Валерий Мокрушин: Почему Грибаускайте громче всех взывает о помощи

Обозреватель «NewsBalt» Валерий Мокрушин высказал мнение, кому выгодна торговая война между Россией и Литвой.

«Блокада», «война», «агрессия» — самые востребованные термины в сегодняшней Литве. Кто этот агрессор, который не даёт благоденствовать маленькой, но гордой «земле Марии»? Разумеется, Россия. Это именно по её вине километровые очереди на пограничных переходах, из-за неё холодильники ломятся от нереализованной мясо-молочной продукции, отчего суммарные убытки составляют около двух миллионов евро ежедневно. И до кучи –   в конце концов её козни привели к тому, что с розовыми мечтами о энергонезависимости, увы, придётся подождать. 

Впрочем, о сладких мечтах и их судьбе ниже, а пока о главном — о торговой войне, разразившейся на берегах Балтики. «Боевые» действия, весьма смахивающие на панические шарахания, разворачиваются по всему фронту, причём задействованы «орудия» главного калибра: министр иностранных дел Линас Линкявичюс этак деликатно, чисто по-европейски намекнул, что есть возможность в качестве возмездия перекрыть весь транзит в Калининградскую область (в связи с этим вспоминается великий артист Армен Джигарханян, который устами героя известного фильма так ласково успокоил собеседника — мы тебя небольно зарежем). Глава правительства Альгирдас Буткявичюс печалится — который день не могу связаться с российским коллегой Дмитрием Медведевым. Президент Даля Грибаускайте, словно оправдывая негласный титул железной леди Прибалтики, грозит санкциями Евросоюза (Литва сейчас председательствует в этой организации, но любому понятно, что решает совсем не она, а вот испортить атмосферу может изрядно) и Всемирной торговой организации.

Читатели нашего портала, думается, в курсе претензий российской санитарной службы. Она уже давно бьёт тревогу по поводу низкого качества молочных продуктов, поступающих из Литвы, но там словно не слышат, вот и вынуждены прибегать к радикальным мерам.

Как в этих случаях поступает деловой партнёр? Прежде всего, постарается вникнуть в суть проблемы, выяснить вместе со специалистами техническую сторону и наметить меры по наведению порядка. Конечно, мировой рынок — это не базар, где сиюминутно решаешь — покупать не покупать, здесь бизнес строится на долгосрочных контрактах, но в любом случае покупатель имеет право на доброкачественный продукт. И тут понятна позиция Геннадия Онищенко, главного санитарного врача, призвавшего импортёров не паниковать, а обсудить разногласия за круглым столом.

Россия виновата кругом, она и диктатор (диктует свои стандарты качества), и шантажист (запретом на «молочку» пытается сорвать успешную работу «Восточного партнёрства»), и агрессор, вторгающийся в святая святых местного производства и подрывающего его на корню, –  в этом едины и подавляющее большинство политиков, и руководители государства, и львиная доля масс-медиа. Но есть и иные мнения, просто эти голоса трудно различить в дружном рёве обличителей.

Вот что думает обо всей этой вакханалии Альгимантас Каспаравичюс, историк, доктор наук, эксперт в области международных отношений: «Торговая война – проблема Литвы, тогда как мы по привычке виним во всём Россию… Наша внешняя политика отличается крайним непрофессионализмом».

Робертас Даргис, председатель национальной конфедерации промышленников, также не побоялся высказать свою точку зрения, дав понять, что большой восточный сосед может легко использовать аргументы, связанные с качеством, «и из-за этого остановить наш довольно успешный экспорт». Как мягко, завуалированно, но всё же признаёт, что конфликт родился не на пустом месте.

Не остались в стороне и принципиальные политики. Парламентская фракция партии «Порядок и справедливость», судя по всему, также сильно сомневается в официальной версии торгового конфликта и решила сама докопаться до истинных причин.

dsc_0089.jpg

Благодаря молочной войне, Грибаускайте набирает очки в предстоящей борьбе на выборах президента. Фото: President.lt.

Как нередко бывает, конфликтные, кризисные ситуации выявляют слабые звенья, обостряют противоречия, тогда тайное становится явным. Не выдерживают испытания и литовские власти. Грибаускайте так объяснила своё участие в этих событиях: я занимаюсь Западом, восточное направление за Буткявичюсом, вот с него, мол, и спрашивайте. Премьер кабинета парировал: согласно Конституции, вся внешняя политика без всяких купюр — сфера ответственности президента. Наблюдая такую безответственную пикировку, Лорета Граужинене, недавно избранная спикером Сейма, предложила соломоново решение: коль за отношения с миром некому приглядеть, надо поручить это парламенту, он с удовольствием примет эту ношу. 

