В мире всё больше накаляется обстановка вокруг Арктики. Как отметил сегодня, 10 октября, российский политолог Модест Колеров: «Только чистая, святая душа, лжец или дурак не видят связи между:
1. Публичными документами НАТО об Арктике;
2. Усилиями Норвегии по созданию из поморов «коренного этноса»;
3. «Мирными океаническими прогулками» Greenpeace;
4. Борьбой Всемирного фонда дикой природы за белых медведей в Арктике, то есть в Ледовитом океане, там, где они в принципе не живут и не жили никогда».
В свою очередь информационно-аналитический портал «NewsBalt» перевёл на русский язык рапорт польского фонда «Amicus Europae», анализирующего военный фактор в развитии Арктики как новой зоны геополитического соперничества:
Во время холодной войны Арктика стала ареной интенсивного военного соперничества. Первоначально всю его тяжесть несла на себе авиация, но с момента появления атомных подводных лодок именно они стали ключевым элементом проводимой игры. Значение Арктики проистекало из того факта, что покрытые льдами морские просторы давали возможность скрытого развёртывания в районах боевых действий носителей баллистических ракет и нанесения ударов со сравнительно небольшого расстояния. Это сокращало время реакции другой стороны и давало эффект внезапности на стратегическом уровне.
Нынешнюю военную ситуацию в Арктике можно описать как глубоко асимметричную. Причина этого кроется в принципиальной разнице потенциалов государств «арктической пятёрки». Обзор ситуации и прогнозирование затрудняет тот факт, что четыре арктических государства – США, Канада, Дания и Норвегия – являются членами НАТО, следовательно, кроме «национального» подхода в анализах требуется принимать во внимание и подход «коалиционный».
США
Как было замечено, США проявляют минимальную заинтересованность военным значением Арктики. Директивы президента по вопросам национальной и внутренней безопасности, подписанные Джорджем Бушем 9 января 2009 г., содержат общую информацию о том, что США имеют разнообразные и обширные интересы в Арктике и готовы к их защите в рамках как многосторонних так и односторонних действий. В новейшей морской стратегии США отсутствуют прямые указания относительно Арктики, хотя в документе записано, что открытие новых путей для поиска полезных ископаемых и возможность диаметрального изменения глобальной карты морского транспорта приведут к появлению новых угроз и вызовов, к чему американский военно-морской флот должен быть готов.
Стратегия национальной безопасности США, как и военная стратегия США только упоминают северные территории. В документе, определяющим приоритеты американской безопасности (январь 2012 г.), Арктика вообще не упоминаются.
Такой незначительный интерес к Арктике подтверждает тот факт, что северные территории находятся в зоне ответственности целых трёх региональных командований: европейского (USEUCOM), северного (USNORTHCOM) и тихоокеанского (USPACOM, которому подчиняется командование Аляски – ALCOM), хотя с 2011 г. северное командование несёт ответственность за координацию проводимых там мероприятий. Большинство подотделов и военных объектов, размещённых на Аляске, дислоцированы вне арктических территорий. Однако с точки зрения их влияния на ситуацию в регионе и возможность направления ударов в любом направлении, они будут упомянуты в этой работе.
Операционный контингент сухопутных сил на Аляске складывается из 1-й бригады в составе 25-й дивизии в Fort Wainwright и 4-й воздушно-десантной бригады 25-й дивизии в Fort Richardson, аляскинского округа инженерного корпуса армии США и учебно-подготовительного центра войны на арктических территориях в Fort Wainwright. Большинство тактических групп и отделов не имеют специальной подготовки и снаряжения для боевых действий в полярном регионе. В этом смысле самым ценным компонентом сухопутных войск является Национальная гвардия Аляски, насчитывающая примерно 1800 бойцов. Она состоит из авиационной группы (вертолёты) 297-й разведывательной бригады и 49-го батальона противоракетной обороны, одного из ключевых элементов системы американской защиты от баллистических ракет.
