Опыты с оккупацией

Провокационные проверки на «лояльность» русских педагогов в Риге разделили латвийское общество, считает публицист Владимир Веретенников.

В начале ноября Рига стала свидетелем идиотской и подленькой провокации, живо вызвавшей у многих ассоциации с временами маккартистской «охоты на ведьм» в США. И хотя должностные лица поспешили откреститься от действий не в меру ретивых журналистов, озаботившихся «лояльностью» русских педагогов, у многих из причастных лиц данная история оставила чувство гадливости.  

Экспериментаторы и подопытные

Всё началось с того, что сотрудников выходящей на телеканале LTV передачи «Запрещённый приём» озарила «светлая идея». Сказано-сделано – и они поставили «эксперимент», состоявший из двух последовательных этапов. На первом из них журналист, выдавший себя за представителя Министерства обороны Латвии, обзвонил рижские русскоязычные школы с просьбой разместить плакаты «патриотического содержания». На данных полотнищах, среди прочего, были размещены надписи о том, что в 1940 году СССР оккупировал Латвию. Что характерно, все учебные заведения «взяли под козырёк» и соответствующие плакаты вывесили. Уж слишком силён в педагогах страх быть заподозренными в неблагонадёжности – все помнят, как год назад «прессовали» их коллегу Владислава Рафальского, имевшего неосторожность сказать в прямом эфире, что не испытывает верноподданнических чувств по отношению к нынешнему латвийскому государству.  

Однако, достигнутого результата пакостникам из «Запрещённого приёма» было мало – настала очередь для второго этапа операции. По телефону директорам школ позвонил человек, назвавшийся представителем общественной организации «9.maijs» («9 мая»), и попросил снять только что развешанные плакаты. Начальницы двух из участвовавших в «эксперименте» столичных учебных заведений (русской средней школы и 21-й средней школы) выполнили эту просьбу – и отнюдь не только потому, что вышеупомянутую организацию курирует сам мэр Риги Нил Ушаков.

— Я с Вами согласна. У меня также есть своё мнение. Я согласна. Будут плакаты, скажем, менее агрессивные и не задевающие данную тематику, тогда разместим их… В этот раз, очевидно, не до конца прочитали плакаты. Спасибо. Уже снимаем их, — с облегчением сказала фальшивому представителю «9.maijs» директор 21-й школы Оксана Даниленко.

Руководитель Рижской русской средней школы Зоя Горбана пообещала «экспериментатору», что один плакат снимут, а второй отредактируют. Впрочем, избавиться от агрессивных плакатов согласились не все – например, директор 60-й средней школы Наталья Дьякова категорически отказалась это сделать.  

По итогам «эксперимента» сотрудники «Запрещённого приёма» заключили, что невзирая на то, что накануне во всех школах нацменьшинств проводились мероприятия, посвящённые Дню независимости 18 ноября, это ещё не означает, что их руководство лояльно по отношению к государству. 

okk.JPG

Тот самый плакат к 95-летию независимости Латвии. Красным выделена строчка об «okupeja Latviju».  

Ушаков по этому поводу оставил запись у себя в Facebook: 

— Наказывать директоров за то, что они стали жертвами дешёвой и глупой провокации, в Рижской думе никто не будет. А Латвийское телевидение, к сожалению, стремительно деградирует.

Тем не менее, бывшая сотрудница Ушакова Анна Кононова, ныне перебравшаяся на работу в Министерство образования и науки Латвии, оповестила, что Государственная служба качества образования (ГСКО) проведёт проверку двух «нелояльных» учебных заведений.  

Не пора ли запретить «Запрещённый приём»?

Правда, «проштрафившиеся» директрисы отделались хоть и нелёгким, но пока только испугом. Служба контроля качества образования (IKVD) решила не наказывать их – ограничившись лишь констатацией факта, что в руководимых ими школах «имеются проблемы с патриотическим воспитанием».

Как указала начальница IKVD Инита Юхневич, Рижской думе следует взять под контроль данную ситуацию. Чиновница заявила, что образовательные учреждения должны обеспечивать воспитательные меры в том числе и вне учебного процесса. Инспекция напомнила, что «факт оккупации Латвии упомянут в стандарте основного и среднего образования, а также в утверждённых учебных пособиях». В связи с этим у администрации школ, дескать, не было оснований для изъятия или редактирования плакатов.  

В конце концов, отголоски скандала докатились до самого президента Андриса Берзиньша. После встречи с премьером Валдисом Домбровскисом, глава государства заявил, что латвийские учителя лояльны государству.

— В прошлую субботу в этом зале собрались более 300 детей и учителей со всей страны. Я ощущал только очень положительное и милое отношение к нашему государству, — сказал он.

Берзиньш добавил, что такое же впечатление у него сложилось после недавнего визита в Краславу. Комментируя же «эксперимент» «Запрещённого приёма», президент сказал:

— Не вижу никаких оснований обобщать или говорить, будто события развиваются в негативном направлении.

Президент напомнил, что в этом году многие педагоги получили государственные награды.

— Учителя были разных национальностей, из разных школ. Все они выдающимся образом выступали за наше государство и наше будущее, — подчеркнул он.  

Впрочем, с таким вердиктом смирились не все. Председатель латвийской Ассоциации журналистов Анда Рожукалне сказала, что идея «Запрещённого приёма» себя, мол, оправдала.

— По-моему, метод себя оправдывает. Это помогает расширить представление о том, как люди ведут себя в зависимости от разных внешних факторов, — настаивает она.

Что же до недовольства Рижской думы, то, по мнению Рожукалне, «не стоит сразу бросаться на того, кто принёс неприятные новости».

— После первых эмоций могла бы возникнуть более конструктивная дискуссии. Всё-таки случай показал, что есть проблема. Надо вместе дискутировать о том, как лучше её решать, — сказала глава латвийской Ассоциации журналистов. 

Тем не менее, даже некоторые представители латышской интеллигенции, надо отдать им честь, возмутились методами «Запрещённого приёма». Так, представитель Национального совета по электронным СМИ (NEPLP) Элита Клейнхофа-Прусе обратилась с открытым письмом к главе этой организации Айнару Димантсу и председателю общественного консультативного совета Тому Мейситису. В своём послании она указала, что скандальная передача нарушает сразу несколько статей Конституции, а потому должна быть закрыта. И то сказать, авторы «Запрещённого приёма» придумывают провокационные ситуации, снимают людей, их реакцию, воспроизводят записанные телефонные разговоры, вызывая раздоры в обществе. Руководитель программы Гунтис Боярс побуждает правоохранительные органы заводить дела и проверять лиц, имевших несчастье стать «подопытными» для передачи.  

Клейнхофа-Прусе интересуется: разве это соответствует соблюдению прав человека в демократической стране, в которой у каждого есть право на свободу мыслей, слова и религиозных убеждений, гарантированных Конституцией? 

— С каких пор телеканал выполняет функции органов безопасности и почему такая передача появилась на общественном телевидении? — вопрошает эксперт.

Под этими вопросами можно подписаться. И сделать, заодно, неутешительный вывод: до тех пор, пока в Латвии подобные передачи будут использовать аналогичные методы, обстановка в государстве станет лишь накаляться, грозя выплеснуться пароксизмами ненависти.