Антироссийская истерия активизировала «охоту на ведьм». В истинно европейской демократии она идёт постоянно, судебные процессы над историком Валерием Ивановым, Альгирдасом Палецкисом и прочими бунтовщиками идут постоянно. Под раздачу попал и Первый Балтийский канал (он же по сути и Первый российский). Читатели, конечно же, в курсе о его закрытии. Но вот не все информированы, что подобный акт произвола осудили в штаб-квартире ОБСЕ, сочли его давлением на свободу слова.

Министерство иностранных дел Лтвы дало отповедь зарвавшимся чиновникам этой организации: «Мы разочарованы такими заявлениями, в которых манипулируют европейскими стандартами в области свободы СМИ. Литва всегда поощряет свободу действий масс-медиа, считает это и приоритетом председательства в Совете Евросоюза».

Красиво, истинно по-европейски, не правда ли? А на деле? Закрытием Балтийского телевещания дело не кончилось, с треском прогнали с поста гендиректора ПБК Йоланту Буткявичене по большому счёту только за то, что пустила на экраны вражескую пропаганду в передаче о российской версии трагических событиях возле вильнюсской телебашни, когда, по утверждению Палецкиса, «свои стреляли в своих». Начато судебное расследование, результатом которого может статься запрещение российского вещания вообще, чего давно добиваются консерваторы и прочие «ястребы».

Ещё свежий факт: на год и 4 месяца лишения свободы приговорен 33-летний каунасец, вина которого состояла в публикации в интернете шуток и насмешек над литовскими властями. Разогнан творческий коллектив популярного издания «15 min», известного острыми публикациями на злобу дня, пришли новые люди, которые, по замыслу инициаторов акции, усвоили урок. И ни к чему не придерёшься: издание принадлежит норвежскому медиахолдингу, что хотят, то и воротят, но ведь общественность отлично знает, как обстряпываются подобные делишки.

Активизировались ссыльные и политзаключённые, они призвали отправить на свалку истории памятники Соломеи Нерис, Пятраса Цвирки и прочих прихвостней Сталина, а вместе с ними освободить столичный Зелёный мост от советского наследия — бронзовых скульптур рабочего, колхозника, воина, студента, признанных произведениями искусства. 

w_2705-4.jpg

Знаменитый Зелёный мост в Вильнюсе с бронзовыми скульптурами рабочего, колхозника, воина, студента, признанные произведениями искусства. Фото: Discoveric.ru.

Кто-то из аналитиков заметил: если бы этой войны не было, её надо было бы придумать. Эти события, по разумению властей, дают нынешнему президенту дополнительные дивиденды: она на виду и на слуху, выступает в роли обижаемого и уже по этому может рассчитывать на помощь материальную, финансовую. А поскольку через семь месяцев в Литве грянут президентские выборы, а вслед за ними — выборы евродепутатов, многое диктуется электоральными интересами. Сейчас Грибаускайте по популярности лидирует, но Буткявичюс заметно сокращает отставание. Теперь этих основных кандидатов разделяют всего четыре пункта. Если динамика сохранится, то семи месяцев достаточно, чтобы Буткявичюс премьерский кабинет сменил на президентский дворец. Может, и поэтому сильнее звонит в колокол, громче всех взывает о помощи Грибаускайте, грозится отомстить агрессивной России?

А теперь о крахе надежд на скорую энергонезависимость, которую связывали со сланцевым газом. Помнится, разрабатывать недра (кстати, вопреки протестам жителей и партии зелёных) взялась американская корпорация Chevron, которая намеревалась превратить балтийскую страну в северный Катар. Все ждали, когда же прольётся обещанный золотой дождь, а вместо этого американский гигант сдал лицензию: условия бизнеса неподходящие.

В кулуарах же поговаривают, что причина совсем иная, что недра оказались не так богаты, как ожидалось, и их разработка ничего, кроме убытков, не обещает. Правые не верят американцам, видят руку Москвы, «Газпрома», в частности, который кознями добился своего. Вот уж поистине: обвинить заморского гиганта в сговоре с российским монополистом можно только в горячечном бреду.


Об авторе. Валерий Мокрушин родился в 1942 году в Бирске (Башкирия). Служил на Тихоокеанском флоте. В 1969 году закончил Уральский университет по специальности «журналистика». Работал в газетах «Красное Знамя» в Томске, «Моряк» в Клайпеде, газете «Советская Литва». С 1993 по 2000 годы – матрос загранплавания. Три года проработал в Америке, убирая торговые центры. Член Союза журналистов СССР. В настоящее время сотрудничает с информационно-аналитическим порталом «NewsBalt»