Информационно-аналитический портал «NewsBalt» публикует фрагменты выступлений экспертов во время дискуссии на II российско-польском форуме СМИ, посвящённой опыту местного приграничного передвижения между северными воеводствами Польши и Калининградской области. Большинство вопросов было обращено к министру по международным связям Калининградской области Алле Ивановой.
В частности, поляков интересовала идея «российского Гонконга» и как её собираются согласовывать с огромной ролью оборонного комплекса в Калининградской области.
— Военно-морские базы на многих территориях существуют и успешно соседствует с гражданским населением, — сказала Алла Иванова. — На некоторых базах даже устраивают экскурсии, можно прийти и посмотреть. Концепцию Гонконга, естественно, не в прямом плане, мы пытаемся перевести на территорию Калининградской области. Это отдельное специфическое законодательство. И опять же Гонконг – это пример колонии, который реализовывался под определённым протекторатом и готовился к возвращению, передаче в свои исторические рамки. Речь о том, что в Калининграде нужны специфические меры, потому что территориальная обособленность от основной территории России диктует свои правила. Например, товары, перевозимые из Москвы в Калининград, становятся дороже, чем товары, перевозимые из Москвы в Смоленск, просто потому что есть компоненты пересечения иностранных государств, где другие тарифы на перевозку грузов. Это всё надо учесть для формирования специфического экономического законодательства для Калининградской области. Ни о каком политическом переустройстве речи не идёт. Это чисто экономический подход, чтобы компенсировать территориальную отдалённость. Я думаю можно, наверняка, совмещать наличие военно-морской базы и экономическое развитие, потому что нигде в мире это никому не мешает.
В свою очередь председатель бюро Калининградской региональной организации Союза российских писателей Борис Бартфельд спросил о том, фиксируется ли польской стороной существенные отличия в отношениях к Польше у россиян – калининградцев и у россиян из «большой России».
— Трудно ещё говорить, видят ли поляки какое-то отличие жителей Калининградской области, как отдельной категории. Такого пока нет, — сказал президент польской социологической компании «Arc rynek i opinia» Лукаш Мазуркевич. — Для поляков, прежде всего, для жителей зоны местного приграничного передвижения, это новое явление — Калининградская область. Ещё несколько лет тому назад статистический поляк считал Калининград закрытой, милитарной зоной, в которую трудно въехать и куда не очень приглашают посетителей из других стран.
Процессы в изменении менталитета длятся десятилетия, один-полтора года – это очень короткий промежуток времени, но в рамках нашего исследования – подход очень положительный, доброжелательный и, кажется, есть потенциал очень хороших отношений между поляками и россиянами, в особенности с людьми в этой западной части России, — сказал социолог (подробнее о опросе поляков читайте здесь).
Российская кухня на севере Польши — сегодня обыденное явление.
Главному редактору газеты «Rzeczpospolita» Богуславу Хработе задали вопрос о том, печатают ли в его газете какие-либо материалы о Калининграде и какого характера эти материалы?
Главред вначале признался, что Калининград для него это особая тема, поскольку после войны, в 1946 году, сюда переехала его бабушка и поэтому он часто посещал Калининградскую область.
— Первые статьи в свободной печати Польши появились на рубеже 1989-90 годов. Настоящая статья о Калининграде, об истории Калининграда была опубликована в 1989 году, — эта статья была началом моей работы журналистом, — продолжил Хработа. — Тема Калининграда многократно появлялась, может быть и потому, что тяжёлая история этого города, его положение между немцами, поляками и русскими, напоминают моменты с польской истории и вызывают эмоции и интерес. Конечно, будут всяческие легенды и это не только калининградская легенда, но это миф современности, миф для Европы.
По мнению Хработы, «Россия и Калининград — это важный рынок для Польши».
— С одной стороны — это дверь, ворота в Россию, которые открыты в настоящий момент, мы это ценим. С другой стороны – это культурные ворота. У меня много встреч и когда появляется наименование Кёнигсберг – приходят люди, и людям это интересно, это тот пункт на карте мира, который важен для многих культур и многих народов.
Депутат Калининградской областной Думы Александр Мусевич отметил, что Калининград получили очень интересный эффект в рамках МПП. После того, как калининградцы увидели некий дисконт по отношению к определённым группам товаров на польском рынке, где был сформирован достаточно устойчивый потребительский трафик – это отрезвляюще повлияло на ценовую политику многих калининградских торговых сетей и предприятий.
— Очень быстро были проведены маркетинговые исследования, которые повлекли изменение ассортимента товара, и предложения многих торговых сетей, естественно, скорректировало торговую и ценовую политику многих предприятий, что, безусловно, положительно сказалось на потребительском рынке и это не может не радовать, — сказал депутат. — Второй аспект – это то, что перед калининградской экономикой открылся новый рынок, более полутора миллион человек, который сегодня рассматривается как потребительский резерв и тот потенциал, который появился нужно им воспользоваться и сформировать, то предложение, которое будет интересно нашим соседям. И, поверьте, сегодня калининградский бизнес очень серьёзно к этому относится и в рамках туристического аспекта и экономического. И, как правильно, заметили, прошёл всего лишь год, а за этот год прошла лишь рекогносцировка. Всё впереди.
Поляки в новых экономических реалиях быстро перестроились. Пусть и с орфографическими ошибками.
Один из польских участников дискуссии поинтересовался:
— Мы много слышим и читаем в российской печати о попытках разрешения проблем Калининграда, связанные с железнодорожными соединениями с Москвой. Может быть, вы сможете сказать какова перспектива строительства скоростной железной дороги между Москвой и Калининградом? Может быть, эта железная дорога будет продлена до Гданьска, тогда удалось бы избежать очереди на погранпереходах.
Алла Иванова согласилась, что это очень важная тема, но у неё есть один небольшой недостаток – это отсутствие денег.
— Всем понятно, что такая скоростная ветка должна быть, но мы знаем, что сейчас Российская Федерация определило приоритеты по железной дороге и это сибирское направление и Дальний Восток, но мы будем всё равно пытаться отработать эту тему. Тем более, что в ближайшей перспективе есть модернизация путей Москва-Минск, Белорусская сторона ведёт с литовской переговоры по ветке Брест-Минск. Железная дорога ведёт переговоры с министерством транспорта, чтобы довести эту ветку до Калининграда.
Министр согласилась, что железная дорога могла бы решить проблему на погранпереходах.
— Мы говорили с нашими коллегами из Польши на российско-польском совете, что если было бы железнодорожное сообщение Калининград-Ольштын или Калининград-Гданьск, то меньше было очередей на автомобильных пунктах пропуска.