Информационно-аналитический портал «NewsBalt» перевёл статью польской публицистки Катаржины Квятковской из журнала «Polityka» о месте Украины на европейском пространстве.
Начну я с истории, произошедшей несколько лет назад. В начале 2005 года на Виктора Януковича никто не поставил бы и ломаного гроша. Политик, униженный Оранжевой революцией, испугавшись возможного ареста, спрятался в Карловых Варах. Его соратники полагали, что там он и останется. «Партия регионов» искала нового лидера.
— А тут внезапно распадается оранжевая коалиция, — рассказывал мне в 2010 году Тарас Черновол, сын легендарного диссидента с Западной Украины и долгое время близкий соратник Януковича. — Ющенко отправил в отставку правительство Юлии Тимошенко и нуждался в поддержке «Партии регионов» в парламенте. Он пригласил на беседу наших депутатов, а те охотно согласились поддержать новое правительство Юрия Еханурова. Охотно, поскольку тогда они боялись мести со стороны оранжевых. Ющенко прекрасно об этом знал, и поэтому не предлагал взамен никаких уступок. И тогда из Чехии вернулся Янукович. В аэропорту он мне сказал: «Мы ещё посмотрим!». Он навёл порядок в парламентской фракции и «Партия регионов» не поддержала новое правительство. Янукович встретился и с Тимошенко, дав ей понять, что может с ней договориться против Ющенко. Обеспокоенный таким поворотом дел, Ющенко позвонил Януковичу и согласился на его условия. Янукович из злейшего врага сделался союзником президента, тем самым показав своим людям, что может защитить их интересы. В этой интриге всё было предсказуемо: и встреча с Юлией, и то, что кто-то быстро донесёт об этом Ющенко. Это была «большая игра».
Было 25 сентября 2005 года. Президент Ющенко подписал тогда меморандум о сотрудничестве с лидером «Партии регионов». Было прекращено возбужденное против него следствие. Янукович вернулся в политический салон для того, чтобы год спустя одержать победу на парламентских выборах.
Без 25.09.2005 Янукович не был бы сейчас президентом Украины.
В 2006 году Янукович снова сыграл ва-банк: как лидер победившей партии он хотел стать во главе нового правительства. Ющенко крутил носом, не желая назначать на пост премьера своего недавнего злейшего врага. Требовалась новая интрига.
— Когда планы Януковича потерпели крах, он не отступил, — рассказывает Черновол. — Президент не хотел с ним разговаривать, и он тогда нашёл таких людей, которые могли бы на него повлиять. Я сопровождал Януковича, когда тот контактировал с Госдепартаментом США. Он принял на себя определённые обязательства, например, что не будет никакой помощи для сепаратистского Приднестровья и, что, как премьер, он поддержит основные инициативы президента.
Результатом этого стало подписание «Универсала национального единства», в котором «Партия регионов» согласилась предоставить решение о вступлении Украины в НАТО общенациональному референдуму. 4 августа 2006 года Янукович во второй раз стал во главе правительства.
Теперь я попрошу вас вместо слова «Ющенко» написать «Евросоюз», а вместо «Тимошенко» — «Россия». «США» можно оставить без изменений.
Янукович тестирует Европу — проверяет, можно ли будет подписать союзный договор без выполнения главного условия Брюсселя — освобождения Юлии Тимошенко.
Европа тем временем наивно продолжает играть с открытыми картами. Особенно Польша. Польские евродепутаты — я имею в виду не только рядовых депутатов, но и тех, кто занимает высокие посты, на которых принимаются решения — публично говорят, что следует сделать всё, чтобы Украина подписала договор в Вильнюсе.
«ВСЁ» — какая удобная позиция на переговорах! С таким «всё» наверняка можно много чего выторговать.
Евросоюз сделал освобождение Тимошенко символом, необходимым для евроинтеграции Украины. На мой взгляд, это была ошибка, но молоко уже пролилось. Отказавшись от этого символа и пойдя на поводу у Януковича, Европа пошлёт Киеву сигнал: нам не хватает последовательности, наши принципы немногого стоят.
Это небезопасно, это вызывает вопрос: будет ли Брюссель так же «последовательно» реагировать на пацификацию оппозиционных протестов на Украине?
Ещё полбеды, если бы действительно речь шла об историческом выборе нашего восточного соседа, «Украина в Европе» и всё такое. Но это пустые слова. Честно говоря, в расчёт принимается 46-миллионный рынок сбыта и раздувшиеся амбиции некоего министра — я не буду показывать пальцем, который считает, что успех «Восточного партнёрства» будет и его личным успехом. А без соглашения с Украиной отпадут последние сомнения в успешности всего проекта «Восточного партнёрства».
Об авторе. Катаржина Квятковска, польская журналистка. Образование — факультет международных отношений по специальности «Востоковедение». Работала в Минске, Киеве, Харькове, Москве. В 2006 году Квятковскую объявили персоной нон грата в Белоруссии. В 2011 году получила награду Amnesty International «Перо надежды» за лучший текст о правах человека — за интервью с бывшим начальником СИЗО Олегом Алкаевым, который получил политическое убежище в Германии и считается бывшим шефом «расстрельной» команды в Белоруссии. В своём блоге Квятковская пишет: «Я люблю Россию, а также Белоруссию, Украину и большинство стран бывшего СССР».
Внимание! Приглашаем наших читателей принять участие в опросе, размещённом на главной странице «NewsBalt». По вашему мнению, чем закончится «евромайдан» на Украине? Выбирайте вариант ответа, который вам по душе.