Фото:

Юрий Павловец: Литва готова «издать» для ЕС Белоруссию в мягкой обложке

Политолог Юрий Павловец проанализировал для «NewsBalt» набирающую обороты литовско-польскую борьбу за Белоруссию.

В сентябре депутаты Евроконгресса одобрили работу докладчика по Белоруссии Юстаса Палецкиса, призвав белорусские власти уважительно относиться к своим гражданам и их правам, продвигаясь в направлении демократических реформ, чтобы предотвратить самоизоляцию государства. На фоне множества резолюций и различного рода документов, которые практически ежемесячно плодят еврочиновники в отношении Белоруссии, данный доклад превратился в яблоко раздора внутри Европарламента, разделив на две стороны его представителей.

Юстас Палецкис готовил свой доклад после поездки в Белоруссию в марте нынешнего года для Еврокомиссии, Верховного представителя ЕС по иностранной политике и политике безопасности, Совета ЕС, а также стран, входящих в Евросоюз. Документ первоначально вызвал возмущение, как у членов Еврокомиссии, так и у белорусских правозащитников.

Главной причиной тому было то, что Палецкис, основываясь на данных, которые ему предоставили сами белорусские правозащитники, написал, что ситуация с правами человека в Белоруссии становится лучше.

Действительно, по данным правозащитного центра «Весна», в стране в абсолютных цифрах уменьшилось количество политически мотивированных арестов – с 868 в 2011 году до 235 в 2012-м. Но здесь необходимо отметить, что порой сложно сказать, кого же правозащитники считают политзаключёнными, а кого нет. Однако факт остаётся фактом – внутриполитическое противостояние в Белоруссии пошло на спад. 

Первоначальный вариант доклада был назван евродепутатами «слишком слабым и не являющимся сильной позицией против режима». Например, польский представитель Марек Мигальски на своём официальном сайте заявил, что «мы должны поддерживать гражданское общество, напоминать о политических заключённых и следить, чтобы правозащитники были в безопасности. Также необходимо показать Александру Лукашенко, что Евросоюз не согласен с его политикой», выразив, тем самым, точку зрения МИДа Польши на происходящее.

Более того, именно Мигальски стал одним из инициаторов доработки доклада, к которому были предъявлены серьёзные претензии: не указывалось на некие массовые аресты, политически мотивированные уголовные дела против представителей оппозиции и репрессии против правозащитников и независимых СМИ; отсутствовало особое внимание к наличию так называемых политических заключённых и, в том числе, к делу Алеся Беляцкого; не указывалось на изменения в Уголовном кодексе, по которому предусматривается уголовная ответственность за получение иностранных грантов, а также расширяется понятие «измена», которая даёт власти право уголовного преследования тех организаций и лиц, которые получают финансирование из-за рубежа или принимают участие в мероприятиях на международном уровне и т.д.

Долгие дебаты и пересуды привели к тому, что доклад был передан на редакцию Еврокомиссии и превратился, по словам Палецкиса, в «коллективное творчество» и новую «резолюцию по правам человека в Белоруссии», чего он, в свою очередь, старался избежать. В итоге туда было внесено около 300 (!) поправок с общей формулировкой – «ситуация с правами человека в Белоруссии остаётся прискорбной и вызывающей опасения». 

Сам по себе доклад является весьма значимым документом по белорусской проблематике, так как подобного документа в Евросоюзе ещё никто никогда не готовил. Несмотря на существующую в Европарламенте практику каждые 5 лет давать описание и оценку отношений с каждой страной с последующей разработкой рекомендаций соответствующим институтам, в отношении Белоруссии — из-за охлаждения отношений — этого никогда не делалось: все 40 резолюций Европарламента по белорусской проблематике, которые были за последние 19 лет, были всего лишь реакцией на события в республике.

Более того, как оказалось, многие из тех еврочиновников, которые участвуют в «борьбе с белорусским режимом», имеют весьма ограниченные познания о Белоруссии и пользуются той информацией, которую до них доносят белорусские оппозиционеры. При этом, официальная информация априори подвергается сомнению и критике. 

Однако важность доклада Палецкиса, возможно, заключается в другом. Документ является одним из проявлений развёртывающейся борьбы за белорусское направление между Литвой и Польшей. Сегодня литовские политики стремятся изменить вектор отношений ЕС с Белоруссией, настроив его на собственный лад. При этом делается это в противовес позиции Варшавы, которая крайне негативно относится к расширению переговорного процесса с белорусскими властями в нынешней обстановке. Вильнюс же, напротив, делает всё, что бы не только сгладить европейскую политику в отношении Минска, но и превратиться в мостик между ЕС и Белоруссией.

