. В состоянии ли он сделать такой шаг? Считаю, что мы давно должны были сделать так, чтобы все россияне приезжали к нам по морю без виз.
На сегодня мы являемся оппозиционной партией в республике, но наблюдая за тем, что происходит в польской политике, мы не исключаем, что через два года на новых выборах в сейм нас поддержит народ (в 2011 году «Движение Паликота» получило беспрецедентные для только что созданной партии 10% голосов. — «NewsBalt») и мы войдём в правительственную коалицю. В таком случае я первый подпишусь за такую инициативу.