У ВМФ США нет никаких постоянных объектов на Аляске, регион находится в ведении второго компонента военно-морских сил, т.е. береговой охраны (U.S. Coast Guard). В Джуно находится командование ответственного за Аляску 17-го округа, подчинённого тихоокеанскому командованию. Командиру округа подчинены два отдела навигационной помощи и авиационно-техническая база, 12 больших патрульных кораблей, 6 передающих станций навигационной системы LORAN, 2 команды морской безопасности, 3 спасательных станции и вспомогательные отделы.
Кроме того, командование береговой охраны несёт ответственность за взаимодействие с частями ВМФ, действующими в этой зоне. Следует заметить, что расположенные на Аляске части береговой охраны предназначены, прежде всего, для действий в Беринговом море и прибрежных районах Чукотского моря. Для выполнения заданий в трудных для навигации районах американцы могут использовать находящиеся в ведении береговой охраны ледоколы. В настоящий момент она располагает тремя морскими судами такого класса.
На Аляске находится 11-я армия ВВС США. Её командующий является шефом Аляскинского региона северо-американской воздушной обороны и подчиняется командованию Тихоокеанского региона. Основные подразделения армии это 3-е авиационное крыло (авиабаза Elmendorf), в составе 354-го истребительного крыла с базой в Eielson,которое является самым северным подразделением ВВС США и организует обучение в Арктической школе выживания, и 611-й группы воздушных операций с базой Elmendorf), 168-е крыло воздушных заправщиков – база Eielson), 176-е крыло контроля воздушного пространства. Кроме того на базе в Clear дислоцирован 13-й дивизион раннего оповещения.
Ключевой американской военной структурой, расположенной за пределами Аляски, является авиабаза в Туле на севере Гренландии. Однако сейчас там нет боевых самолетов, а имеется только радиолокационная станция.
Россия
Проблема расширения российского господства в Арктике рассматривается в Москве как ключевой вопрос развития и безопасности государства. В Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года арктические моря названы одним из главных регионов операций российского ВМФ. Кроме декларации желания поддержки добрососедских отношений с другими государствами региона, в документе предусматривается усиление расположенных на Крайнем Севере военных подразделений.
От редакции «NewsBalt»: подробная характеристика российских вооружённых сил в Арктике, приведённая в данном докладе, опускается, как являющаяся легкодоступным материалом для российского читателя.
Канада
Базовым документом, определяющим оборонную политику страны в отношении Арктики, служит «Первая канадская оборонная стратегия» (Canadian First Strategy). Этот документ подвергается последовательной критической оценке и вытекающим из этого модификациям, что свидетельствует о глубокой политической воле полной его реализации. Существенную роль играет также провозглашенная в 2009 г. «Канадская северная стратегия: наш север, наше наследие, наше будущее». (Canada’s Northern Strategy, Our North, Our Heritage, Our Future).
Бывший канадский северный военный район, состоявший из двух округов: территории Юкон и Северо-западной Территории (в сумме ок. 4 млн. км/кв.), был реформирован в «Объединённые силы Север» с командованием в Yellowknife. Ему подчиняются подразделения канадских рейнджеров и 440-й транспортный дивизион, располагающий четырьмя самолётами CC-138 Twin Otter (в сумме 120 солдат действующей службы, резервистов и гражданских сотрудников).
Особое внимание следует уделить канадским рейнджерам. Это добровольная формация резерва вооружённых сил, гарантирующая постоянное военное присутствие в арктических районах, состоит главным образом из коренных жителей – индейцев и эскимосов. Рейнджеры патрулируют обширные северные районы, периодически инспектируя автономные радиолокационные станции системы NORAD.
Знаменитые канадские рейнджеры из коренного населения. Фото: WordPress.com.
