Владимир Веретенников: Кто несёт ответственность за гибель 54 человек в Риге?

Латвийский публицист Владимир Веретенников проанализировал для читателей «NewsBalt» причины и последствия обрушения ТЦ «Maxima» в Риге.

Текущая неделя принесла Латвии ещё невиданную за долгие годы по её масштабам катастрофу. Пятьдесят четыре трупа, оставшиеся под развалинами рухнувшего супермаркета «Maxima» – последняя трагедия более крупных размеров имела место аж в 1950 году, когда гибель пассажирского парохода «Маяковский» в Риге унесла 147 жизней. Республика погрузилась в мрачнейшее, депрессивное настроение.  

У каждой «ошибки» есть имя и фамилия

Многие уже назвали катастрофу в столичном районе Золитуде результатом ошибок. Однако, как говаривал один весьма известный исторический деятель, «у каждой ошибки есть имя и фамилия». И сейчас некоторые считают, что в данном случае наличествует аж два комплекта имён и фамилий: Валдис Домбровскис и Артис Кампарс. Один из них до сих пор возглавляет правительство, второй в недавние времена командовал в нём Министерством экономики.

Именно эти люди летом 2009 года «из соображений экономии» ликвидировали Государственную строительную инспекцию (ГСИ), осуществлявшую надзор за работами на объектах. Функции упразднённой ГСИ оказались переданы Комиссии по регулированию общественных услуг, Центру по защите прав потребителей, Министерству внутренних дел и строительным инспекторам при самоуправлениях.

В 2011 году тогдашний министр по вопросам среды и регионального развития Раймондс Вейонис констатировал, что данная реформа себя не оправдала — поскольку самоуправленческие инспекторы выполняют на 70% меньше проверок, чем проводили сотрудники Госстройинспекции. Отраслевые эксперты доказывали, что ликвидация ГСИ принесла больше потерь, чем пользы. В Минэкономики в ответ объясняли, что самоуправления должны усилить контроль над строительными объектами. Тем не менее, в Сейм были внесены поправки, предусматривающие восстановление ГСИ — но до их практического воплощения дело не дошло.

Сейчас экс-глава Госстройинспекции Леонид Якобсон во всеуслышание заявляет, что ликвидация ведомства была политическим решением одного лишь Артиса Кампарса (в настоящий момент являющегося генсеком главной правящей партии «Единство»). С экономическим обоснованием данного шага Якобсона так и не ознакомили. Правда, эксперт подчеркнул:

— Я не утверждаю, что если бы инспекция сейчас функционировала, то трагедии бы не произошло. Строительная инспекция — это дополнительная возможность отсеять недостатки и ошибки, которые могут возникнуть при строительстве.

Якобсон также выдвинул четыре теоретические причины аварии. Во-первых, по его словам, можно говорить о некачественном проекте, во-вторых, о возможной ошибке строителей, в-третьих, о несоответствии строительных материалов требуемым стандартам, в-четвёртых, о нарушениях в эксплуатации.

А ведь были, были же «звоночки»-предупреждения! Например, в марте 2010 года в прессе появилась жалоба женщины, посетившей один из рижских супермаркетов той самой литовской сети розничной торговли «Maxima».

— Зашла в магазин, где констатировала, что он находится в аварийном состоянии — потолки текут, кроме того, похоже, что-то упало с конструкций стеклянной крыши, соединяющей магазин с двором и представляющей собой часть крыши магазина. Красной аварийной лентой были огорожены только два помещения — зал торговли алкоголем и отдел гастрономии. Когда я стояла у кассы, судя по звуку, упало ещё что-то. Кассир была в ужасе и рассказала, что с утра закрывать магазин запретили, вместо этого сотрудников заставили подписать бумагу, согласно которой «руководство «Maxima» не берёт на себя ответственность за безопасность сотрудников». Стоит отметить, что пару лет назад в этом здании произошёл подобный инцидент, когда там располагался магазин «Elvi», в котором также обвалилась крыша, в результате чего погибли и пострадали люди. К сожалению, в Латвии сейчас абсурдная ситуация и единственный способ бороться с этим — привлекать внимание масс-медиа», — сетовала рижанка.

Оказалось ли «всё продумано»?

Иными словами, нынешней трагедии могло бы и не произойти, если бы ответственные лица вняли сигналам тревоги, начавшим поступать не день и не два назад. Сейчас же рождается ряд вопросов – в первую очередь, к представителям сети, чей супермаркет обратился в гигантскую душегубку. В настоящее время именно «Maxima» является величайшим предприятием литовского капитала и крупнейшим работодателем в Прибалтике. Стоит заметить, что данная сеть и так пользуется в Латвии невысокой репутацией – после того как в июне 2008 года произошло массовое отравление покупателей, приобретавших продукты в еёмагазинах в Риге и Елгаве. Нынешнее же ЧП вообще рвёт остатки репутации «Maxima» в клочья.

