Томас Майер-Аренс: «То, что происходит в Калининграде, в Европе уже не увидишь»

Немецкий бизнесмен, возглавляющий «Союз содействия Калининграду», в интервью «NewsBalt» поделился впечатлениями от российского анклава за 20 лет.

Немецкий бизнесмен Томас Майер-Аренс (Thomas Meier-Ahrens), возглавляющий в Германии неправительственную организацию «Союз содействия Калининграду», в интервью информационно-аналитическому порталу «NewsBalt» рассказал о своём отношении к самому западному региону России за последние 20 лет.

— Уважаемый Томас, вы один из немногих немцев, кто в течение последних 20 лет систематически посещает Калининград. Оцените развитие российского города, окружённого Европой.

— Я охотно вспоминаю свою первую поездку в Калининград. Это был декабрь 93-го года. Стоял собачий холод. Мы должны были участвовать в немецкой выставке в бывшей кёнигсбергской бирже (ныне Дом моряков. «NewsBalt»). Каждый из нас получил сопровождающего. Например, моим сопровождающим был безработный кардиохирург, который возил меня по городу на праворульной «Тойоте», что для нас, немцев, это было экзотично. Но экзотика на этом не закончилась! 

Как я уже сказал, было очень холодно, окно в гостинице плотно не закрывалось, поэтому я решил побыстрее добраться до биржи, чтобы там согреться. Каково же было моё удивление, когда внутри этого здания все люди ходили в верхней одежде. Температура в помещениях была чуть выше нуля.

— Вас это впечатлило?

— Да! Но спустя полчаса я понял, что это только цветочки. Дело в том, что всё оснащение для выставки пришло из Германии в ящиках. И когда я вошёл в зал, то услышал раскаты хохота персонала, который распаковывал ящики. Оказалось, что мои коллеги из Германии вместе со стендами погрузили холодильник, чтобы я в нём охлаждал напитки для русских посетителей выставки! Этот факт, на мой взгляд, демонстрирует, что на Западе не было и нет чёткого представления о России. Это страна, которую надо разгадывать.

— А сейчас что-то изменилось в Калининграде?

— Сейчас я с удовольствием приезжаю в Калининград, потому что знаю, что как ни приеду – у вас постоянно что-то строится. Такого в Европе уже не увидишь. Там всё давно построено. Сейчас вы становитесь нормальным европейским городом, пусть и с присущими ему недостатками в виде бесчисленных торговых центров и обилием машин. Я вспоминаю Вильнюс начала 90-х годов – он ничем не отличался от тогдашнего Калининграда. Такая же серость и уныние. И вот что интересно, столица Литвы преобразилась после того, как Литва вошла в Евросоюз, то есть на деньги ЕС. Калининград же догнал в своём развитии Вильнюс, как я могу судить, безо всяких особых дотаций от России.

— Более 15-ти лет назад «Союз содействия…» профессионально обучил и выпустил свою первую группу молодёжи из Калининграда. Как сложилось их будущее?

— Вы намекаете на то, сколько из них покинуло Россию?

— Мне рассказывали, что эти «пионеры» ой как не хотели оставаться в своей стране…

— Это были первые 20 участников нашей школы. Я спросил их после окончания учёбы — каким вы видите своё будущее в Калининграде? Ответ меня сильно удручил. Лишь трое сказали, что связывают будущее со своим городом. Все остальные заявили, что как только представится возможность, они уедут на Запад. Я счастлив, что этого не произошло.

— Вы расстроились потому, что обучили их на свою голову, а в Европе они и не нужны?

— Мне стало обидно за Калининград. За то, что люди, живущие там, не хотят вкладывать свою энергию в развитие города. По-человечески это понятно, но с точки зрения немецкого человека — это неверное решение. Я удивлён, что россияне порой не хотят решать возникшие проблемы, а просто бегут от решения этих проблем.

— Личный вопрос. Что вами двигало 20 лет назад и что движет сейчас в желании за свой счёт помогать России? Вы ведь не житель Восточной Пруссии?

— Найн.

— Может быть, это некие глубинные вещи? Намерения загладить вину дедов за то, что Германия начала войну…

— И, к счастью, проиграла…

— Что вами движет?

— Война ни при чём, хотя мой отец воевал… Получил ранение в России и вернулся домой. Главная и единственная причина – любопытство. Я очень много путешествую по разным странам. Мне интересно наблюдать, как другие народы на одинаковые вещи смотреть совершенно по-разному, где другие приоритеты в жизни. На самом деле в Германии очень много людей, которые готовы поехать на пару дней в Калининград или Баку, чтобы посмотреть, какие там условия жизни, какие проблемы.

— Оцените сегодняшние российско-германские отношения по 10-балльной шкале.

— Моё личное мнение таково: отношения Германии и Калининградской области находится на высшей, десятой отметке. Но если взять высокие политические отношения – Берлин-Москва, то это середина шкалы. Пусть будет пять.

Понимаете, оценивая Россию, германские медиа очень сильно сконцентрированы на Путине. Что он делает, правильно ли он делает. «Pussy Riot», Сирия… Но мало говорится о вещах, которые происходят помимо этого в России. Просто многие в Германии не готовы настроиться на другой образ жизни, поскольку между нами достаточно много культурных отличий. Например, когда я сказал своим коллегам и партнёрам, что еду в Россию, в Калининград, то они мне насоветовали – ты давай там поосторожнее, не говори ничего лишнего про Путина. Но мне, например, не всё нравится, что делает Меркель. И мне нет дела ни до Меркель, ни до Путина. Я просто делаю своё дело. 


Справка «NewsBalt». Томас Майер-Аренс (Thomas Meier-Ahrens) – руководитель компании, работающей в сфере проектного менеджмента. Специализация фирмы – оценка и аудит социальных проектов, по которым можно получить гранты от ЕС.

«Союз содействия образованию молодёжи и установлению экономических контактов между Северной Германией и Калининградом» был основан в 1991 г. в городе Любеке. Союз поставил перед собой задачу, путём организации встреч между гражданами РФ и Германии и содействию их трансграничного сотрудничества, создать предпосылки для успешного развития Калининградской области.

Основные проекты: 

1. Помощь детскому дому в г. Зеленоградске (с 1993 года), помощь детскому дому в Большое Исаково (с 2003 года). 

2. Профессиональное обучение молодёжи (с 1992 года). 

3. Поддержка фермеров в Озерках (с 1993 года). 

4. Профилактическая работа с молодёжью, проект «Шанс» (с 2003 года).

«Союз содействия Калининграду» в августе 1992 г. основал «Ганзейское бюро». С 2001 года после подписания Меморандума о сотрудничестве между администрацией Калининградской области и правительством земли Шлезвиг-Гольштейн бюро также является Информационным бюро земли Шлезвиг-Гольштейн.