В 2008 г. формация состояла из 4200 добровольцев, организованных в 5 патрульных групп и 165 постов. В 2012 г. число добровольцев было увеличено до 5000. Рост заинтересованности службой в формировании был вызван среди прочего созданием молодёжной организации — Junior Canadian Rangers, насчитывающей около 1300 членов в возрасте 12-18 лет, организованных в 104 отряда.
Кроме того, после вывода канадских войск из Афганистана планируется создание арктического батальона в составе 600 военнослужащих. Символическую роль имеет факт наличия самого северного постоянного военного поста, расположенного в самом северном в мире поселении Алерт на острове Элсмир в 817 км от полюса. Кроме того в поселении Резольют, где с 1947 г. действует метеорологическая станция, открыт Арктический учебно-тренировочный центр.
Канадский королевский военно-морской флот состоит из 33 кораблей, в т. ч. трёх эсминцев, 12 фрегатов, 4 подводных лодок, одного корабля снабжения и 12 патрульных судов. Ни один из них не был оптимизирован для несения службы в Арктике, но в составе флота канадской береговой охраны имеется 5 ледоколов. Проблема состоит в том, что эти корабли относительно слабы и стары, а кроме того они должны нести службу и в водах Атлантики. Для улучшения ситуации Канада планирует постройку 6-8 патрульных кораблей, способных к навигации во льдах, и 4 ледоколов. Канада располагает 18 патрульными самолетами CP-140 Aurora, которые с 2020 г. будут заменены новыми машинами.
Кроме того, для надзора за полярным регионом реализован проект Epsilon, использующий данные двух канадских спутников RADARSAT. Его дополняет проект JUSTAS, предусматривающий использование шести больших беспилотников для патрулирования морских территорий и Арктики. Истребители F/A-18 (всего 103 машины, которые панируется в 2020 г. заменить новыми моделями) из центральных и южных районов страны циклически перемещаются на север. Необходимо упомянуть, что канадская транспортная авиация имеет большой опыт работы на севере с использованием полевых аэродромов.
Норвегия
Норвегия определила свои интересы и цели, а также средства для их достижения в документе «Стратегия правительства Норвегии для Крайнего Севера», подписанном МИДом страны и опубликованном 1 декабря 2006 г. Северным районам и Свальбарду – Шпицбергену – придается особое значение для национальной безопасности.
На территории северных округов Норвегии расположена единственное крупное подразделение норвежской армии – 6-я дивизия. В мирное время она насчитывает 1200 офицеров, 3000 рядовых и 200 человек гражданского персонала (всего сухопутные войска Норвегии в мирное время насчитывают 13000 военнослужащих). После мобилизации численность дивизии предусматривает рост до 12000 человек. Дивизии подчиняется единственная развернутая в мирное время общевойсковая бригада «Север». В ее состав входят: 2 механизированных батальона, танковый батальон, артиллерийский и инженерный батальоны, батальон разведки и радиоэлектронной войны, батальон связи и т.д.
В составе норвежских королевских военно-морских сил имеется 5 современных фрегатов, 6 обычных подводных лодок, способных к действиям в открытом море, но не сделано ничего для их перемещения на север – главной базой флота остаётся Берген.
За безопасность в переделах морских границ Норвегии несёт ответственность береговая охрана, являющаяся частью ВМФ, но отличающаяся значительной самостоятельностью при выполнении операционных задач. На Баренцевом море службу несет ее северный дивизион в составе 9-ти легковооруженных океанских патрульных кораблей.
Норвежские королевские ВВС располагают базой в Будё за полярным кругом, где дислоцируется 132-е крыло тактической авиации в составе 2-х авиадивизионов (самолеты F-16) и 2-х батарей противовоздушных ракет. На базе в Аннёйа размещается 333-й авиадивизион, располагающий морскими патрульными самолетами P-3C Orion (6 машин выполняет плановые полеты в Арктике). В Вардё расположена радиолокационная станция для слежения за орбитальными объектами.
