В конце октября нынешнего года глава представительства ЕС в Минске Майра Мора на международной конференции «Стратегии будущей политики ЕС в отношении Беларуси» в Вильнюсе официально объявила о том, что Совет Евросоюза продлевает действие санкций в отношении Белоруссии до 31 октября 2014 года. При этом было решено, что «более нет причин для нахождения в списке 13 человек и пяти предприятий».
С одной стороны, данное событие не является жизненно важным для Белоруссии, так как европейские санкции никогда не выходили за рамки морального давления, не причиняя серьёзных проблем экономике страны в целом. Скорее наоборот, экономическое сотрудничество становится тем сильнее, чем слабее развивается политическое. Дело в том, что ни у белорусского руководства, ни у руководства ЕС, преследующих каждый свои интересы, кроме торгово-экономических связей на сегодняшний день практически нет иных инструментов для поддержания двухсторонних отношений. Если рухнут и эти связи, то Брюссель окончательно потеряет даже теоретическую возможность влияния на Белоруссию, а Минск окажется в крайне тяжёлом экономическом состоянии, так как именно внешняя торговля с ЕС до сих пор является главным источником пополнения валютных резервов страны.
С другой стороны, в решении ервочиновников прослеживается их непреодолимое желание усидеть сразу на нескольких стульях, получив от этого как можно больше экономических и политических бонусов. И даже заявление Моры о том, что «данное решение (об отмене санкций против ряда лиц) не означает изменения политики ЕС в отношении Беларуси. ЕС продолжит политику критического взаимодействия со страной», выглядит крайне неубедительно. Особенно на фоне последних лет, в течение которых белорусские власти так и не сделали серьёзных шагов навстречу Брюсселю и не дали положительного ответа на предложение ЕС начать переговоры по соглашению об упрощении визового режима.
Более того, если посмотреть на то, кого Евросоюз исключил из нынешнего списка, то приходится констатировать, что в Европе, как минимум, слабо представляют себе ситуацию в Белоруссии, а среди европейских чиновников существует достаточное количество людей, готовых лоббировать интересы крупного белорусского капитала, несмотря ни на какие политические проблемы.
Хотелось бы напомнить, что в настоящее время под визовые и экономические санкции ЕС подпадают 242 белорусских чиновника, в том числе Александр Лукашенко, и 25 белорусских компаний. Визовые санкции в отношении министра иностранных дел Владимира Макея временно приостановлены, так как в Европе посчитали необходимым вести переговоры с ближайшим окружением белорусского лидера напрямую, а не заочно с использованием «глухого телефона» и оппозиции.
Однако наиболее интересным в нынешней ситуации является то, что из нового списка исключили 5 компаний, которые принадлежат белорусского бизнесмену Владимиру Пефтиеву: «Деловая сеть», «Системы инвестиций и инноваций», «Сен-Ко», «БТ Инвест» и «Техносоюзприбор» (в мае 2013 года из «чёрного списка» убрали «Спорт-Пари» и спиртзавод «Аквадив»). Теперь под санкции попадают только «Белтелекоммуникация», «Белтехэкспорт», «Белтех Холдинг» и «Спецприборсервис». Сегодня Пефтиева считают одним из наиболее успешных белорусских бизнесменов. До мая 2012 года он являлся мажоритарным акционером «Белтех Холдинга», которому принадлежала компания по торговле оружием и спецтехникой ЗАО «Белтехэкспорт» (продан российскому предпринимателю Дмитрию Гуриновичу, бывшему советнику Пефтиева в сотовой компании Velcom). Говорить о состоянии Пефтиева сложно, но известно, что ещё в 2010 году украинское издание «Дело» оценило его в один миллиард долларов США.
Почему же с некоторых чиновников и компаний Пефтиева постепенно снимают ограничения, а другие белорусские бизнесмены, например, Юрий Чиж и Анатолий Тернавский и представители госструктур всё также остаются в «чёрном списке»? При этом белорусский МИД оценивает происходящее ни много, ни мало, а как «позитивный шаг». Здесь необходимо отметить несколько важных аспектов.
Во-первых, известно, что юристы Пефтиева весьма удачно использовали действующую правовую базу в странах ЕС. Вряд ли внесённые в список бизнесмены сильно страдают от невозможности посетить «Акрополис» в Вильнюсе или насладится видами Барселоны. Однако им доставляет неудобство то, что страны ЕС одновременно заморозили активы подконтрольных компаний, зарегистрированных на территории Евросоюза. Поэтому не удивительно, что Пефтиев начал судиться с Советом ЕС ещё два года назад – сразу после утверждения «чёрного списка», и делает он это, по-видимому, весьма удачно.