Так, в докладе Палецкиса, говорится, что ЕС должен «с наибольшей пользой использовать временную приостановку визовых санкций в отношении министра иностранных дел Беларуси как дипломатического канала связи, и его возможное участие в саммите Восточного партнерства, прежде всего для того, чтобы способствовать решению вопроса о политзаключённых». Помимо этого, ЕС должен «поощрять диалог с теми чиновниками, которые не были персонально вовлечены в репрессии, для того, чтобы способствовать развитию белорусско-европейского сотрудничества, а также их взаимодействию с белорусским гражданским обществом, чтобы в итоге облегчить проведение реформ».

В дополнении ко всему, Евросоюзу рекомендовано в одностороннем порядке упростить порядок выдачи виз для белорусов и снизить их стоимость с 60 евро до уровня, приемлемого для белорусских граждан, а также в полной мере использовать возможности для выдачи бесплатных виз, которые предоставляет Визовый кодекс ЕС. 

Проще говоря, доклад уже сегодня предлагает своеобразную комбинацию европейской политики в отношении Белоруссии: с одной стороны усиление диалога с белоруской номенклатурой и постепенное втягивание её в европейский процесс, а с другой стороны – продолжение действий в области повышения значимости гражданского общества. 

Необходимо заметить, что при предлагаемой в докладе политике нынешняя белорусская оппозиция должна будет уйти на второй план. Это подтверждается и тем, что документ буквально пронизан идеей сотрудничества, против чего всегда выступали белорусские оппозиционеры. Так, в нём отмечается, что предстоящий в ноябре в Вильнюсе саммит Восточного партнёрства «может стать важной возможностью для улучшения отношений между Беларусью и ЕС при условии, что белорусские власти освободят и реабилитируют всех политзаключённых».

При этом белорусской оппозиции для включения её вместе с гражданским обществом в политический диалог между Минском и Брюсселем, предлагается боле активно работать над созданием общей стратегии и плана действий. Проще говоря, в Брюсселе крайне разочарованы оппонентами Лукашенко, но и бросить на произвол судьбы своё старое детище пока не могут. Иначе сложно объяснить, почему белорусская оппозиция видится в ЕС отдельно от гражданского общества, а не является его составной частью.

Стремление Вильнюса найти возможность диалогового развития отношений с Белоруссией демонстрирует и заявление вице-министра иностранных дел Литвы Андрюса Криваса, сделанное им на ежегодном семинаре Северного Совета и Балтийской Ассамблеи, посвящённом диалогу между Белоруссией, Северным Советом и Балтийской Ассамблеей. Политик призвал Минск быть более открытым по отношению к Европе, а собравшихся – поощрять связи и сотрудничество между гражданами стран ЕС и Белоруссии.

В дополнении к этому, Кривас фактически предложил белорусским властям воспользоваться нынешним статусом Литвы как председателя Совета ЕС и принять участие в инициативе Восточного партнёрства. По его мнению, этот шаг может знаменовать новый этап в отношениях между ЕС и Белоруссией, правда с оговоркой, что все «политзаключённые» должны быть выпущены на свободу и реабилитированы. 

Если анализировать происходящее, то вырисовывается следующая картина: в отличие от польских политиков, литовские проявляют большую гибкость в белорусском вопросе, стремясь получить определённые для себя выгоды. Известно, например, что именно Польша является одним из основных инициаторов отмены проведения Чемпионата мира по хоккею 2014 года в Минске. При этом чёткого обоснования этому в Варшаве привести не могут, кроме слов о том, что «режим Лукашенко не должен быть вознаграждён престижем, связанным с проведением в 2014 году международного чемпионата по хоккею, в то время как его граждане находятся в тюрьме за участие в мирных акциях в защиту своих минимальных политических свобод».

Правда, в польской столице забывают, что подобным бойкотом они сами нарушают права большинства граждан, которые хотят проведения в их стране чемпионата. Литовская же позиция в этом вопросе куда мягче, что даёт Вильнюсу определённые преимущества, как в отношении с белорусскими властями, так и в глазах простых белорусов.

Как именно будет складываться противостояние между Литвой и Польшей в отношении Белоруссии дальше, покажет предстоящий в ноябре форум Восточного партнёрства, на который в Вильнюсе возлагают большие перспективы. По всей видимости, литовская позиция будет направлена на формирование положительного (насколько это возможно) образа белорусских властей, в противовес польской, с целью вовлечения Белоруссии в диалог с Евросоюзом.

Это связано с тем, что Вильнюсу крайне необходимо, с точки зрения политического престижа, проявить себя, утерев нос, в первую очередь, Варшаве. Поэтому на белорусском направлении этой осенью будет жарко.