Дания
Основные нормативные документы, определяющие принципы, цели и степень присутствия Дании в Арктике это «Датское оборонное соглашение» 2009 года и «Датская стратегия в Арктике 2012-2020», опубликованная в мае 2012 г. в 2009 г. парламент страны принял решение о создании командования Арктики, в состав которого войдут командование Гренландии и командование Фарерских островов. В подчинении нового командования будут находиться арктические силы реагирования, состоящие из частей и подразделений всех родов войск. Штаб-квартира нового командования расположена в Нууке в Гренландии.
Кроме того, вооружённые силы Дании располагают в Гренландии особой формацией под названием «Патруль Сириус», состоящей из 20-ти человек. 12 из них пребывают на главной базе Данеборг в северо-восточной части острова. Задачей формации является патрулирование на собачьих упряжках территории площадью 160.000 км/кв.
В составе королевского ВМФ имеется 2 современных фрегата, 2 корабля снабжения боевого характера (специфический датский тип «Absalon»,называемый «кораблем проекции силы»), приспособленные к арктическим условиям 4 патрульных фрегата типа «Thetis» и 2 арктических патрульных корабля типа «Knud Rasmussen».
Кроме того, в водах Гренландии находятся 2 небольших гидрографических х судна типа SKA-11. Они играют существенную роль, поскольку их присутствие демонстрирует заботу о непрерывных научных исследованиях. В наследие от второй мировой войны Гренландии досталась хорошо развитая сеть аэродромов. Сейчас на острове имеется 10 стартовых полос, пригодных для военных патрульных самолетов. Для патрулирования привлекаются самолеты CL-604 Challenger , направляемые из Европы по ротационному принципу (3 машины в 721-м дивизионе) и транспортные самолеты Lockheed C-130J Hercules (4 машины в 721-м дивизионе). Важным элементом присутствия в Арктике является военная база Station North, которая находится на расстоянии 933 км от полюса. На станции имеется стартовая полоса, свободная от снега в среднем 300 дней в году. Благодаря этому она играет ключевую роль в обеспечении действий авиации в регионе, в тои числе эффективной поддержке со стороны авиации «Патруля Сириус».
Попытка оценки
Увеличение военной мощи арктических государств является фактом, определяющим возможность проекции силы в северном направлении. Остаётся открытым горячо дискутируемый вопрос о том, будет ли это служить лишь для подтверждения суверенности государств над своими владениями, или станет аргументом в потенциальных территориальных спорах.
Анализ существующего развития событий говорит, скорее, в пользу сторонников первой точки зрения. Государства, стремящиеся расширить внешние границы своего континентального шельфа, до сих пор действовали в рамках международного права, и нет никаких предпосылок для изменения этой ситуации в прогнозируемом будущем. Правда, некоторые действия по сбору геологических данных для Комиссии по границам континентального шельфа осуществляются заведомо демонстративно, однако для России, Канады и Дании, лидирующих в этом вопросе, такие действия являются, скорее, элементом внутренней политической игры, нежели способом проведения международных дискуссий.
Несмотря на показные жесты, никто из участников «арктической игры» не нарушил законов международного морского права. Более того: никто серьёзно не подвергает сомнению компетенцию Комиссии по границам континентального шельфа как органа, призванного принимать обязательные и окончательные решения в ответ на выдвигаемые территориальные претензии.
Ситуации, связанные с противоречивыми спорами о делимитации морских территорий, также обладают незначительным конфликтогенным потенциалом. К ним относятся и вопросы доступа к арктическим морским путям, использование которых не является делом таким лёгким и очевидным, как это следует из «газетной» точки зрения на проблему.
С другой стороны, Север не является обособленной территорией, но функционирует в сети многосторонних связей, и если возможность серьёзного конфликта в регионе сравнительно невелика, то нужно считаться с тем, что конфликты, разгорающиеся в других частях света, относительно быстро могут найти своё отражение в обострении ситуации на Крайнем Севере.