Похоже, что европейская нормативная база позволяет менять решения в отношении одного и того же человека в зависимости от политической и экономической конъюнктуры. Например, нечто подобное произошло и с саудовским бизнесменом Яссином Кади, которого после терактов 11 сентября 2001 года включили в «антитеррористический список» как лицо, которое может финансировать боевиков Аль-Каиды. Но 22 июля в Европейском суде Кади смог доказать, что его связи с боевиками всего лишь фантазии чиновников из ЕС и США, а потому его из списка исключили.
Интересно то, что на рассмотрении в Суде справедливости Евросоюза дела Пефтиева настаивает не столько он сам, сколько власти Литвы – Главный административный суд республики. Литовцы пытаются через европейские инстанции обжаловать выигранный Пефтиевым у них же самих процесс: в прошлом году белорусский бизнесмен в Виленском окружном административном суде доказал, что его счета в европейских банках заморожены необоснованно. Сейчас литовское внешнеполитическое ведомство пытается сохранить лицо с помощью суда ЕС. Однако в случае, если оно проиграет его, то у белорусских бизнесменов появится реальная возможность воспользоваться прецедентом и вся система и так малоэффективных экономических санкций ЕС в отношении белорусских предприятий окажется под угрозой.
Во-вторых, нынешняя ситуация практически на 100% подтверждает факт того, что у белорусского бизнеса есть весьма влиятельные заступники в ЕС, которые не перестают его лоббировать на различных уровнях. Причём подобные телодвижения идут и со стороны некоторых белорусских оппозиционных деятелей, которые уже неоднократно заявляли о бесперспективности европейских санкций, особенно в отношении белорусских компаний. Тот же председатель движения «За свободу» и экс-кандидат в президенты РБ Александр Милинкевич считает, что «санкции против предприятий – скорее символические, они не приносят большого экономического эффекта».
Необходимо отметить, что в ЕС не хотят говорить о том, почему были сняты ограничения для компаний Пефтиева и некоторых белорусских чиновников. Майя Кочиянчич из службы спикеров Европейской комиссии, которая и должна заниматься объяснением решений Совета Евросоюза, в своем общении с прессой так и не смогла этого сделать, заявив: «Это всё, что я могу сказать: больше нет оснований, чтобы оставлять в «чёрном списке» этих 13 человек и 5 предприятий». Вот такая демократия забавная штука – европейская демократия, которая ради денежных вопросов готова абстрагироваться от собственных принципов и навязываемых другим идеалов.
И, наконец, в-третьих, в Евросоюзе абсолютно не представляют реальную ситуацию в Белоруссии, руководствуясь старыми схемами, оппозиционной информацией и неадекватным отношением к белорусско-российской интеграции. Даже нынешняя ситуация с изменением в списках демонстрирует это. В перечень был внесён Александр Лопатко, который на сайте официального журнала ЕС значится как заместитель начальника Мозырской исправительной колонии № 9 (на самом деле № 20), где он никогда не работал, а также Владимир Русакевич, успевший много лет назад перед пенсией поработать послом в Пекине. Всё это в очередной раз свидетельствует о том, что подобные списки являются всего лишь демонстрацией видимости проделанной работы еврочиновников и их оппозиционных информаторов. Не более того.
В целом же, необходимо констатировать, что происходящее сегодня в Евросоюзе, если и не полностью, то по большей части, устраивает всех: и белорусскую власть, и местную оппозицию, и еврочиновников, и даже Россию, для которой политика Брюсселя является прекрасным поводом продемонстрировать своим соседям двойственность европейской демократии.
Более того, выгодна такая ситуация и для простых белорусов, так как в Евросоюзе, для прикрытия своих политических «ляпов», постараются подсунуть обывателю пряник, в виде предложения упростить визовые вопросы, увеличения грантовой поддержки и т.п.
Поэтому в сложившейся ситуации в европейские сказки о демократии, как неподкупной и наиболее эффективной системе управления обществом, с каждым днем будут верить всё меньше и меньше. И надо сказать, что не только в Белоруссии, но и в самом Европейском Союзе, где погоня за личной выгодой, похоже, уже начала перевешивать все известные демократические принципы.