ИТОГИ-2013: Швеция и Норвегия пережили «момент истины»

Общественное-политическую жизнь Швеции и Норвегии подытожил для читателей «NewsBalt» скандинавист Аркадий Рябиченко.

Важнейшим событием уходящего 2013-го года для всей Скандинавии, безусловно, стали развернувшиеся в Швеции в конце мая этнические беспорядки. 

Всё было точно так же как в Великобритании и Франции. В предместьях Стокгольма группы молодых людей (члены иммигрантских молодёжных банд и «сочувствующие») по ночам громили магазины, полицейские отделения, станции метро, поджигали машины, здания и площадки для сбора мусора. «Пожар» иммигрантских бунтов скоро перекинулся и на другие города страны. Вскоре события приобрели новый оттенок: «проснулись» шведские ультраправые, которые захотели «успокоить» хулиганов своими силами, что, правда, было пресечено полицией. Как сообщали шведские СМИ, беспорядки были отнюдь не спонтанны, а организованы заранее.  

Чем же закончились шведские беспорядки? По официальной версии они прекратились, однако весь 2013 год пригород шведской столицы Хусбю то и дело попадал в новостные сводки. К примеру, 12 декабря неизвестные забросили на крышу местного детского сада бутылку с «коктейлем Молотова»; если бы не оперативность пожарных здание сгорело бы дотла. 

husbyNyoslobrand683.jpg

Беспорядки в Хусбю. Фото: Dn.se.

Но вернёмся к майским событиям. Не успели остыть сгоревшие Volvo в шведских пригородах, как местные профсоюзы заявили о необходимости ограничить трудовую миграцию из-за пределов ЕС. В этом с профсоюзами согласны были отнюдь не все шведские политики. В СМИ иммигрантские бунты получили неожиданное, но, тем не менее, вполне «скандинавскую» толкование. Журналисты, а вслед за ними и многие политики заявили: людей, бросавших камни в полицейских и пожарных и поджигавших школы, просто-напросто «довела» неспособность властей обеспечить им нормальные условия существования. Мигрантам уделяется недостаточно внимания, сказали представители левоцентристской оппозиции во главе с социал-демократами. К слову, нынешняя Социал-демократическая рабочая партия (СДРПШ) вполне может выбросить слово «рабочая» из своего названия, поскольку главными её заботами сейчас является борьба за права меньшинств как этнических, так и сексуальных. 

stockholmpride2013-28.jpg

Члены ячейки Социал-демократической рабочей партии — «ЛГБТ-социал-демократы» — принимают участие в cтокгольмском гейпараде 2013 году. Фото: Hbts.se

Критиковать мультикультурализм даже после Хусбю пока отваживаются немногие шведские политики. «Шведские демократы», по-прежнему, остаются единственной партией риксдага, «сомневающейся» в правильности вектора интеграционной политики Швеции. Помимо этой националистической партии с вялыми предложениями по ужесточению иммиграционного законодательства временами выступает Народная партия – Либералы. 

Лидер «Шведских демократов» Йимми Окессон (Jimmie Åkesson), как только «полыхнуло» в Хусбю, заявил изданию «Aftonbladet»: во всём виновата реализуемая властями после 1974 года щедрая иммиграционная политика. По мнению Окессона, главной причиной этнических беспорядков является «безответственная раскалывающая общество политика, осуществлявшаяся в течение многих лет и ведущая к напряжённости и разногласиям в обществе». 

«Шведские демократы» издавна обращают внимание властей на сложившуюся в иммигрантских районах криминогенную обстановку. Не так давно один из партийных лидеров Кент Экерут (Kent Ekerot) в очередной раз осудил на страницах одной из шведских газет перестрелки, которые члены преступных группировок регулярно организуют в иммигрантских районах. 

Так или иначе, майским беспорядки должны дать «Шведским демократам» карт-бланш на парламентских выборах, намеченных на сентябрь 2014 года. Партия также всерьёз рассчитывает попасть в Европейский парламент, выборы в который состоятся чуть ранее — в мае 2014 года. (В отличие от непарламентской Пиратской партии, «Шведским демократам» пока что ещё не получалось набрать количество голосов достаточное для того, чтобы войти в состав Европарламента). 

С приближением выборов партия националистов продолжила реформирование своей идеологии. На состоявшихся в конце ноября традиционных «Днях ”Шведских демократов”» членам партии были представлены новые идеологические документы, один из которых касался даже защиты животных. Националисты, судя по всему, делают ставку также и на избирателей Партии защиты окружающей среды – «Зелёные». А в декабре СМИ сообщили о том, что «Шведские демократы» организуют свой собственный профсоюз для работников транспортной отрасли (с «левыми» профсоюзами» националистам пока что не удаётся достичь взаимопонимания).

