Информационно-аналитический портал «NewsBalt» публикует речь генерального консула ФРГ в Калининграде Рольфа Краузе, посвящённую 23-летней годовщине объединения Германии. Свои мысли о современных способах принятия политических решений дипломат высказал накануне в Немецко-Русском доме Калининграда.
— Любое зарубежное представительство имеет своё поле деятельности, свои цели и задачи, но остаётся частью глобальной сети международной политики.
Прошло уже 23 года с момента объединения Германии. Это почти целое поколение. 23 года полных перемен не только в Германии, но и во всём мире.
Преодоление раздела Германии является своего рода синонимом преодоления противоречий между Востоком и Западом, которые на протяжении десятилетий доминировали глобальную политику. Однако много цитируемый «конец истории» не наступил. Наоборот, возникли новые противоречия и линии конфликтов.
Сегодня мы стоим перед дилеммой — схема мышления и манеры поведения, которые на протяжении десятилетий были в обычном дипломатическом репертуаре, сегодня уже не действуют.
Мышление блоками, некооперативная политика, политические структуры, которые измеряют свой успех неудачей действительного или предполагаемого противника. Всё это вещи, которые не смогут дать нам возможность преодолеть сегодняшние проблемы.
Политика — это всегда взвешивание противоположных интересов. В последние годы это стало труднее. Не потому что проблемы стали серьёзнее, а потому что стало меньше времени для взвешивания.
Если мы в реальном времени узнаем о событиях в мире, то мы должны сразу реагировать. Однако для политиков это практически означает невозможность провести основательную, а, возможно, и научно обоснованную экспертизу перед публичным выступлением.
Но не только содержание реакции должно быть адекватно требованиям, но и способ принятия решения должен соответствовать новым требованиям.
Время односторонних политических решений в большей части феномен прошлого или должен по крайней мере им быть. Политические решения, способные жить, сегодня часть плотной внешнеполитической коммуникации. Перед объявлением важных решений партнёров как минимум информируют, а чаще всего меру меры обсуждаются накануне.
Для этого нужно знать партнёра, нужно знать, как он думает.
Сейчас само собой разумеющееся, что чиновники из других министерств иностранных дел государств ЕС и не только какое-то время работают в министерстве иностранных дел другого государства ЕС. Британские, французские, польские, венгерские дипломаты в течение одного года работают референтами в МИД Германии, германские дипломаты в свою очередь в государственном департаменте в Вашингтоне или в Вене – всё это сегодня обычная практика.
Несколько лет назад я возглавлял военно-политическую делегацию на международной конференции в Японии, а военным представителем Германии в моей делегации был офицер по обмену из Канады.
Мы должны и дальше идти этим путём. Я убеждён в том, что это правильный путь для лучшего понимания друг друга, для понимания того, на какие приоритеты и чувствительные вопросы надо обращать внимание. Это правильный путь, позволяющий избежать недопонимание и выстроить доверие.
Хочу пожелать, чтобы наступил тот день, когда также естественно станет то, что российские коллеги будут работать в МИД Германии, а германские коллеги в МИД России в Москве или даже в представительстве МИД в Калининграде.