Информационно-аналитический портал «NewsBalt» перевёл статью польского историка Адама Ковальчика о предстоящем саммите «Восточного партнёрства» в Вильнюсе, опубликованную на ресурсе «Eastbook.eu».
В ноябре этого года пройдёт значимый с польской точки зрения саммит «Восточного партнёрства» в Вильнюсе. Его последствия могут иметь долговременный характер, а радиус их действия не обязательно ограничится исключительно Украиной, Грузией и Молдавией, но может иметь влияние на весь Восточно-Европейский регион.
Уже менее чем через месяц в Вильнюсе может быть подписан союзный договор (Association Agreement – AA) между Евросоюзом и Украиной. Есть шанс на то, что подобные документы будут парафированы также с Грузией и Молдавией. Следует помнить, что в их рамки входит заключение соглашений об углубленных и совокупных зонах свободной торговли (Deep and Comprehensive Free Trade Areas – DCFTA). Они не являются стандартными договорами такого типа, какие Брюссель подписал за свою историю уже не один десяток — они более объёмны, более детализированы, включают в себя также больше сфер сотрудничества, чем было в договорах, принятых до сих пор. Союзный договор не ограничивается в данном случае малозначительным пустословием, характерным для типичных политических деклараций. Его содержание не предусматривает также исключительной необходимости определённых административно-институциональных реформ, которые могут иметь лишь внешний характер. Договоры DCFTA содержат в себе очень конкретные, финансово рассчитанные аспекты сотрудничества вышеназванных государств с Брюсселем.
К их числу можно отнести хотя бы вопросы, связанные с ликвидацией таможенных сборов и квот во взаимной торговле товарами и услугами, ликвидацию нетарифных барьеров, принятие евросоюзовских правил в области госзаказов или согласование части законов, касающихся функционирования частного бизнеса с acquis communautaire (фр. — общее достояние: совокупность юридических документов ЕС, включающая все законодательные акты, определяющие конституционные основы Евросоюза, договоры отдельных государств о членстве в ЕС и т.д.).
Это показывает, во-первых, перспективу реального экономического сближения между Киевом, Тбилиси, Кишинёвом и всем Евросоюзом. В долгосрочной перспективе договор может явиться стимулирующим фактором для улучшения макроэкономических показателей в этих государствах, таких, как рост ВВП или уровень безработицы. Это также даёт шанс на построение новых торгово-коммерческих связей и интенсификацию имеющихся до сих пор. Повышение товарообмена, открытие новых рынков сбыта, вынужденное повышение конкурентоспособности, знакомство с механизмами функционирования европейского бизнеса — это не лозунги, провозглашаемые политиками, но вполне конкретные перспективы, стоящие перед бизнесменами и предпринимателями. Шанс на модернизацию экономики, которого ждут не только предприниматели, но и рядовые граждане. Модернизацию, одним из последствий которой может быть постепенная вестернизация.
Конечно — скажут критики — но какое это будет иметь значение в ситуации отсутствия в вышеупомянутых странах политической воли к реализации постановлений DCFTA? Принимая во внимание даже такой пессимистический сценарий, следует помнить, что после парафирования — а особенно подписания в украинском случае — этих документов, возрастает возможность давления со стороны ЕС. Несомненным является консолидация групп, стремящихся к реализации статей договора, для которых они будут являться шансом на осуществление прибыльных сделок на евросоюзовских рынках. Немалое значение будет иметь к тому же перспектива вливания капиталов из стран ЕС, в форме непосредственных заграничных инвестиций. Это станет возможным только в ситуации улучшения инвестиционного климата, необходимым условием чего является реализация постановлений, содержащихся в союзных договорах.
Kто-то может спросить: почему вильнюсская встреча может повлиять на будущее всего региона Центральной и Восточной Европы, а также Южного Кавказа? Чтобы попытаться ответить на данный вопрос мы должны вывести на сцену очередного актёра: Российскую Федерацию.
После ничтожной — если говорить о достижениях во внешней политике — последней декады прошлого века, Россия становится игроком со всё возрастающими амбициями на международной арене. Наступает процесс последовательного пробуждения устремлений РФ в вопросе политико-экономической реинтеграции на территории бывшего СССР. К этому пространству россияне причисляют также Восточную Европу и Южный Кавказ, которые Кремль намеревается включить в итоге в основанный в 2010 году Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана.
Включение, в восприятии России, означает подчинение её интересам. Соперничество между Россией и Евросоюзом за экономические влияния и направление финального политического вектора государств, охваченных действием «Восточного партнёрства», вследствие противоречия интересов должно быть явно ощущаемым. События последних месяцев, свидетелями которых мы являемся, совпадают с таким сценарием на 100%. Кремль дождался момента, когда евросоюзовские переговорщики согласуют с Украиной, Молдавией, Грузией и Арменией окончательные условия союзных договоров и перешёл к яростному и часто бьющему вслепую наступлению.