Отворачиваются от «Шведских демократов» пока что и правоцентристы, которые, казалось бы, должны иметь больше точек соприкосновения с националистами, нежели социал-демократы и их союзники по «левому» блоку. О том, что возглавляемая шведским премьером Фредриком Рейнфельдтом правящая Умеренная коалиционная партия (УКП) пока не готова к сотрудничеству со «Шведскими демократами», свидетельствует недавнее событие, произошедшее в городе Карлскруна. Представляющий УКП член муниципального совета этой коммуны был вынужден покинуть свой пост после того, как стало известно, что в 2012 году он помогал депутатам от «Шведских демократов» составлять бюджет. 

 Между тем число сторонников парламентских националистов остаётся стабильным. Согласно последнему в этом году исследованию общественного мнения института СИФО, результаты которого недавно были опубликованы изданием «Dagens Nyheter», на сегодняшний день поддержка «Шведских демократов» избирателями составляет 9,3%. Чтобы войти в состав правительства, партии нужно набрать 10%. Отметим, что «красно-зелёный» блок левоцентристов, возглавляемый СДРПШ, пока что имеет больше шансы на победу чем правоцентристский «Альянс» (51,3% против 38,7% избирателей).

Таким образом, у «Шведских демократов» есть реальные шансы войти в состав правительства и начать реализовывать ограничительную иммиграционную политику. Тем более что националистами в своём правительстве в 2013 году также обзавелась «соседка» Швеции Норвегия. 

Главным событием года для этой скандинавской страны, безусловно, стали состоявшиеся в сентябре 2013 года выборы в парламент (стортинг). Их победителями стали правоцентристы (или «буржуазия», как их здесь называют), сменившие у власти «красно-зелёное» объединение под руководством премьер-министра Йенса Столтенберга.

Либеральные националисты из Партии прогресса стали верными союзниками победившего на выборах лидера Консервативной партии Эрны Сульберг (остальные правоцентристы не захотели входить в одно правительство с «прогрессистами», и новый «дважды синий» кабинет стал правительством меньшинства).

Новые власти Норвегии сразу же чётко обозначили свои цели: дебюрократизация, снижение налогов и муниципальная реформа. И, конечно же, некоторое ужесточение иммиграционной политики. Националисты могли быть довольны, тем более что члены Партии прогресса получили ряд ключевых постов в кабинете Сульберг.

Председатель партии Сив Йенсен (Siv Jensen), например, заняла пост министра финансов. Йенсен – безусловный лидер и политик первого эшелона. Свидетельствует об этом тот факт, что видеозапись адресованной к бывшему премьеру Столтенбергу речи, произнесённой Сив Йенсен после выборов, попала в число наиболее популярных запросов норвежцев в поисковой системе Google в 2013 году.

В ноябре свежеиспечённый министр финансов Йенсен успешно представила государственный бюджет Норвегии на 2014 год, включающий в себя снижение налогов для самых богатых норвежцев, что, само собой, не устроило «красно-зелёную» оппозицию. Одновременно с этим Сив Йенсен предложила брать с каждого литра не облагавшегося ранее налогом дизельного топлива 52 эре пошлины.

Актуальность выбора норвежских избирателей, доверивших управление страной антиимигрантской партии, подтвердили ужаснувшие всю Норвегию ноябрьские события. Выходец из Южного Судана, получивший от норвежских властей решение о своей депортации, вместо того, чтобы ехать в Осло, а оттуда — на родину, захватил автобус "Вальдресэкспрессен" и убил всех, кто там находился. В салоне автобуса находились водитель и двое пассажиров; трагедия произошла между населёнными пунктами Ордаль (Årdal) и Тюин (Tyin) в губернии Согн-ог-Фьюранде на западе Норвегии. 

2013114204078_3.jpg

Представители норвежских спецслужб возле автобуса, где были убиты люди. Фото: H-a.no

В конце ноября убийца из психиатрической клиники был препровождён в тюрьму. Как оказалось, по данным Норвежского иммиграционного ведомства (Utlendingsdirektoratet — UDI) сейчас в Норвегии проживают более 5000 беженцев, которые хотя и были уведомлены о том, что не получат вида на жительство, но, тем не менее, все ещё находятся в королевстве. 

Таким образом, 2013 год стал для Швеции и Норвегии «моментом истины». Обе страны в прошедшем году столкнулись с неоспоримыми негативными последствиями реализации «замешанной» на мультикультурализме иммиграционной (и интеграционной) государственной политики.

Швеция и Норвегия тесно связаны друг с другом нитями исторических и культурных связей, однако, встретившись с новыми вызовами, правящие элиты двух этих стран приняли разные решения. И если Норвегия теперь осторожно движется по «датскому» пути (в Дании местные националисты в течение десяти лет успешно реализовывали ограничительную иммиграционную политику), то Швеция пока что стоит на распутье.

В новый 2014 год и Швеция, и Норвегия входят со старыми «мультикультурными» проблемами; хочется верить, что в наступающем году обе страны найдут правильный способ их решения.