В частности, известный латвийский телеведущий Андрей Мамыкин поинтересовался:

— Кто виноват? Представитель «Maxima» Гинтарас Ясинскас накануне, зачитывая заранее заготовленный безликий и бесчувственный текст с бумажки, всё-таки признал: «Сигнализация срабатывала почти десять раз». Даже если, переводя с языка «Максимы» на человеческий язык, «почти десять раз» окажется, скажем, пятью разами, то разве этого мало? Почему, услышав сигнализацию, сотрудники «Норвик-банка», «Нарвессена» и магазина «Дрогас» (заведений, также располагавшихся под крышей рухнувшего торгового центра – «NewsBalt») вывели клиентов/покупателей и сами ушли ещё до окончания рабочего дня, а в «Maxima» цинично заставляли кассиров сидеть на своих местах и продолжать обслуживать покупателей, которые всё заходили и заходили в эту смертельную ловушку? Почему, останешься ты в итоге жив или нет, в ту секунду зависело от того, в какой магазин ты вошёл: в «Дрогас» или в «Maxima»? И самое главное: почему полиция возбудила уголовный процесс против строителей и по поводу конструкций? Но ведь действия руководства «Норвик-банка», «Нарвессена» и магазина «Дрогас» спасли жизни своим работникам и покупателям, а в результате действий (или именно бездействия — по уголовному закону оно тоже караются) руководства «Maxima» привели, как минимум, к пятидесяти двум смертям? Почему полиция упорно не видит этот факт — или и в этом случае тоже «всё продумано»? («Par visu padomāts! («Всё продумано») – популярный слоган, использующийся сетью «Maxima» – «NewsBalt»).

Действительно, со вчерашнего дня по латвийским социальным сетям начал своё победное шествие демотиватор, содержащий свидетельство очевидицы трагедии. Рижанка Юлиана сообщила: «Я была внутри, когда сработала сигнализация. Но никто не закрыл двери, а продолжал впускать людей. Охраны не было. Были инкассаторы, которые быстро инкассировали. Я спросила продавцов, почему не убегают, а продолжают обслуживать людей. А они сказали, что им запретили уходить, пока не разрешит начальство. Я вышла и тут всё и произошло. И очень много людей там осталось. Работники бедные, слушая сирены, продолжали выставлять товар. Это ужас. Почему в течение часа, пока работала сирена, впускали в магазин?»

Это свидетельство подтвердил Виктор Михальчик: «Я был в «Maxima» около 16.30. С перерывами работала сирена. Потом в перерывах пошли объявления на рус/лат/англ. языках о необходимости и по указанию охраны проследовать к выходу. Но — все кассы работали; бутики, включая Drogas, работали. Охранник мирно беседовал с кассиршей. Вопрос — почему не была приостановлена торговля, не была произведена эвакуация всех и вся?»

Facta concludentia

Президент Андрис Берзиньш задал направление мыслей государственным чиновникам, заявив, что трагедию в «Maxima» следует расценивать не иначе, как «массовое убийство беззащитных людей». Госуполномоченный по правам человека Юрис Янсонс добавил, что в большой мере ответственность за трагедию в Золитуде должно взять на себя и правительство. Такие заявления дают надежду, что на сей раз дело не ограничится поиском «стрелочников». Но в чем же заключается точная причина катастрофы?

На данный момент основной версией причин обрушения крыши магазина считается нарушение строительных нормативов в процессе озеленения крыши здания. Установлено, что огромные мешки с землей, предназначенные для соответствующих работ, были сложены на крыше супермаркета в одном месте — причём, не над несущими конструкциями, а между ними.

Градоначальник Риги Нил Ушаков подтвердил, что на строительство «зелёной крыши» было выдано официальное разрешение — другой вопрос, насколько качественно проводился надзор над работами. Владелец строительной компании HND Grupa Ивар Сергетс также подтвердил, что причиной обрушения крыши могло стало скопление в отдельных местах стройматериалов, доставленных для её озеленения.

Действительно ли именно это стало спусковым крючком катастрофы, должно показать следствие. Некоторые эксперты усиленно отрицают связь работ по озеленению с трагедией – особенно, как нетрудно догадаться, усердствуют представители компании Re&Re, строившей здание. Они напирают на то, что, дескать, до наложения торфяного субстрата на крыше два года находился слой гравия толщиной 150 миллиметров, а зимой она вдобавок выдерживала ещё и значительный вес снега.

Однако, по некоторым данным, информация в магазине срабатывала и раньше – но никто не обращал на это внимания. Так случилось и в день гекатомбы. Члену правления компании Maxima Latvija Гинтарасу Ясинскису пришлось подтвердить, что в четверг вечером в сигнализация в супермаркете надрывалась аж десять раз. Однако, все почему-то подумали на пожар – а поскольку никаких признаков огня не наблюдалось, члены администрации решила воздержаться от эвакуации. Красноречивая деталь: поскольку сигнализацию «вырубить» не удавалось, включилась и автоматическая аудиозапись с призывом покинуть помещение! Однако, и этот сигнал тревоги оказался проигнорирован администрацией.

Также, мало кто сомневается, что одна из причин случившегося лежит в разгильдяйстве строителей. «Постоянная текучка, вызванная острым желанием работодателя использовать бесплатный труд — отработал две недели, обещанных до аванса — пошел вон, нет денег. Зачастую, стену начинают одни, продолжают другие, а заканчивают — третьи. Это также ведет к пофигистическому отношению работников к тому, что они делают — что стараться, если далеко не факт, что заплатят… Экономия материалов, доведенная до абсурда. Зачем заливать раствором, когда можно вначале камней вниз накидать или пены напустить…», — свидетельствует очевидец.

В стране сложилась система «кормлений», при которой правящие партии распределяют крупные строительные подряды между «своими», отплачивая таким образом за спонсорство. Они же закрывают глаза на нарушения и отступления от технических норм, имеющие место при строительстве. К чему это может привести – вся Латвия убедилась в минувший четверг.