Самым важным с российской (и европейской, а также — что вполне понятно — польской) точки зрения является в этой игре, естественно, Украина. Эта страна самая крупная по территории и населению, кроме того её показатель ВВП выше, чем у всех прочих вместе взятых стран, охваченных действием «Восточного партнёрства». Её территория важна с точки зрения транспортировки российского газа в Европу. Прав был Збигнев Бжезинский, когда утверждал, что «Россия без Украины не сможет быть Империей». А Россия намеревается стать империей, поэтому она начала многоплановую игру против Киева, намереваясь, в конечном итоге привести к такому положению, при котором Янукович не подпишет союзный договор.
В арсенале Кремля нашлось место на проведение краткосрочной торговой войны, целью которой было показать, что ожидает Украину, если она проявит непокорность в отношении России. Обыденными стали также далеко идущие угрозы и попытки запугать и призвать Украину к повиновению.
Результат? Противный намерениям. Во-первых, относительную чёткость действий проявил находящийся на каникулах Евросоюз, который вежливо, но решительно встал на защиту Киева. Во-вторых, в начале сентября Верховная Рада с месячной задержкой рассмотрела пять законопроектов, обязательных для подписания союзного договора. В-третьих, действия России помогли на время зарыть топор войны между оппозицией — кроме коммунистов — и правящими силами. В-четвёртых, лавирующий до последнего времени Янукович на закрытом собрании «Партии регионов» пообещал проведение однозначного курса на подписание договора с ЕС. В-пятых, наглое поведение России вызвало раздражение значительной части украинского общества, в том числе олигархов, которым не нравится протекционистское поведение со стороны соседа. В-шестых, действия России мобилизовали, наконец, Рината Ахметова, самого состоятельного украинского олигарха, который временно прекратил отправку стали в Россию.
Это означает, ни много ни мало, что эта социальная группа обладает волей и потенциалом, чтобы воспротивиться агрессивной торговой политике Кремля. Символический жест Ахметова показал, перефразируя высказывание Жака Ширака, что украинские бизнесмены потеряли шанс для того, чтобы сидеть тихо. Независимо от того, удастся ли, в конце концов, подписать союзный договор на встрече в Вильнюсе, уже сейчас можно рискнуть выдвинуть тезис: Россия в результате своих последних действий отдалила от себя Украину.
Кремль не оставляет в покое и прочие государства, готовые — даже в большей степени, чем Украина, пойти на сближение с Брюсселем, применяя такие же, как и против Украины, инструменты и средства давления. Кроме того, Грузия, а также Молдавия, продолжают декларировать проевропейский курс. К сожалению, скорее всего, этого нельзя уже сказать об Армении, которая после беспроблемно завершенных переговорах с чиновниками из ЕС, неожиданно приняла решение о вступлении в Таможенный Союз. Это означает, если речь идёт о безусловных фактах, что Россия ведёт в настоящий момент со счётом 1:0, поскольку обе стороны ясно дали понять, что сближение с двумя организациями одновременно является невозможным.
Каков будет финальный результат этой партии? Это до сих пор неизвестно. Последние события на линии Брюссель-Киев, связанные с Юлией Тимошенко, которая до сих пор остаётся в заключении, не внушают оптимизма. Специальная миссия «последнего шанса» посланников Европарламента Пэта Кокса и Александра Квасьневского не принесла в этом вопросе удовлетворительных результатов.
Окончательное решение было отложено до середины ноября. Трудно, однако, избавиться от впечатления, что это жест, как отчаяния, так и далеко зашедшей беспомощности. Все чаще слышны голоса, даже со стороны чрезвычайно доброжелательно настроенных по отношению к Киеву политиков, таких как евродепутаты Яцек Сариуш-Вольски и Павел Коваль, о том, что без решения этой проблемы подписание договора будет невозможным. Первый из них без обиняков заявил в интервью одному польскому изданию, что шансы на заключение договора не превышают 50%, если говорить о положении бывшего премьера Украины. Брюссель, однако, до сих пор имеет шанс в этой игре переиграть Кремль со значительным преимуществом. Он должен «всего лишь» подписать в Вильнюсе договор с Януковичем, а также парафировать аналогичные соглашения с Бидзиной Иванишвили и Юрие Лянкэ.
Геополитическая баталия между Брюсселем и Москвой за Восточную Европу и Южный Кавказ продолжается вовсю. Можно предположить, что её первые измеримые результаты мы сможем оценить уже после завершения саммита «Восточного партнёрства» в Вильнюсе. Существует определённая угроза, что в случае фиаско этой встречи Запад перестанет проявлять серьёзную заинтересованность Украиной, Грузией или Молдавией. Варшаве остаётся только сделать всё возможное, чтобы этого не допустить.
К сожалению, есть опасность того, что альтернативой трудному и затратному сближению со структурами ЕС для вышеупомянутых государств может стать интеграция с Таможенным Союзом, и постепенное — сперва экономическое, а впоследствии и политическое — подчинение Москве. А такой сценарий был бы для Польши поистине фатальным.
Справка «NewsBalt». Адам Ковальчик (Adam Kowalczyk) — польский журналист и историк, имеет магистерскую степень по вопросам евроазиатских проблем. Занимается вопросами текущего международного анализа в фонде «Дипломатия и политика».